Бизнес Авиаперевозчиков заподозрили в сговоре

Авиаперевозчиков заподозрили в сговоре

Челябинское УФАС проводит расследование по делу о возможном ценовом сговоре авиаперевозчиков, осуществляющих полеты по маршруту Челябинск–Москва. Поводом для проверки стали жалобы челябинцев на высокую стоимость авиабилетов. Об этом руководитель Челябинского УФАС Анна Козлова рассказала 5 февраля на пресс-конференции. Каковы шансы антимонопольщиков доказать факт сговора и что может повлиять на снижение «московских» тарифов – в материале Chel.ru.

Челябинское УФАС подозревает в картельном сговоре четырех крупных авиаперевозчиков, осуществляющих перелеты по маршруту Челябинск–Москва: компании «Аэрофлот», «Сибирь» (бренд S7), UTair и «Уральские авиалинии». «Со стороны антимонопольного органа компаниям предъявляется обвинение по признакам антиконкурентного соглашения, – отметила Анна Козлова. – Основные признаки сговора выявлены, сейчас специалисты управления продолжают сбор данных».

С начала 2011 года территориальные органы ФАС РФ возбудили против авиакомпаний в общей сложности около 30 дел. ФАС удалось оштрафовать «Якутию», «Руслайн» и «Саравиа» за нарушение антимонопольного законодательства, размер штрафов составил от 300 до 800 тысяч рублей.

Рост стоимости авиабилетов на маршрут Челябинск–Москва стал особенно заметен после ухода с рынка лоукостеров Red Wings, Sky Express и «Кубанские авиалинии». Сначала антимонопольная служба проверила рейсы в Сочи и Санкт-Петербург. Суть претензий была в том, что лететь из Екатеринбурга в направлении Санкт-Петербурга якобы дешевле, чем из Челябинска. А один мужчина пожаловался, что улетел в Сочи за 4,5 тысячи рублей, а обратно вынужден был вернуться тем же авиарейсом, но уже за 17,5 тысяч рублей. Однако нарушений на этих направлениях не было выявлено. Цена билетов, как пояснили эксперты УФАС, определяется целым набором условий, поэтому стоимость полета одним и тем же рейсом может значительно различаться.

«Оценка стоимости воздушного перелета производится перевозчиком при учете комплексного анализа фактических обстоятельств, – подтверждает ведущий юрисконсульт консалтинговой компании «Лигал Эксперт» Валерий Истомин. – Это и изменение погодных условий, рост или снижение стоимости топлива, динамика пассажирских потоков и так далее».

Эксперты Chel.ru по-разному расценивают обвинения в адрес перевозчиков. «Почти на сто процентов уверен, что сговора не было, – говорит директор туркомпании «Сусанин» Анатолий Гуревич. – Просто авиакомпании очень внимательно следят друг за другом, и если кто-то поднимает цену, другие начинают под нее подстраиваться. И цены не меняются в один момент, всегда бывают интервалы в день, два, неделю. Если авиакомпания снижает стоимость билетов на какой-то маршрут, а через неделю снижают все остальные, потому что вынуждены – их что, тоже обвинять в картельном сговоре?»

Заместитель директора туркомпании «Русь Тревел» Дмитрий Киселев напротив допускает возможность согласованных действий, но, по его мнению, доказать это будет крайне сложно. «На разницу в цене билетов влияют стоимость аэропортовых сборов, топлива, обслуживания самолетов и так далее, – перечисляет Киселев. – Факторов множество». А повлиять на снижение стоимости билетов могут только конкуренция и спрос, уверен Анатолий Гуревич.

Сейчас из Челябинска в Москву ежедневно отправляется 11 авиарейсов в утреннее, дневное и вечернее время. Из международного аэропорта Челябинска можно совершить перелет в московские аэропорты Шереметьево, Внуково, Домодедово.

Валерий Истомин не берется оценивать шансы Челябинского УФАС в этом споре, но, по его словам, антимонопольщикам придется подробно изучить огромный объем информации «о взаимосвязи изменений стоимости билетов и фактических обстоятельств, в силу которых такие изменений могут произойти». «При этом выводы в любом случае будут небесспорными», – добавляет юрист.

Эксперты считают, что авиакомпании – если их признают нарушителями – попытаются оспорить факт сговора, как это произошло в Перми и Иркутске. Осенью прошлого года территориальные органы ФАС обнаружили сразу несколько ценовых сговоров, в частности на маршрутах Москва–Иркутск, Москва–Пермь. Кроме того, признаки ценового сговора были обнаружены на рейсах из Москвы в Читу. По иркутскому эпизоду нарушителями были названы четыре авиакомпании (речь идет о тех же перевозчиках), им было предписано устранить нарушения. Как отмечал ранее и. о. руководителя УФАС России по Пермскому краю Антон Удальёв, после предписания антимонопольного органа стоимость авиабилетов должна была снизиться на 20 процентов. Однако этого не произошло – в середине сентября компания UTair подала иск к антимонопольному органу по иркутскому делу, затем с аналогичными исками выступили «Сибирь» и «Аэрофлот». В конце января решение УФАС о ценовом сговоре было признано незаконным (была оглашена только резолютивная часть судебного решения, полный текст с резонами и обоснованиями еще не готов).

В недавнем интервью «АиФ» глава ФАС России Игорь Артемьев заявил, что считает неправильной методику ценообразования в авиационной отрасли и что в управлении созданы так называемые таблицы сопоставимости, которые могли бы заставить перевозчиков «более осторожно поднимать цены на билеты». «Mы в течение семи лет создавали так называемые таблицы сопоставимости, где показали, сколько стоит билет на разных направлениях в России и за рубежом при полётах на равных условиях (одинаковый километраж, машины, сезон). С этой базой в судах будет легче доказывать завышение цен», – отметил глава ФАС и выразил надежду, что эти таблицы будут выложены в открытый доступ.

С 5 февраля 2014 года «Аэрофлот» снизил на пять процентов уровень номинированных в евро тарифов на международные рейсы из пунктов РФ. Эта мера направлена на снижение стоимости перевозки, возросшей в результате существенного падения курса российского рубля.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления