Бизнес Малый бизнес Розы «провалился» в разрез

Малый бизнес Розы «провалился» в разрез

В Челябинске завтра, 4 июня, стартует процесс по иску предпринимателя Андрея Клюшина, который потерял свой бизнес в результате массового переселения жителей из аварийного поселка Роза в Коркинском районе. Цель истца – получить компенсацию от властей. Судя по всему, нынешнее судебное разбирательство потянет за собой череду подобных исков, поскольку в аналогичном положении оказалось более десятка местных предпринимателей. В региональном минстрое говорят, что без судебного решения власти никаких убытков возмещать не будут. Эксперты Chel.ru считают, что собственникам нежилых помещений будет сложно добиться компенсации – даже если суд встанет на их сторону.

Первые слушания по иску Андрея Клюшина назначены на 4 июня. Его магазин «Хозтовары» был расположен в пристрое к жилому дому по улице 8 Марта. После того, как жильцы съехали, подлежащее сносу здание «разбомбили» мародеры. Собственник обращался к местным властям, просил организовать охрану, а поскольку никто не пошел ему навстречу, некоторое время сам караулил магазин. Но когда дом отключили от тепла и электричества, пришлось вывозить имущество. По оценке банка, в котором Клюшин три года назад брал кредит в четыре миллиона рублей, стоимость находящегося в залоге магазина составляет 9 480 000 рублей.

По данным министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, администрация Коркинского района уже приступила к сносу пустующих домов поселка. Напомним, кампания по переселению жителей Розы из потенциально опасной зоны в районе угольного разреза «Коркинский» началась в феврале 2012 года по поручению Владимира Путина. Программа состоит из пяти этапов. По отчетным данным, к 1 марта на новые адреса переехали 400 семей розинцев (1074 человека). Сейчас реализуется четвертый этап, который планируется завершить к октябрю текущего года.

Коркинский угольный разрез – самый глубокий в Евразии и единственный в мире карьер, где добывают уголь с глубины более 500 метров открытым способом. Сейчас его глубина достигает уже 500 метров и продолжает увеличиваться. Проектная глубина – 610 метров. Диаметр воронки разреза – полтора километра.

В результате переселения жильцов из ветхо-аварийной зоны на грани разорения оказались около 15 розинских предпринимателей. По словам Полины Ковалевой, когда она занялась организацией пельменного производства в здании бывшей бани (неподалеку от «Хозтоваров» Клюшина), ей стоило немалых усилий выполнить все необходимые санитарные нормы. С учетом того, насколько требователен начальник местного санэпиднадзора, именно этот этап становления бизнеса она вспоминает как самый сложный. А теперь женщина осталась ни с чем. «Сейчас, конечно, не работаем, там уже потолок рушится», – говорит она. В сложной ситуации и другие предприниматели. У Инны Петровой был гастроном – помещение под магазин она купила в 2000 году. «И лет девять мы только строили и строили, постоянно вкладывались, покупали оборудование, доводили магазин до ума, – рассказывает Петрова. – А сейчас нам даже некуда оборудование вывезти. Нас бросили на краю этого разреза».

Поскольку компенсация стоимости коммерческих помещений в домах под снос не предусмотрена областной целевой программой по переселению, им рекомендовали обращаться в суд. «Недавно приезжали из минстроя. сказали, что нужно судиться, иначе ничего не получим, – говорит Ковалева. – Но обращаться в суд тоже ведь означает расходы. Наверное, не потяну». «Когда речь зашла о компенсации, большинство сказали, что предпочли бы получить деньги, – рассказывает Клюшин. – Вряд ли кому-то торговые площади дадут». По его словам, чиновники обещают рассчитаться через десять дней после принятия судебного решения в пользу предпринимателей (разумеется, если таковое будет принято).

В областном правительстве Chel.ru подтвердили, что возместить ущерб предприниматели смогут только через суд. «Раньше мы не могли предусмотреть таких выплат, потому что непонятно, каковы могут размеры компенсаций и так далее, – пояснил заместитель начальника управления строительства и архитектуры министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области Андрей Фалейчик. – И, разумеется, не будем препятствовать судебным решениям. Если требования предпринимателей будут удовлетворены, постараемся выплачивать как можно быстрее. Но, думаю, с учетом бюджетного планирования на это понадобится больше времени, чем десять дней».

В феврале 2012-го года на краю Коркинского разреза побывал тогда еще премьер-министр Владимир Путин и потребовал решить проблему аварийных домов в поселке Роза, сползающих в «самую большую рукотворную яму в Евразии». На переселение, благоустройство поселка и работы по рекультивации Коркинского разреза из федерального бюджета было выделено пять миллиардов рублей.

Эксперты Chel.ru считают, что розинцам будет непросто возместить убытки. «Сложно будет подобрать доказательства, так как предполагается, что их деятельность осуществляется на свой страх и риск с целью извлечения прибыли, – говорит гендиректор юридической компании «ПокровЪ», уполномоченный по правам предпринимателей от ЧО «Опора России» Татьяна Еремеева. – Сейчас, видимо, защитники работают с качественной экспертной группой по вопросам причинно-следственной связи и убытков». Управляющий консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Ольга Попова сомневается, что исковые требования – в том виде, в котором они сейчас заявлены – будут удовлетворены. «Истец просит обязать ответчиков изъять у него нежилое помещение, поэтому у суда возникает справедливый вопрос: для каких муниципальных нужд, то есть на решение каких вопросов местного значения оно должно быть изъято?» – отмечает Попова один из спорных моментов. По ее словам, требование об изъятии – это требование совершить действия, которые предусматривают определенную процедуру. И решение по таким требованиям, даже если суд вынесет его в пользу предпринимателя, будет трудно исполнить.

«Если вопросы изъятия земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости для муниципальных нужд достаточно подробно регламентированы земельным и гражданским кодексом, то в отношении нежилых помещений, напрямую не связанных с земельным участком, такого порядка по существу нет. Поэтому собственникам будет сложно отстаивать свои права», – поясняет Ольга Попова. Впрочем, в любом случае нужно заявлять денежное требование о возмещении убытков (например, вследствие принятия решения о сносе здания). И, конечно, доказывать объем убытков. «Лучшим доказательством будет оценка в рамках судебной экспертизы», – отмечает эксперт.

История вопроса по переселению жителей Розы после визита в поселок Владимира Путина представлена здесь.

Фото: Фото с сайта Gubernator74.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления