Бизнес Авиакассиры «пролетят» с вознаграждением

Авиакассиры «пролетят» с вознаграждением

«Аэрофлот» и другие крупные авиакомпании намерены в 2014 году прекратить выплаты агентских процентов за продажу билетов – таким образом перевозчики последуют опыту западных коллег и смогут сэкономить на дистрибуции. Пока авиакомпании «тянут резину» с принятием официальных решений, агенты, чтобы компенсировать потери, вводят дополнительные сервисные сборы. Как это повлияет на стоимость авиабилетов – в материале Chel.ru.

Раньше продавцы авиабилетов получали в качестве агентского вознаграждения от семи до десяти процентов от стоимости билета, а примерно полгода назад большинство авиакомпаний снизили планку до трех–четырех процентов. В частности, «Аэрофлот» ввел единую базовую ставку на все классы обслуживания, которая составила четыре процента вместо прежних семи за экономкласс и девяти процентов – за «бизнес». А с января следующего года, как уверяют участники рынка, авиакомпания обнулит комиссию. Кстати, в 2004 году «Аэрофлот» уже проводил похожий эксперимент – тогда перевозчик решил отменить агентское вознаграждение, оставив партнерам только бонусную систему за выполнение плана. Но продажи сразу же начали падать, и комиссии пришлось вернуть.

По данным Транспортно-клиринговой палаты (ТКП), на долю агентств приходится более 70% продаж авиабилетов. Остальные 30% авиакомпании продают сами (через сайты и кассы). В 2012 году в России было продано более 40 млн авиабилетов. Исходя из средней цены билета на уровне пяти тысяч рублей (оценка ТКП), объем рынка превышает 200 млрд руб. в год.

Очевидно, российские перевозчики хотят пойти тем же путем, что и зарубежные авиакомпании, большинство из которых давно уже отказались от комиссий. Например, Lufthansa предлагает если не нулевое, то символическое вознаграждение в один евро, Emirates и Czech Airlines платят за продажу билета экономкласса всего лишь по одному проценту. Цель такой отмены – сокращение расходов на дистрибуцию, одной из немногих статей, поддающихся управлению. Правда, представители авиакомпаний неохотно распространяются на тему агентских вознаграждений, ссылаясь на коммерческую тайну в отношениях между перевозчиком и его контрагентами. «Мы работаем на договорных условиях и не можем раскрывать эти данные, ведь речь идет не только об интересах авиакомпании», – отметил руководитель пресс-службы авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергей Антонов.

Эксперты считают, что авиакассирам – как оффлайновым, так и виртуальным – чтобы зарабатывать, придется взимать дополнительные сервисные сборы с покупателей и субагентов, перепродающих билеты. Как отметил в беседе с РБК daily гендиректор холдинга «Випсервис» (объединяет агентства по продаже авиабилетов Biletix и «Портбилет») Дмитрий Горин, в следующем году авиапассажиры будут возмещать продавцам билетов агентские сборы, которые раньше оплачивали российские авиакомпании. По его оценке, фиксированный сбор с пассажиров составит в среднем около 800 рублей. В принципе, о введении дополнительных сборов на уровне 10–20 евро с билета говорили еще летом, когда перевозчики «хором» снизили комиссии. И уже тогда, прогнозируя ход дальнейших действий авиакомпаний, крупные участники российского агентского рынка признавали необходимость увеличивать сборы.

По словам директора по туризму компании «Пегас-Тур» Александра Юдовича, большинство челябинских продавцов уже заявили о том, что с 1 января 2014 года введут дополнительные сборы. «Иначе им будет сложно удержаться на рынке, – поясняет г-н Юдович. – Так что с Нового года очень многим клиентам будет выгоднее покупать билеты на сайте авиакомпании, чем в агентствах». Вместе с тем эксперт отмечает, что «Пегас-Тур» принял решение не менять ценовую политику из-за обнуления комиссий. В общем и целом перестройка рынка продаж авиабилетов неизбежна, и сложнее всего придется мелким участникам рынка – агентствам с небольшими объемами продаж. «Чтобы сохранить рентабельность, они будут вынуждены ввести дополнительные сборы и, скорее всего, начнут терять клиентуру – люди будут уходить либо на сайт перевозчика, либо в агентство, которое не берет дополнительный сбор, – отмечает Юдович. – Особенно остро почувствует разницу в цене корпоративный клиент – в связи с большими объемами приобретения билетов».

На отмену агентских комиссий отреагирует и онлайн-рынок продажи авиабилетов (он составляет 15–20 процентов от общего объема продаж). Различные сервисы уже внедряют новые услуги: поиск билетов на рейсы лоу-кост-перевозчиков, хранение паспортных и платежных данных, бронирование билета с возможностью отсрочки оплаты и так далее. Однако, по мнению директора туристической компании «Сусанин» Анатолия Гуревича, вряд ли стоит рассчитывать на взрывной рост онлайн-продаж вследствие отмены агентских комиссий. «Онлайн-сектор в нашей стране ограничен сложностями процедур выписки, обмена и возврата билетов, да и общим недоверием ко всей этой системе, – говорит он. – Динамика будет, но рост этого рынка так или иначе подвержен скорой стагнации».

Игроков челябинского рынка продаж авиабилетов смущает не столько отмена агентских процентов, сколько неопределенность в отношениях с авиакомпаниями. «Сегодня уже 25 декабря, а у «Аэрофлота», как это ни странно, до сих пор нет никакого официального заявления по этому поводу, – отмечает Анатолий Гуревич. – Так что беда не в самой отмене комиссий, хотя это достаточно болезненно, а в отсутствии согласованных правил игры между перевозчиками и агентами. Эта нестабильность больнее всего бьет по рынку. В ожидании изменений агентства вынуждены реагировать упреждающим образом и повышать цены. Но вернут ли они прежние цены, если изменений не произойдет - большой вопрос».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления