Бизнес Кого ТУРнет кризис?

Кого ТУРнет кризис?

Летний сезон-2009 участники туристического рынка Челябинска ожидают с некоторой опаской. В сфере турбизнеса распространяется информация о том, что крупные операторы могут прекратить свою деятельность в самый разгар сезона. Называть эти компании в челябинс

" title=

Летний сезон-2009 участники туристического рынка Челябинска ожидают с некоторой опаской. В сфере турбизнеса распространяется информация о том, что крупные операторы могут прекратить свою деятельность в самый разгар сезона. Называть эти компании в челябинских турфирмах пока не торопятся, отмечая лишь то, что сейчас агентства более осторожно подходят к выбору партнера. Под угрозой остаться без работы в этом году и мелкие игроки, вынужденные существенно снижать цены на свои услуги с целью удержать клиента. За это демпингующим агентствам грозит расторжение договора с туроператором. В целом же челябинские эксперты прогнозируют общее снижение продаж в сегменте выездного туризма на 30-40%.

Напомним, что этой весной все туроператоры должны на новый срок заключить договор страхования ответственности или получить банковскую гарантию. Ранее размер финансового обеспечения, которое нужно подтвердить у страховщика или банка, составлял 10 миллионов рублей – для туроператоров, занимающихся международным туризмом, и 500 тысяч рублей – для компаний, специализирующихся на туризме внутреннем. В 2009 году после принятия Госдумой соответствующих поправок в закон, фингарантии будут значительно увеличены. При новых расценках доплатить до необходимой суммы в условиях кризиса смогут далеко не все туроператоры. В связи с этим в Федеральном агентстве по туризму РФ считают, что многие турфирмы уйдут с рынка.

Прекратить деятельность туристические компании могут и потому, что экономический кризис существенно снизил их прибыль, и рассчитываться с кредиторами стало для некоторых невозможным. Так, напомним, за последние несколько месяцев официально заявлялось о банкротстве таких туристических компаний, как «Вояж-Люкс», «Альтус», «Куда.ру».

Представители челябинской туриндустрии высказывают свои опасения по поводу новой волны банкротств: по мнению экспертов, некоторые «монстры-туроператоры» не доживут и до середины летнего сезона. «Такое возможно из-за нехватки денежных средств, – говорит директор по туризму ООО «Туристическая компания «Сусанин» Александр Подпятников. – В связи с этим турфирмы должны профессионально подходить к выбору туроператора, брать во внимание не только красивую рекламу, но и учитывать ту информацию, которая ходит в туристических кругах, озвучивается на различных специализированных мероприятиях и форумах».

«Крупные компании работают на заемном капитале, – комментирует директор туристического агентства “Холидей-Тур” Ольга Тряскина. – На средства, заработанные летом, уже осенью этим компаниям нужно будет выкупать блоки на зимних направлениях. А условия сейчас, как известно, непростые, поэтому у многих дела идут не лучшим образом. Так, в Челябинске закрыла свое представительство компания “Асент Тревел”, громко вышедшая на наш рынок в прошлом году. Закрыла также офис по работе с турагентами “Роза мира плюс”». Правда последние уверили сайт Chel.ru в том, что офис был закрыт временно – работа просто перенесена в другое место в связи с оптимизацией расходов.

Как отмечают сами участники рынка, агентствам необходимо предоставлять сведения о туроператорах своим клиентам. Последним, в свою очередь, тоже стоит быть более подкованными в вопросе выбора компании, считает собеседник сайта. «Нужно обращаться к проверенным туроператорам, которые предоставляют приличные финансовые гарантии, – отмечает менеджер туристической компании «Дискавери» Елена Суслова. – Клиенты сейчас стали более осмотрительными: поступает много звонков именно за информацией. Туристы интересуются ценами, фингарантиями того или иного туроператора».

Как бы то ни было, ряд неприятных тенденций в туриндустрии однозначно наметился. Даже те, кого кризис не испугал и кто еще планирует отдых за границей в этом году, стараются не загадывать на отдаленную перспективу. Так, в Ассоциации туроператоров России (АТОР) отмечают, что в настоящее время во многих турфирмах продаются в основном поездки на самое ближайшее время, тогда как до кризиса в этот период обычно уже активно бронировались туры на лето. Подтверждают этот тренд и представители туриндустрии в Челябинске. По их словам, туристы, которые ранее часто путешествовали, сейчас выжидают специальные предложения. Таким образом, традиция раннего бронирования уходит в прошлое.

«Глубина продаж снижается, – говорит Александр Подпятников. – Заманчивые предложения о возможности заранее дешевле купить турпродукт больше не действуют на клиента». «Раннего бронирования сейчас практически нет, продажи идут «с колес», – соглашается директор туристической компании «Роза мира плюс» Станислав Похлебаев. – Клиент выбирает тур максимум за неделю до вылета. Такая тенденция будет сохраняться до тех пор, пока ситуация не стабилизируется». По словам г-на Похлебаева, в этом году рынок значительно «просядет», по выездному туризму продажи упадут на 30-40%.

В сложившихся экономических условиях турператоры ведут себя по-разному. Одни продолжают выкупать блоки мест, как в отелях, так и на самолетах, чтобы показать собственную мощь. Другие меняют свою политику, заполняя места лишь в режиме реального времени. Соответственно, меняется у туроператоров и подход к клиентам. Так, по словам Ольги Тряскиной, до недавних пор лояльная к клиентам компания «Тез Тур» сейчас стала требовать оплаты путевки не позднее чем через три дня после бронирования тура. Все ранее заключенные этой компанией договоры пересмотрены, количество заранее выкупленных номеров сведено к минимуму.

Как отметил Александр Подпятников, греческие, турецкие и китайские хотельеры более гибки в своей финансовой политике. В связи с этим на рынке ожидается настоящая туристическая «мясорубка»: в борьбе за клиента игроки будут прибегать к демпингу, отмечает собеседник сайта. «Небольшие туристические фирмы могут работать за 1-2% прибыли или даже просто ради того, чтобы удержать клиента», – поясняет респондент Chel.ru. Однако, по его словам, в этом году операторы будут гораздо жестче относиться к демпингующим компаниям, вплоть до разрыва договоров. «Рынок и так портится, – говорит собеседник. – Существует рыночная стоимость продукта. И, если кто-то занижает цену, продукт теряет свой лоск».

«Мы не можем работать на таком низком уровне рентабельности, и тот, кто так делает, поступает неправильно, – соглашается Ольга Тряскина. – Комиссионные вознаграждения у турагентств – в среднем 10%. Этого хватает только на то, чтобы свести концы с концами. Из этой суммы мы еще и поощряем своих клиентов. Поэтому, когда нас просят дать скидку в 10%, мы говорим, что ее еще нужно заслужить. Надо проявить лояльность к фирме, чтобы мы «отщипнули» от своей зарплаты». Тем временем, по словам Станислава Похлебаева, некоторые компании уже сейчас прибегают к демпингу. «Турагентства предлагают максимальные скидки, отдают свою комиссию, – говорит он. – На месте туроператора я бы отнесся к этому негативно».

Однако небольшие компании вынуждены идти навстречу своим клиентам. Любители путешествовать, став осторожными, стараются обращаться в крупные фирмы с известным именем. Те же, кто обращается в мелкие, выбирают дешевые турпродукты. Мало того, зачастую агентствам приходится своих клиентов кредитовать. Внеся аванс за тур, человек до последнего тянет с выплатой полной стоимости путевки. Чтобы оператор не отказал в бронировании, агентствам приходится расплачиваться за продукт самим.

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления