RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

6 м/c,

с-в.

745мм 62%
Подробнее
7 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Рабочие ММК забастовали в Турции

Рабочие ММК забастовали в Турции

В минувшую пятницу в канун Дня металлурга на турецком предприятии ММК – ММК Metalurji (Искендерун, Стамбул) – началась забастовка работников. Таким образом местная профсоюзная организация «Челик-Иш» намерена ускорить заключение коллективного договора. Эксперты Chel.ru считают, что теоретически объявление забастовки из-за неподписания колдоговора или по иным причинам возможно и на Южном Урале. Однако на практике собственники и руководители бизнеса стремятся найти с работниками и представляющими их профсоюзами компромисс, поскольку забастовка невыгодна ни одной из сторон. При этом эксперты указали, что не редкость, когда профсоюзы защищают интересы не работников, а руководства предприятия.

О том, что на дочернем предприятии ММК в Турции (ММК Metalurji, Искендерун, Стамбул) началась забастовка, служба внешних коммуникаций ММК сообщила 19 июля. Забастовка работников объявлена по инициативе турецкой профсоюзной организации «Челик-Иш», уполномоченной защищать интересы работников металлургической отрасли – членов данного профсоюза – на предприятиях, расположенных на производственных площадках в указанных городах. Причиной послужили определенные разногласия по вопросам размеров заработной платы и компенсаций для работников MMK Metalurji при заключении коллективного договора. Интересная деталь: поскольку разногласия не были урегулированы в сроки, прописанные законодательством Турции, профсоюз был обязан инициировать забастовку. В противном случае «Челик-Иш» в законодательном порядке утрачивал бы гослицензию на право представления интересов работников MMK Metalurji.

Комплекс MMK Metalurji включает в себя: электросталеплавильный цех с литейно-прокатным модулем, цех холодной прокатки, агрегат горячего цинкования, линию полимерного покрытия в Искендеруне, два сервисных металлоцентра в Искендеруне и Стамбуле, а также морской порт. Проектная мощность MMK-Metalurji составляет 2,3 млн тонн плоского металлопроката в год. Продукция реализуется в Турции, а также экспортируется на зарубежные рынки, в частности, на Ближний Восток и в страны Средиземноморского бассейна.

Как уточнили в ММК, одновременно стороны продолжают переговоры по заключению коллективного договора. «Руководство ММК заявляет о своем понимании позиции профсоюза и работников компании в Турции и прилагает все усилия для нормализации обстановки и возвращения к работе участников забастовочного процесса, – акцентировали в группе ММК. – В подтверждение своего намерения компания продолжает переговорный процесс с профсоюзом c целью скорейшего достижения дружественных договоренностей в интересах работников и самой компании».

По мнению экспертов Chel.ru, забастовка на турецком активе ММК окажет незначительное влияние на деятельность группы.

«Учитывая, что Турецкий дивизион ММК в целом практически не генерирует положительных денежных потоков, а также генерирует лишь 7,5 процента выручки компании, то забастовка не окажет существенного влияния на финансовые показатели группы, – высказывается аналитик «Инвесткафе» Андрей Шен. – Также забастовка не повлияет и на деятельность самого комбината в Магнитогорске, так как производственные циклы турецкой и магнитогорской площадок никак не связаны. А поскольку забастовка в целом является «технической» и организована местным профсоюзом, то риски в целом минимальны».

Оценивая ситуацию на южноуральском рынке труда, респонденты сайта отметили, что бастовать не выгодно ни работодателю, ни сотрудникам, а потому обе стороны стремятся найти компромиссное решение. По их словам, подобная протестная акция для некоторых предприятий может обернуться непоправимыми потрясениями.

«Вопрос об объявлении забастовок очень сложен и вызывает негатив как у работодателей, так и у рабочих, – считает заместитель председателя межрегионального межотраслевого профессионального союза «Содружество» Денис Гнеушев. – Забастовка на предприятии – это крайняя мера, не выгодная ни профсоюзам, ни работникам, ни работодателям. Проще сесть за стол переговоров и постараться решить проблему».

«Наш профсоюз является первой по численности организацией горно-металлургической отрасли по России, – рассказывает заместитель председателя горно-металлургического профсоюза России «Правовой центр «Металлург» Александр Коротких. – В составе нашего правового центра – 36 первичных профсоюзных организаций численностью более 108 тысяч человек. Это работники Ашинского метзавода, ММК, «ММК-Метиз», ЧТПЗ и других крупных и не очень предприятий. Вместе с тем, несмотря на столь большую численность, прямых забастовок у нас не было давно, потому что, наверное, умеем договариваться. А острые моменты, когда работникам некоторых предприятий приходилось выйти на митинг с плакатами и требованиями, все же удавалось разрешить».

По словам Александра Коротких, даже в непростые 90-е годы работники горно-металлургической отрасли понимали, что забастовать – значит остановить предприятие и остаться без зарплаты. Забастовать легко, выйти же из этого состояния – гораздо сложнее. «К тому же в нашей отрасли остановка, к примеру, доменной печи приведет к остановке производства не на один год, – пояснил он. – Отчасти и поэтому больших потрясений в нашей отрасли не было: обе стороны вынуждены искать компромисс».

Вместе с тем, по словам экспертов, коллективный договор или некоторые действия руководства предприятия могут стать причиной забастовки и в России. Профсоюз же может повлиять как на начало протеста, так и на отказ от него.

В марте 2012 года ММК объявил о возможной продаже актива MMK Metalurji. Продажа доли в активе рассматривалась при условии его выхода на полную мощность и наличии достойного ценового предложения. В ноябре 2012 года ОАО «ММК» объявило, что дополнительные инвестиции ММК в развитие турецкого актива MMK-Metalurji могут превысить $100 миллионов. Средства планировалось направить на снижение себестоимости продукции и повышение эффективности производства. Однако неделей позже группа компаний приостановила работу своей турецкой «дочки» на срок до трех месяцев.

Если на предприятии не удается договориться по каким-либо пунктам коллективного договора, то по закону профсоюз уходит на коллективно-трудовой спор, где определяются дальнейшие шаги, пояснил Александр Коротких. Зачастую взаимовыгодное решение находится. Но бывает, что на некоторых предприятиях управленцы, рассчитывая ускорить принятие колдоговора, грозят штрафами и увольнениями, если работники не выйдут из профсоюза. «Как показывает практика, выполняют требование единицы, а в основном подобные приказы руководства дают обратный эффект и более стойкую позицию коллектива, – продолжает он. – К примеру, на «Мечеле» и паре других областных предприятий у нас и у рабочих это повлекло желание объявить забастовки и митинги. Хотя в последний момент с каждым из работодателей удавалось найти компромиссы. И в таких случаях предприятию договариваться с профсоюзом проще, чем со стачкомами и рабочкомами, которые народ обязательно организовывает при отсутствии профсоюзов. А опыт показывает: хаотично созданные профсоюзы неуправляемы и не желают брать ответственность за последствия действий».

Однако проблема, по мнению экспертов, кроется в другом: ответственность работодателя за исполнение коллективного договора не закреплена на законодательном уровне, а потому столкновения между коллективом и руководством неизбежны. Еще некоторые рабочие не стремятся вступать в профсоюзы не только из-за боязни быть уволенным, а потому, что часть профсоюзов – фикция, организации, созданные руководством компаний себе в помощь.

«Коллективные договоры есть на каждом большом предприятии, но проблема в том, что работодатель по закону не несет ответственности за неисполнение Федерального закона о профсоюзах и колдоговора, – указывает Денис Гнеушев. – А поскольку работодатель по закону не отвечает, то приходится отстаивать права его работников в судах. Обращаются часто. Приходится вмешиваться».

По его словам, сильные профсоюзы, способные заботится о правах трудящихся, на Южном Урале, конечно же, есть, но их – единицы. «Бытует мнение, что многие профсоюзы, существующие на предприятиях, аффилированы собственниками и руководителями компаний, – поясняет он. – И неудивительно: все приказы об увольнениях и переводах, согласно действующему законодательству, должны согласовываться с профсоюзом, а тот в свою очередь обязан защищать работников. Но на нашей памяти нет ни одного случая, когда профсоюз вступился бы за работника, которого увольняют, хотя и обязан это делать. В нашей области какие-то «ручные» профсоюзы, состоять в которых к тому же накладно».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления