RU74
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Челябинске

Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +2

2 м/c,

вос.

747мм 93%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Промышленники останутся без кадров

Промышленники останутся без кадров

Представители крупных промышленных предприятий Южного Урала назвали кадровый голод одной из своих главных проблем. Сегодня российская промышленность борется за выживание, преодолевая препоны экономического кризиса и последствия политических решений. Перечень проблем внушительный: расширение рынков сбыта, модернизация производства, импортозамещение комплектующих и сырья. Однако на поверку выясняется, что глобальная проблема одна – недостаток рабочих рук. То, что кадры по-прежнему решают все, подтвердили южноуральские машиностроители.

В преддверии Дня машиностроителя вопросы, стоящие на повестке отрасли, звучат наиболее актуально. По словам начальника управления промышленности министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области Бориса Бардина, ситуация ухудшилась не вчера: распад СССР сломал налаженную логистическую схему, а последние экономически нестабильные годы подкосили даже те предприятия, которые держались на плаву.

«Сегодня машиностроение развивается не благодаря, а вопреки, – заявил генеральный директор ГК «УРАЛКРАН» Сергей Кравчук. – Сильно упало качество труда, причем не вчера, однако о нехватке специалистов рабочих профессий заговорили только два года назад. Мы абсолютно неконкурентны в мировом плане, да и в региональном никаких прорывов давно не было».

Его слова подтверждает технический директор ОАО «Уралавтоприцеп» Трофим Осинин, отмечающий отсутствие звена рабочих на рынке труда.

«Средний возраст специалистов на предприятиях – 50–55 лет, – говорит он. – Я имею в виду профессионалов широкого спектра. Они уйдут на пенсию, и их совершенно некем будет заменить. Молодежи в цехах всего около 10 процентов. В принципе они готовы обучаться, но и для этого нужны хорошие кадры, а мастеров – руководителей среднего звена – тоже не хватает».

Получается замкнутый круг: учить и некого, и некому. При этом найти виноватого в сложившейся ситуации довольно затруднительно.

«Задолго до 2008 года у нас шла реклама «Сникерсов» и работы менеджера, – констатирует Сергей Кравчук. – При этом что такое менеджер – никто не знал. Параллельно развивались юристы и бухгалтеры. Рабочие специальности стагнировали и окончательно остановились в прошлом-позапрошлом году».

По словам кадровиков, менеджеры по-прежнему возглавляют топ вакансий: это связано с высокой конкуренцией и большим количеством фирм на рынке.

Трофим Осинин адресует вопрос министерству образования: где ПТУ, где учреждения, которые обучали станочников, сварщиков?

Однако ведомство не стремится уйти от ответа. О том, что молодежь избегает инженерной карьеры и в Челябинской области ощущается дефицит выпускников рабочих специальностей, говорит и министр образования и науки региона Александр Кузнецов. На Южном Урале сегодня в средне-специальных образовательных учреждениях обучается 56 905 человек. Для примера: высшее образование получают 152 418 студентов.

«Переход к инновационной экономике невозможен без людей, способных проектировать, управлять и поддерживать сложные технологические процессы, – подчеркнул министр, открывая Всероссийский технический форум, состоявшийся в Челябинске 5 сентября. – Новая экономика возможна только с людьми, имеющими новое качество образования».

Гендиректор «УРАЛКРАНА» Сергей Кравчук считает, что выход один: активно работать с образовательными структурами, чтобы держать под контролем кадровую ситуацию и формировать заказ на сварщиков, сборщиков, токарей.

«Именно так мы и поступаем, – рассказывает он. – У меня было гораздо больше претензий к министерству образования Челябинской области два года назад. А сейчас появились тенденции в улучшении профессионального образования. Если их развивать, они дадут результат. Я вижу, что работа идет, создаются соответствующие программы. Знаю, что наш минобр выиграл крупный федеральный грант на создание рабочих специальностей. Я считаю, что к процессу повышения престижности рабочей профессии необходимо подключиться и средствам массовой информации, и тогда через год-два ситуация будет меняться».

В Челябинской области действует 116 крупных предприятий машиностроения. Общая численность их работников насчитывает 84 540 человек – 10 процентов от общей занятости в промышленном производстве и 2,3 процента всего населения региона.

О том, что схема с ранним воспитанием кадров «под себя» не только рабочая, но и опробованная предприятиями области, рассказал Борис Бардин. По его словам, начиная со второго курса автотракторного факультета ЮУрГУ каждый студент уже расписан под будущего работодателя.

«Еще два года назад этого не было, – отмечает он. – Тон задали Челябинский трубопрокатный завод и «Мечел». В прошлом году «Мечел» отобрал 50 человек, и 150 пришлось на ЧТПЗ».

К слову, этот факультет считается основным поставщиком рабочей силы на промышленные предприятия региона. Всего один факультет.

«В ЮУрГУ с каждым годом увеличивается число бюджетных мест на технические специальности. В следующем году в магистратуре появится в два раза больше мест, – заявил СМИ в начале сентября проректор по учебной работе ЮУрГУ Андрей Радионов. – Проблема в том, что очень мало школьников выбирают для сдачи ЕГЭ физику, а она является основным предметом для поступления на технические специальности. При этом заявки от работодателей в два-три раза превышают выпуск специалистов».

Челябинская область является федеральной стажировочной площадкой по развитию техносферы допобразования детей. Реализуются 250 программ допобразования технической направленности, работают секции авиа-, ракето- и судомоделирования, картинга, робототехники, начального техмоделирования и др. Стартовал проект «ТЕМП», призванный мотивировать детей и их родителей выбирать актуальные для экономики региона профессии. Из 150 учреждений допобразования 68 реализуют программы технической направленности.

Начальник управления профобразования минобра Елена Зайко пеняет на нечеткую формулировку собственных потребностей работодателями. С рабочими специальностями все ясно, а вот что касается инженеров, способных работать на современном высокотехнологичном оборудовании, то нужны более четкие критерии их отбора.

«Потребность в инженерах в нашем регионе достаточно высока, интерес к техническим специальностям возрастает. Но пока еще нет четкой определенности, каких именно специалистов хотят видеть работодатели, какими знаниями они должны обладать», – пояснила она.

Ну и основной вопрос, который зачастую становится камнем преткновения между работодателем и работником, – заработная плата. По мнению промышленников, страх молодежи зарабатывать копейки в цехах не оправдан.

«В этой сфере выросли заработки, – говорит Сергей Кравчук. – Сегодня рабочий получает более 1000 долларов, если он востребован – то больше 2000 долларов. Радует, что сегодня все модные стали практичными. Если раньше выпускник института мог прийти и потребовать 1000 долларов с заявлением, что хочет конструировать краны или прицепы, а потом от полугода до года учился, чтобы хоть немного быть похожим на конструктора и начать рисовать детали, то сейчас ребята приходят на обучение за адекватные деньги, и мы можем выбрать наиболее способных из них и заниматься их развитием».

Помимо прочего г-н Кравчук напоминает о рациональном зерне, которое часто ускользает от внимания молодежи.

«После института можно долго искать работу, это должны понимать и абитуриенты, и их родители. С рабочей специальностью искать уже будут вас. К тому же сегодня промышленность далека от той, что была еще десять лет назад: автоматизированные линии, белая металлургия, чистые современные цеха. Почему бы и не поработать?» – обращается к будущим сотрудникам эксперт.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления