RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

748мм 61%
Подробнее
0 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Бизнес Алкоголь вернут в киоски?

Алкоголь вернут в киоски?

Алкоголь может вернуться в ларьки и киоски, этот вопрос уже обсуждается в правительстве РФ. Запрет торговли пивом и сигаретами сильно подкосил малый бизнес, и сегодня Минпромторг готов рассмотреть возможность компенсировать «нестационарке» часть потерянного дохода. О том, как в последние полтора года «сухого закона» выживали челябинские ларьки и сможет ли восстановиться этот сегмент бизнеса после отмены запрета, читайте на Chel.ru.

Лишившись возможности продавать пиво и табак, сотни тысяч малых предприятий России прекратили существование. Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев выступил на заседании правительства с предложением вернуть в малую розницу хотя бы алкоголь, что поможет повысить ее рентабельность. «Нужно корзину маленького магазина просчитывать как необходимый минимальный набор, который обеспечивал бы хотя бы десятипроцентную рентабельность вбелую, с налогами, чтобы они могли жить», – приводит слова Игоря Артемьева газета «Коммерсант».

Издание публикует мнение экспертов, согласно которому, если правительство и разрешит вновь продажу алкоголя, то, скорее всего, пива, на которое прежде приходилось 20-40 процентов выручки киоскеров.

Глава Минпромторга Денис Мантуров подтвердил, что такое предложение от руководителя ФАС поступало, но пока только в устной форме. Теперь оно будет обсуждаться с экспертами и предпринимательским сообществом.

«Государство наконец-то догадалось, что малому бизнесу стало совсем кисло, и решило некоторым образом стабилизировать его финансовую составляющую», – иронизирует председатель областного профсоюза работников торговли малого и среднего бизнеса «Торговое единство» Олег Фомин. Он знает, о чем говорит: после введения в действие запрета на продажу алкоголя свои свидетельства сложили 30 процентов предпринимателей Челябинской области.

«Микробизнес пострадал очень сильно, – рассказывает председатель НП «Профсоюз» Ирина Плещева. – Вслед за ним просели мелкий и средний опт, малые производители и транспортные компании. Сейчас не то положение в стране, чтобы проводить подобные эксперименты. У нас скоро даже водички минеральной будет негде купить на улице, потому что те, кто занимался продажей продуктов питания, совмещая ее с торговлей алкоголем, вынуждены были свернуть свой бизнес, перепрофилировать его или сдать в аренду. Единицы сохранили за собой этот сегмент: все же на продуктах и напитках много не заработаешь. Есть и такие, кто приторговывает пивом втихаря, либо нарушая закон, либо приобретя формально статус точки горячего питания, установив гриль».

Олег Фомин цифрами не оперирует, говоря о том, что численность малого бизнеса – величина постоянно меняющаяся, и ее подсчет неизбежно некорректен. Однако функция его остается неизменной – занятости трудоспособного населения. «Оценить объем рынка и долю, занимаемую малыми предприятиями, проблематично, ведь это число официально зарегистрированных предприятий, а не реально действующих. В лучшие времена в Челябинской области насчитывалось около 20 тысяч малых предприятий. И даже при таком малом количестве в период массовых сокращений, в 2008–2009 годы, они забрали массу с улицы людей, – рассуждает эксперт. – Да, с точки зрения налоговых отчислений малый бизнес практически никогда не создавал сколько нибудь мощный поток – ни в одной промышленно развитой стране. Но занятость обеспечивал, ведь численность таких предприятий в стандартной экономике огромна. К сожалению, если вернуть в малую розницу алкоголь, рентабельность тех, кто остался, поднимется, а вот те, кто исчез, больше не появятся на рынке».

Исполнительный директор Челябинского областного отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Ольга Ефимова полагает, что ошибка была совершена на момент принятия закона о запрете продажи спиртного: все произошло так стремительно, что бизнесу не дали времени подстроиться, перейти на новые рельсы.

«Честно говоря, я вообще против того, чтобы алкоголь продавали в ларьках – это открывает доступ к нему несовершеннолетним. Когда речь идет о стационарном магазине, в том числе торговых точках в жилых домах, покупателей дисциплинирует процесс покупки в них, проверка паспорта проходит значительно чаще. В ларьках нет такого контроля. То же и с качеством реализуемого алкоголя: в магазине можно рассмотреть продаваемый продукт, запросить на него документы, в ларьках алкоголь идет «транзитом», покупки совершаются на бегу», – резюмирует Ольга Ефимова.

Запрет на продажу пива в нестационарной рознице (объекты менее 50 кв. м) вступил в силу с 1 января 2013 года. Как сообщает газета «Коммерсант», на его продажи приходилось до 40 процентов выручки. С начала этого года в России закрылось около 45 тысяч киосков, 35 тысяч остались работать.

Ирина Плещева предлагает другой вариант: отдать крепкое спиртное в продажу отдельно стоящим павильонам и маленьким магазинчикам, чтобы покупающие его не показывали плохой пример и не стояли в общей очереди, сталкиваясь с детьми. «Давайте будем объективны: расчет государства не оправдался. Когда из продажи изымался алкоголь, речь шла о высоких моральных нормах: якобы он стал слишком доступен, в том числе для подростков, и в каждом дворе сидят распивающие, подавая плохой пример. Предполагалось, что, если преодолеть эту общедоступность, то массовый алкоголизм исчезнет. Но если люди хотят вечером во дворе выпить пива, они это сделают, – считает Ирина Плещева. – А вот для того, чтобы действительно ограничить доступ детей к алкоголю, его нужно изъять из мест семейного посещения: крупных торговых центров, продуктовых магазинов и так далее. Создать своего рода мини-алкомаркеты. Можно ввести дорогую лицензию – и малый бизнес пойдет на это. Получится разветвленная немонополизированная сеть торговли спиртным. Согласитесь, когда на рынке два игрока, «Мавт» и «Красное и белое», это не очень хорошо».

Отмечают эксперты Chel.ru и тот факт, что кроме самих коммерсантов страдают и производители алкоголя, потерявшие рынки сбыта, в том числе и местные.

Накануне в Москве прошел международный саммит «Факторы устойчивого развития малого торгового бизнеса», где в частности обсуждалась реализация подакцизных товаров в малом ритейле. Участники встречи отметили, что целый комплекс проблем связан с перегибами, которые допускают регионы на местном уровне. Нередки ситуации, когда они злоупотребляют своими полномочиями по лицензированию и контролю размещения магазинов алкогольной розницы, что делает рынок крайне коррумпированным и приводит к закрытию торговых точек. В этом отношении очевидна необходимость установления единых требований к лицензированию и правилами розничной продажи алкоголя на федеральном уровне.

Пока реакция на возможную отмену запрета со стороны чиновников последовала лишь со стороны главы департамента торговли и услуг Москвы Алексея Немерюка, на слова которого ссылаются федеральные СМИ: «Столица придерживается по этому поводу четкой и жесткой негативной позиции. Алкоголь и табак – не социально значимые товары, предпринимателям надо искать другие пути дохода. Конечно, выгодно работать, когда 70 процентов дохода приносят пиво и сигареты, это востребованный товар. Но это продукция не первоочередной важности для горожан».

Между тем в сентябре премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Росалкогольрегулированию и другим профильным ведомствам проработать вопрос о целесообразности запрета на продажу алкоголя через Интернет, действующего с 2007 года. Речь идет о создании реестра легальных виртуальных магазинов алкоголя, уточняет ИТАР-ТАСС, оплата в которых будет совершаться исключительно банковской картой.

«Было бы логичным ограничить при этом и стоимость продаваемого дистанционно алкоголя, – отмечает Ольга Ефимова. – В идеале это должны быть дорогие напитки, а не экономпоток. Это сразу формирует возрастной сегмент покупателя: подросток не владеет большой суммой и, даже воспользовавшись картой совершеннолетнего друга, не сможет потратить много на эту покупку».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления