В Челябинской области реализован масштабный инвестпроект. 20 марта в городе Коркино состоится официальное открытие фабрики «ЮжУралКартон» – крупнейшего на Урале, по собственным оценкам компании-владельца, предприятия по производству гофрокартона и гофротары. Инвестиции в проект составили 30 миллионов долларов, без учета оборотных средств, предполагаемый срок окупаемости – три года. Продукция этой фабрики поступит практически на все производящие предприятия региона – от продовольственных, бытовых, мебельных до машиностроительных. По мнению некоторых представителей упаковочной отрасли, «ЮжУралКартон» может столкнуться с рядом трудностей. Стать успешным коркинскому проекту может помешать слабая производственная логистика, отсутствие собственного сырья, недостаток оборотных средств, которые в данном случае должны быть значительными, считают эксперты.
Как сообщает пресс-секретарь фабрики «ЮжУралКартон» Юлия Клюшина, идея строительства в Челябинской области предприятия по производству гофрокартона и гофротары созрела у собственников бизнеса (трех челябинских предпринимателей) 1,5 года назад. Предварительно был проведен ряд маркетинговых исследований, выявляющих потребность в гофрокартоне и упаковке из него на всей территории УрФО. После выявления дефицита в данном продукте было принято решение о строительстве предприятия, специализирующегося в упаковочной отрасли, на территории Коркинского муниципального района.
Предприятие по производству гофрокартона и гофротары было создано за один год с нуля. Как отмечают на фабрике, это первое крупное отечественное предприятие из всех, открывшихся в Коркино за последние 20 лет без привлечения иностранного капитала. Объем инвестиций в проект составил, по словам пресс-секретаря фабрики «ЮжУралКартон», 30 миллионов долларов без учета оборотных средств, срок окупаемости проекта – три года.
Территория фабрики занимает шесть гектаров земли, на которых расположены котельная, два производственных цеха, два склада, а также административный корпус. Общая площадь производственных помещений составляет 11 тысяч квадратных метров. Котельная, расположенная на территории фабрики, является неотъемлемым звеном в производственном цикле предприятия, отмечают в «ЮжУралКартоне». «По технологии для производства гофрированного картона необходим пар, поэтому котельная играет значимую роль, – объясняют на предприятии. – Помимо этого котельная «ЮжУралКартона» решает такую важную задачу для города, как отопление целого района».
На собственные средства предприятия установлены новые котлы, новое автоматическое оборудование, также произведено утепление теплотрассы. Здание предприятия полностью обновлено, рабочие места для сотрудников оборудованы всем необходимым. Для удобства работников функционирует собственная столовая и здравпункт.
На данный момент на фабрике уже трудоустроено 115 человек, всего же будет принято свыше 300 работников. В городе Коркино очень высокий уровень безработицы, поэтому открытие подобного производства очень значимо для этого города, отмечают в «ЮжУралКартоне».
Областные власти уже оценили этот проект, признав его призером конкурса «Лучший инвестиционный проект Челябинской области». «Фабрика «ЮжУралКартон» стала призером данного конкурса, получив из средств областного бюджета на реализацию инвестпроекта премию в размере 400 тысяч рублей, – комментирует министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина. – Производственные мощности и расположение новой фабрики позволят удовлетворить потребности в гофрокартоне и гофротаре предприятий на всей территории Уральского Федерального округа. Учитывая, что сумма инвестиций в проект составила более 30 миилионов долларов, без учета оборотных средств, и то, что предприятие создаст порядка 300 новых рабочих мест, открытие фабрики внесет немаловажный вклад в социально-экономическое развитие Челябинской области».
Продукция «ЮжУралКартона» поступит практически на все производящие предприятия – от продовольственных, бытовых, мебельных до машиностроительных. Как отмечают на самой фабрике, теперь Коркино будет знаменит не только углем, но и «гигантом упаковочной отрасли», а именно – крупнейшей в УрФО фабрикой, производящей гофрокартон и упаковку из него. «Наши основные конкуренты расположены за пределами УрФО, – говорит Юлия Клюшина. – К тому же многие из них начали свое функционирование с советских времен, и на сегодняшний момент их оборудование изношено, хотя и проводятся попытки модернизации. Что касается оборудования фабрики «ЮжУралКартон», то оно скомплектовано по последнему слову техники и не имеет аналогов в России. Одним из преимуществ фабрики является месторасположение. Поскольку ранее в нашем регионе производства гофрокартона и гофротары такого масштаба не было, поставки потребителям осуществлялись с предприятий, «разбросанных» по всей территории РФ».
Местные представители упаковочной отрасли – руководство Челябинской картонажной фабрики и миасской производственной фирмы «Гофротара» – комментировать новый проект на рынке гофрокартона отказались. Зато свою оценку строительству фабрики «ЮжУралКартон» дали на одном из крупнейших в России предприятий по производству гофрокартона – Целлюлозно-бумажный комбинат (г. Набережные Челны). «В последние несколько лет в России наблюдался рост рынка гофроупаковки, – комментирует эксперт с ЦБК, не пожелавший назвать своего имени. – В конце 2008 года произошло перенасыщение рынка, в том числе, по причине ввода в эксплуатацию ряда новых дополнительных производственных мощностей, а так же в связи с общим падением объемов потребления. Это привело к снижению объемов производства в среднем на 15-20%, а на некоторых предприятиях – до 50%».
В сегодняшних условиях завоевание определенного сегмента рынка для новых производителей гофроупаковки является непростой задачей, cчитает представитель Целлюлозно-бумажного комбината. «Маловероятно, что в ближнесрочной перспективе рынок заметно вырастет, – говорит респондент Chel.ru. – Скорее всего, обострится конкурентная борьба между предприятиями».
По словам осведомленного эксперта, у коркинского проекта существует ряд «узких» мест, а именно: слабая производственная логистика, отсутствие собственного сырья (бумаги, картона) в сравнении с целлюлозно-бумажными комбинатами, недостаточная квалификация кадров, на подготовку которых требуется время, а также нехватка оборотных средств – а они должны быть значительными – для выхода на рынок.