Бизнес Уралвагонзавод: танки моды не боятся

Уралвагонзавод: танки моды не боятся

Уралвагонзавод, крупнейший в России производитель танков и железнодорожных вагонов (в корпорацию входят челябинские предприятия ООО «ЧТЗ-Уралтрак», НПО «Электромашина»), запускает производство одежды, обуви, сувенирной продукции и аксессуаров под своим брендом. На первом этапе планируется открытие интернет-магазина и трех шоу-румов в Нижнем Тагиле, в перспективе – расширение сети торговых точек в других городах, в том числе в Челябинске. Инвестиции в проект составляют 20 миллионов рублей. На УВЗ не рассчитывают на какую-то серьезную выручку, объясняя этот шаг попыткой укрепления бренда. Эксперты Chel.ru по-разному расценивают идею: одни считают, что проект имеет право на существование, причем не только ради повышения лояльности к бренду, другие сомневаются, что одежда и обувь от УВЗ найдет своего покупателя вне корпорации.

Уралвагонзавод займется выпуском одежды и обуви под собственным брендом: в первую очередь это будут толстовки, футболки, безрукавки, куртки и внедорожные ботинки. Одежду будут шить на Урале, обувь – в Китае, так что цены обещают доступные. По оценкам УВЗ, стоимость верхней одежды (например, плаща или куртки) не превысит трех тысяч рублей, футболки – около 300 рублей. Дизайн коллекции выполнен студией Алексея Маслова, которая занималась брендингом телеканала Russia Today и журнала «Сноб». Впервые одежда и аксессуары с логотипом «УВЗ» были представлены на стенде корпорации в рамках международной промышленной выставки «Иннопром-2013». Более широко проект будет презентован на сентябрьской выставке вооружений в Нижнем Тагиле.

УВЗ планирует открыть как минимум три шоу-рума в Нижнем Тагиле, а в августе компания запустит свой интернет-магазин. Инвестиции в проект составляют 20 миллионов рублей. Как отмечают на УВЗ, в дальнейшем торговые точки по продаже сувенирки будут открываться в городах присутствия предприятий корпорации. Имеется в виду и Челябинск, где находятся два завода УВЗ: ООО «ЧТЗ-Уралтрак» и ОАО «Электромашина». Напомним, новый фирменный стиль и логотип были разработаны на УВЗ в 2010 году, после прихода на завод новой команды во главе с гендиректором Олегом Сиенко. Пусть по воле случая, но заметную роль в продвижении бренда сыграла политическая история в декабре 2011 года, когда глава сборочного цеха УВЗ Игорь Холманских во время телемоста с Владимиром Путиным предложил «приехать в Москву с мужиками и разогнать митинги оппозиции».

По данным Esper Group, объем рынка готовой одежды в России по итогам 2012 года составил 58,44 миллиарда долларов. Обувной рынок, по данным Euromonitor, достиг 18,6 миллиарда долларов.

Объясняя свое решение заняться непрофильным производством, менеджмент компании ссылается на опыт западных гигантов машиностроения, таких как Boeing, JCB и Caterpillar. «Продажи одежды и аксессуаров под своим брендом традиционно приносят большие доходы западным производителям военной и дорожно-строительной техники», – отметил в беседе с «Ъ» заместитель гендиректора компании Алексей Жарич. Однако в компании уверяют, что не рассчитывают на серьезные доходы – для УВЗ это прежде всего поддержка рекламно-выставочной деятельности, а не бизнес-проект. «Мы нередко участвуем в различных выставках, и благодаря этому направлению бренд «УВЗ» станет ещё более ярким и узнаваемым», – уверен руководитель интернет-проекта по продаже брендовой одежды, обуви и аксессуаров Виталий Захаров. Что касается потенциальных покупателей, то это, его словам, «в первую очередь, сами заводчане и гости Нижнего Тагила». «Товары будут востребованы всеми, начиная от рабочих и заканчивая топ-менеджерами компании», – говорит Захаров.

Эксперты Chel.ru неоднозначно расценивают инициативу УВЗ. По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, подобная практика довольно широко распространена среди крупных компаний различного профиля, так что проект может оказаться успешным и для УВЗ. «Конечно, это прежде всего маркетинговый инструмент, ориентированный на расширение узнаваемости, увеличение стоимости бренда компании. Однако при условии эффективной реализации и сильной финансовой поддержки производство одежды и другой потребительской продукции может выйти на большие объемы», – считает Клягин.

Головное предприятие корпорации «Уралвагонзавод» находится в Нижнем Тагиле Свердловской области. Изначально завод производил тяжелые железнодорожные вагоны, во время Великой Отечественной войны был переоборудован в крупнейший завод по производству танков. Всего за годы войны здесь было собрано 25 тысяч боевых машин – больше, чем на всех заводах Германии, вместе взятых. В настоящее время завод производит полувагоны, цистерны и боевые танки Т-90.

Аналитик «Инвесткафе» Кира Завьялова не представляет, как этот шаг может повлиять на потенциал доходности или способствовать укреплению бренда. «Западные машиностроители продают не одежду, а право на использование своего уже раскрученного и известного бренда производителям одежды, – говорит эксперт. – Например, в Caterpillar идея переключиться на совершенно другой вид продукции возникла из-за необходимости обеспечить своих многочисленных сотрудников одеждой и обувью нужного качества, а эффект от этого, думаю, не предвидели даже в самой компании». По мнению Завьяловой, УВЗ – не тот бренд, который можно продвинуть за счет выпуска одежды и сувениров. «В рамках масштаба бизнеса корпорации каких-то серьезных доходов от непрофильного производства тоже не предвидится. Хотя спрос на дешевые вещи будет – как минимум со стороны работников завода», – добавляет она.

По мнению директора российско-китайской компании «ЮМЕК» Ван Лигана, еще больше можно было бы сэкономить, если бы УВЗ обратился к местным обувщикам. «Не совсем понимаю, зачем возить обувь из Китая, – говорит Ван Лиган. – Могли бы, к примеру, заказывать у нас (компания реализует несколько инвестиционных проектов в Челябинской области, в том числе производство обуви в Кунашакском районе. – Прим. автора) или в «Юничел». Мы же возим материл из Китая, а здесь шьем. Качество то же самое. Полуфабрикаты не облагаются таможенными пошлинами, у нас только транспортные расходы плюс рабочая сила, которая и в Китае, и здесь примерно одинаково стоит. А если они будут готовый продукт везти из Китая, то придется выплачивать таможенную пошлину в 20 процентов от стоимости вывозимого товара».

На УВЗ уверяют, что «вся одежда шьется по нашим лекалам, а не просто нашивается логотип». Из преимуществ Виталий Захаров отмечает хорошее соотношение цены и качества, эксклюзивный дизайн, интересные камуфляжные принты. «То есть это продукция для всех, кто любит недорогую, но качественную одежду», – говорит он.

Челябинский стилист Ольга Шалашова сомневается, что брендовая одежда от УВЗ будет пользоваться широким спросом. «В модном бизнесе не все так просто, и если нет многомиллионной аудитории, которая готова покупать продукцию, то на успех вряд ли можно рассчитывать», – говорит она. Сама она точно не купит плащ или куртку от УВЗ. «Ну разве что с той целью, чтобы показывать своим студентам как вариант коллаборации – вот, мол, и так бывает», – добавляет Шалашова.

Фото: Фото с сайта Uvz.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления