Бизнес Чем Зюраткуль хуже Байкала?

Чем Зюраткуль хуже Байкала?

Инвестиционным проектам в сфере туризма на Южном Урале руководство области намерено оказывать финансовую и административную поддержку. Речь об этом шла на совещании, посвященном стратегии развития туризма в регионе, а затем и в рамках Х Ежегодного финансового форума «Сделано в России». Как оценивают эту стратегию участники туристического рынка Челябинской области и на что надеются – в статье на Chel.ru.

Программы есть, денег нет

В очередной раз в поле зрения местных властей попала туристическая отрасль. На минувшей неделе в Челябинске активно обсуждалось развитие внутреннего и въездного туризма и желание сделать из Южного Урала туристическую Мекку. Несмотря на обилие восхитительных уголков природы и чистых озер, до центра притяжения туристов, хотя бы даже южноуральцев, нашей области далековато. И главная причина, пожалуй, в отсутствии реальных дел при наличии качественных программ по развитию.

«Когда обсуждали планы развития территорий, замечал, что туризм для многих может стать якорным проектом, – отметил губернатор Челябинской области Борис Дубровский на совещании, посвященном стратегии развития туризма в регионе. – Но потенциальные возможности этой сферы не используются, либо задействованы не в полном объеме. По оценке прошлого года оборот туристической сферы составил девять миллиардов рублей – этого явно недостаточно, учитывая природный, культурный и исторический потенциал Южного Урала».

Губернатор также указал на необходимость повышения качества туруслуг внутри региона. «Если мы ожидаем успеха от проекта, необходимо оценить опыт соседей, – считает Борис Дубровский. – Почему Южный Урал в прошлом году посетили 700 тысяч человек, а Алтай – два миллиона? Дело здесь в раскрученности бренда, ведь наша инфраструктура и гостиничный сервис не хуже».

«С тех пор, как в ведение нашего министерства был передан внутренний и въездной туризм, была принята программа на 2011–2015 годы по развитию туризма, – рассказал министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин на круглом столе о перспективах туристического бизнеса в России на Южном Урале, прошедшем в рамках форума «Сделано в России». – В программу включено 28 инвестпроектов. Задача области была в том, чтобы обеспечить инфраструктуру этим проектам. И инвесторам тогда вроде бы открыли «зеленую улицу». Но фактически, включая 2014 год, финансирование программы в рублях измерялось нулем. То есть мы понимаем, какие мероприятия нужны для развития туризма в регионе, но воплощать их нам не на что».

На что готова власть

«Мы все говорим о точках роста, но у всех разное понимание, – прокомментировал Борис Дубровский. – Основная задача сегодня – это поиск инвесторов, которые займутся вопросами инфраструктуры и предложат новые идеи. Для развития туризма в Челябинской области необходимо создать комфортные условия для инвесторов. Мы должны поддерживать их и делать им публичные предложения. Правительство региона готово софинансировать такие инициативы, оказывать необходимое организационное и административное сопровождение таких проектов. Мне хотелось бы, чтобы происходило движение от разговоров и обсуждений в практическую плоскость. В Челябинской области есть все условия для внутреннего туризма».

В общем, вопросы развития внутреннего туризма на Южном Урале взяты под личный контроль губернатора края. «Сделав для инвесторов привлекательные условия и минимизировав их риски, развить местный туризм в регионе более чем возможно, – рассуждает Алексей Бетехтин. – Это удалось и Бурятии, и Алтаю, и другим уголкам России – всем, где есть туристические "магниты"».

Сфера туризма на Южном Урале должна развиваться по кластерной системе, указал Алексей Бетехтин, презентуя обновленный вариант стратегии туризма. «Предполагается создать несколько условных зон, исходя от находящихся на этой территории достопримечательностей, – рассказал Алексей Бетехтин. – При этом упор будет сделан на отдельные разновидности туризма: рекреационный, оздоровительный, экологический, самодеятельный, познавательный, промышленный, событийный, спортивный и другие. На сегодня уникальность нашего региона никак не использована».

О вере в мощный местный туризм

Эксперты туристической сферы сошлись во мнении, что Челябинская область плотно закрепила имидж региона промышленного, и для развития туристической сферы необходима помощь. В целом же развитие туризма может стать для региона спасением при закрытии промышленных предприятий.

«Промышленность так или иначе прогибается, взять тот же Златоуст, где раньше на заводах работали тысячи человек, а теперь единицы, поэтому туризм может стать для таких городов спасением, – считает Бетехтин. – Туризм – это альтернатива падению. А негативный статус «опорного края державы» тоже можно использовать в своих интересах – промышленный туризм в мире набирает обороты». Как один из возможных вариантов, министр предложил сделать музей из закрывающихся шахт в Копейске.

«За внутренним туризмом будущее, – уверена генеральный директор ООО «Челябинское бюро международного туризма "Спутник"» Людмила Мосина. – Туркомпаниям важно уже сейчас выделять специалистов, которые будут заниматься внутренним туризмом в будущем. Но вопросов пока очень, очень много. У нас нет туристических отелей, нет приличных санаториев, кроме, пожалуй, «Карагайского бора». Смотровые площадки не оборудованы. Нет в городе площадок для туристических автобусов – при экскурсиях по городу сложно останавливаться».

Очень активны в развитии местного туризма Екатеринбург и Курган – они давно нашли свои изюминки и грамотно их обыгрывают, указали эксперты. «У нас очень мало времени, чтобы не остаться в хвосте, – дополнила Людмила Мосина. – Это касается и туркомпаний, которые должны принимать активное участие в развитии внутреннего туризма – в виде каких-то идей, мероприятий, объектов, организации экскурсионных программ, и власти, которая должна этому активно содействовать».

«Мировой рынок туристических услуг сегодня превышает по объему рынки торговли, нефти и газа вместе взятых, – указал директор туристической компании «Сусанин» Анатолий Гуревич. – Это почти семь триллионов долларов. И было бы здорово отхватить некий кусочек из этого инвестиционного потока. Но при создании программ по развитию туризма главное то, для кого и чего они предназначены. Нужно понимать: прежде чем развивать въездной туризм, надо сделать Челябинскую область удобной для туризма в любом его виде для местных жителей. Пока мы этого не сделаем, въездного туризма не будет. Нас не спасет даже строительство горнолыжных курортов мирового класса, потому что мы находимся «у черта на куличках», инфраструктура у нас оставляет желать лучшего. Пока мы не покажем, что в области заботятся о собственных гражданах, ни о каком туристическом потенциале говорить нельзя. Важно не просто разрабатывать красивые программы по развитию туризма, а еще и исполнять их».

Указали представители местного туристического рынка и на необходимость обучения персонала.

«За последние семь лет, что я занимаюсь управлением базы, количество туристов увеличилось в разы, – рассказала управляющая базой отдыха «Горный дом» на озере Зюраткуль Анна Лобова. – Стало не хватать мест. Мы пришли к тому, что объединились с несколькими ближайшими базами и помогаем друг другу в размещении туристов. Это дает мне основания утверждать, что перспективы у местного туризма есть. Но вопрос стоит в качестве сервиса. Как представителю базы отдыха мне интересно знать: где обучить персонал? Чтобы турист оставался доволен, важно, чтобы сотрудники знали об идеальном обслуживании клиентов все, начиная с элементарных норм приветствия. Нужно обучать в регионе экскурсоводов, администраторов и прочий обслуживающий персонал – тогда, уверена, число довольных Южным Уралом туристов вырастет в разы».

Чего хотят инвесторы

Как выяснилось, инвесторы готовы вкладывать в развитие туризма региона. Но, не чувствуя поддержки власти, не спешат этого делать.

«Четыре года назад арендовал на берегу озера Зюраткуль участок под строительство жилого дома, который в дальнейшем намерен эксплуатировать под бизнес, рядом строю для активного отдыха лыжероллерную трассу и многофункциональную спортплощадку – турники, небольшую хоккейную коробку и так далее, – рассказывает челябинский индивидуальный предприниматель Олег Иовенко. – Инвестировал за это время более 10 миллионов рублей и готов бы создать полноценную турбазу, но только при условии развития инфраструктуры». Одна из острых проблем в том месте – отсутствие нормальных подъездных путей. Дорога как таковая имеется, но разбитая грунтовая, ездить по ней невозможно. При этом от трассы М-5 до деревни – всего 30 км, 15 из которых ждет асфальта, пояснил предприниматель.

«По такой дороге на базу ехать готовы лишь единицы, – продолжает Олег Иовенко. – Оно и понятно: личные автомобили «убивать» не хочется, а общественный транспорт сюда не ходит. Уверен: асфальтирование грунтовой дороги привело бы к значительному росту желающих отдохнуть на берегу восхитительного, чистого озера. А параллельное обеспечение района электричеством, газом, строительство канализации, чего здесь тоже до сих пор нет, увеличило бы число бизнесменов, желающих инвестировать в развитие этого уголка. Все это, разумеется, привело бы к сбору налогов в район и созданию новых рабочих мест. В общем, все взаимосвязано...».

Незаасфальтированная часть дороги проходит по территории национального парка «Зюраткуль», то есть находится в федеральной собственности. Парк дорогой не занимается, а муниципалитет не имеет на то права. «Хотя и в самом поселке Зюраткуль тоже нет дороги: весной и осенью грязь, летом – пыль, благо, зимой ложится «зимний асфальт», – отмечает Иовенко.

Еще одной проблемой бизнесмен назвал нерациональное использование арендованной земли. Есть муниципальная земля, которую логично было бы использовать под строительство объектов для туризма и спорта, она сдана в аренду под конкретные цели, допустим, жилое домостроение, но год за годом арендаторы ничего не строят, лишь продлевая аренду. При этом есть желающие арендовать на Зюраткуле участки под развитие спорта и туризма, но свободной земли просто нет.

«В целом же сказать, что районная администрация ничего не делает, будет нечестно – они пытаются в силу своих возможностей, – рассказывает Олег Иовенко. – Но поскольку нет четкой политики по развитию инфраструктуры для туризма, активного отдыха и спорта на озере Зюраткуль и нет финансирования, туризм в районе и не развивается. И схожая ситуация на всем Южном Урале».

Как возродить туризм на Южном Урале?

Опрос завершен 14.10.2014
Сделать нормальные дороги к местным достопримечательностям
21%
Научить персонал привечать клиентов
16%
Снизить цены на услуги
46%
Поддержать малый бизнес делами
18%
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления