Бизнес Покупатели vs сети: цена бьет качество

Покупатели vs сети: цена бьет качество

В преддверии Всемирного дня качества производители, ученые, представители торговых сетей и госструктур выяснили, что определения «качество» относительно продукции или услуг в российском законодательстве не существует. Что в это понятие вкладывают потребители, как выбрать качественный продукт и какова в этом роль производителей и продавцов – в статье на Chel.ru.

Качество – понятие субъективное

Сегодня, 13 ноября, в канун Всемирного дня качества в пресс-центре «КП – Челябинск» разгорелась активная дискуссия о том, что такое «качественная продукция».

«Понятие качества не определено ни в каком законодательном или нормативном акте, поэтому оценка качества достаточно субъективна, – комментирует коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Я сейчас не беру во внимание, что есть надзорный орган, определяющий содержание или отсутствие того или иного компонента в продукте. Любой продукт, представленный на полках сетевых магазинов, по сути своей уже качественен, потому что магазины к наличию сертификации подходят достаточно серьезно и не выставляют продукцию, не соответствующую стандартам Роспотребнадзора и других надзорных органов. Поэтому понятие «качественного продукта» используют потребители на основании своего собственного субъективного мнения».

По мнению эксперта, потребитель вкладывает в это понятие множество критериев, порой вызывающих вопросы. «У разных потребителей критерии качественного продукта могут отличаться, – продолжает Андрей Грибанов. – Они учитывают все: вкус, консистенцию, состав, упаковку и даже соотношение этих характеристик с ценой. И нередко итоговая оценка потребителя удивляет». Эксперт привел пример с жалобами покупателей на то, что молоко одной компании прокисает, а другой – нет. «И здесь ответ на вопрос о качестве не может быть однозначным, – уверен господин Грибанов. – Ведь если молоко прокисает, значит, оно натуральное, без антибиотиков. Думаю, должно настораживать, если этого не происходит и по окончании срока годности или при неправильном хранении продукт начинает горчить. И можно ли с уверенностью сказать, что прокисшее молоко менее качественное, когда причиной было неправильное хранение на каком-то из этапов его доставки потребителю?»

Кто слабое звено в товарной цепочке

Зачастую потребитель слышит от производителей, что у них замечательная, качественная продукция, просто магазин передержал ее на полках. А торговля парирует: что нам привезли, то и продаем. Какую лепту вносят в качество продуктов магазины и как выяснить, кто в товарной цепочке слабое звено?

«Если говорить о кисломолочной продукции, не содержащей консерванты, то средний срок годности молока, сметаны, творога и прочей кисломолочки – пять суток, – рассказывает директор ООО «Урал Молоко» Вячеслав Штеркель. – Нередко срок хранения кисломолочной продукции более чем в пять-семь суток говорит об использовании консервантов. К сожалению, бывает, что, добавляя консерванты, производитель не сообщает об этом на этикетке, а определить это на вкус проблематично. Хотя увеличение срока хранения именно для молока возможно и с помощью пастеризации или инновационных упаковочных решений».

Для того, чтобы доставить свежую продукцию потребителю, упаковки недостаточно, уверены эксперты.

«У продукции фреш – кисломолочка, хлеб, овощи – должна быть грамотная и короткая логистическая цепочка, – считает Андрей Грибанов. – Именно поэтому продукты этой категории представлены в магазинах нашей сети преимущественно южноуральского производства. Такую продукцию важно не только правильно хранить в магазине, но и доставлять, соблюдая температурный режим. Мы свои обязательства по хранению продукции выполняем в полном объеме».

«Если говорить о кисломолочной продукции, то жители нашего региона предпочитают скоропортящийся продукт, – продолжает Вячеслав Штеркель. – Явное тому подтверждение в том, что рынок пастеризованной продукции на Южном Урале не растет уже несколько лет. Поэтому наш и большинство южноуральских молокозаводов работают не на склад готовой продукции, а под заказ. Логистика у нас очень короткая. Продукцию перевозим в спецтранспорте, за ее качество уверены. Знаю, что когда товар встает на полки магазинов, вопросов к его хранению не возникает – все в нужном температурном режиме. Но поскольку нарекания к кисломолочке все же случаются, думаю, сбои происходят во время длительной и неграмотной разгрузки».

«Должна быть командная работа производителей и продавцов, – уверена начальник отдела управления системы качества филиала «Балтика-Челябинск» Инна Некрасова. – То есть каждый должен отвечать за качество на своем участке: производитель – за ингредиенты, торговые сети – за условия хранения в сроки годности. А если продукция отгружается не напрямую, то условия хранения на складах-дистрибьютеров должен аудировать производитель».

Дешево и сердито или качественно и дорого?

Всевозможные опросы показывают, что большинство южноуральцев желают потреблять натуральные продукты, не содержащие консерванты, красители и ГМО, и готовы за это платить чуть больше. Респонденты обсудили, как найти баланс между долгими сроками хранения и хорошим качеством продукции.

Всемирный день качества отмечается во многих странах мира каждый второй четверг ноября с 1989 года. Его цель – в повышении значения высокого качества продукции и услуг, а также в активизации той деятельности, которая направлена на привлечение внимания к проблеме качества. Ведь речь идет не только о безопасности товаров для человека и окружающей среды, но и о степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей, пишет «Википедия».

«При производстве качественного продукта главное – использовать хорошее сырье, – уверен генеральный директор мясоперерабатывающего комбината «Пельвар» Дмитрий Норец. – В итоге получается вкусный продукт без добавок, который потребители обязательно оценивают по достоинству. Конечно, в последнее время грамотных покупателей становится больше – помогают различные телепередачи о вреде добавок. Но вместе с тем вижу, что на рынке по-прежнему изобилуют мясные продукты стоимостью по 160-170 рублей, которые прекрасно покупают. Понятно, что такие продукты просто не могут состоять из мяса – рыночная цена вырезки свинины составляет 250-270 рублей. Получается, что не каждый потребитель готов платить за качество. А федеральные сети, которые требуют дешевой продукции, например готовый мясной продукт по 160 рублей, подстегивают спрос на некачественные товары. Радует, что хоть местные сети относятся к производителям качественной продукции лояльнее и ориентируются зачастую на грамотного потребителя, не экономящего на здоровье своем и детей».

«Население не может прокормиться натуральным продуктом, поэтому и существуют всевозможные добавки и ГМО, – комментирует Андрей Грибанов. – Думаю, все понимают, что натуральная колбаса не может продаваться за 160 рублей, если килограмм мяса стоит на 70 процентов дороже. То есть погоня за ценой традиционно идет в ущерб качеству».

Все ли секреты раскрывает этикетка?

Помочь понять потребителю, какой товар качественнее, поможет внимательное чтение этикеток. Однако нельзя гарантировать, что производитель не вводит потребителя в заблуждение, утаив часть информации, уверены эксперты.

«Потребитель должен учиться читать этикетки, – считает доцент кафедры товароведения и экспертизы потребительских товаров Института экономики, торговли и технологий ЮУрГУ Ирина Калинина. – Например, обязательно нужно обращать внимание на мелкий шрифт. Стоит понимать, что «ароматизатор, идентичный натуральному» – это химическая добавка, а Е-330 – обычная лимонная кислота. Хотя не всегда, прочитав этикетку, можно получить верную информацию о продукте. Есть производители, которые намеренно не соблюдают требования по маркировке, утаивая от потребителя часть информации». В подтверждение этого эксперт рассказала о многочисленных самостоятельных проверках продукции.

«У нас достаточно хорошо оснащены лаборатории, где мы со студентами часто исследуем те или иные продукты, – рассказала Ирина Калинина. – И зачастую такие эксперименты убивают веру в натуральные продукты. Микроскопические исследования показывают, что в продуктах содержатся ненатуральные вещества, например загустители, которых по информации на этикетках там быть не должно».

Вместе с тем в покупке продуктов с добавками во многом виновато и отсутствие воспитания потребителей.

«Хорошее дешевым не бывает. Но вот парадокс: даже понимая это, многие готовы закрывать глаза на наличие в продукте добавок», – обращает внимание Андрей Грибанов.

«К сожалению, научиться читать этикетки – недостаточно, – резюмирует Ирина Калинина. – В глубине души, наверное, каждый желает есть продукты без красителей, консервантов и прочей гадости. Но, приходя в магазин, мы обычно вспоминаем, что потратить хочется меньше».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления