RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +7

5 м/c,

с-в.

746мм 54%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Страховщики испугались турбизнеса

Страховщики испугались турбизнеса

Страховщики не хотят продлевать договоры с туроператорами, требуя повысить условия к уставному капиталу и активам компаний. Причина – волна массовых банкротств туроператоров, из-за чего минувшим летом страховые компании потеряли 4,342 миллиарда рублей. Каким образом это отразится на местном туристическом рынке, чего ждут представители туркомпаний региона и как приобрести тур на отдых, чтобы не «пролететь» – в статье на Chel.ru.

Страховые компании отказываются продлевать договоры с туроператорами, пока не будут повышены требования к уставному капиталу и активам компаний. Об этом говорится в заявлении президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игоря Юргенса.

Опасения страховщиков небезосновательны: по итогам летнего коллапса на туристическом рынке, сумма финансового обеспечения по договорам ответственности ушедших с рынка туроператоров составляет 1,890 млрд рублей. При этом заявленные убытки за июль-сентябрь превысили 4 млрд 342,7 млн рублей, пишет «РГ».

«Часть туроператоров страхует свою ответственность на сумму во много раз меньше, чем их обязательства перед туристами, и страховщики вынуждены следовать букве закона и производить выплаты пропорционально, то есть во столько же раз ниже реальных убытков, – отмечает Игорь Юргенс. – За последние месяцы прекратили исполнение обязательств около трех десятков туроператоров. По экспертным оценкам, не менее четверти участников рынка находятся в «опасной зоне».

Для изменения ситуации на рынке требуется гарантировать эффективный контроль за финансовой стабильностью туроператоров, повысить требования к уставному капиталу и активам компаний, считает глава ВСС. «Со своей стороны, страховое сообщество готово и далее работать над совершенствованием механизмов, обеспечивающих надежность страхования в данной сфере, – заверил Юргенс. – Однако страхование должно рассматриваться лишь как инструмент дополнительной финансовой защиты имущественных интересов российских туристов при наступлении случайных, внезапных и непреднамеренных событий».

Этим летом приостановили свою деятельность: «Южный Крест», «Верса», «Лабиринт», «ИнтАэр», «Нева», «Экспо-тур», «Солвекс-Турне». Из-за приостановки деятельности туроператоров отдых оказался испорченным у 130 тысяч россиян.

Между тем региональные туроператоры не видят причин для паники из-за действий страховщиков.

«Необходимость оформления финансовой гарантии туроператора прописана законом, и есть два способа ее получения, – комментирует директор по туризму компании «Пегас-Тур» Александр Юдович. – Банковская гарантия – это фактически внесенные средства в банк. Так, при оформлении гарантии на 100 млн рублей именно эту сумму в полном объеме нужно внести на депозит в банк. А оформление страховки подразумевает выплату страховой премии страховщику в несколько процентов от желаемой суммы страхования. То есть компании не нужно замораживать 100 млн рублей, а достаточно оплатить проценты и получить страховку на 100 млн рублей, – поясняет эксперт. – Именно поэтому финансовая гарантия, оформленная через страховую компанию – основной инструмент туроператоров».

Последние банкротства доказали, что любому крупному федеральному оператору не достаточно финансовой гарантии для покрытия рисков, а потому бронировать отпуск лучше у региональной компании среднего звена, у которой оборот не превышает сумму финансовой гарантии, указывают респонденты.

«А для такого регионального оператора, как мы, финансовая гарантия на 100 процентов покрывает все риски, – указывает Александр Юдович. – В нашем случае закон работает для конкретного туриста очень правильно и четко – любые наши клиенты застрахованы на 100 процентов от финансовых потерь. А когда компания становится гигантской, и ее объемы превышают финансовую гарантию во много раз, то риски клиентов страховой суммой уже не покрываются. По сути, клиенты застрахованы на один-два, а то и меньше процентов». В пример он привел прекратившего свою деятельность туроператора «Лабиринт», клиенты которого, заплатив 160 тысяч рублей за желаемый отдых, получили страховку по три тысячи рублей. «Получается, что в случае с такой большой компанией страховка – это «филькина грамота», – продолжает Александр Юдович. – А ведь «Лабиринт» – далеко не самая большая компания, на рынке есть действующие организации гораздо крупнее «Лабиринта», и у них точно такая же гарантия на 100 млн рублей...»

Причины отказа страховщиков от продления договоров вполне объяснимы и могут быть нивелированы принятием поправок в закон о туристической деятельности, указывают респонденты сайта.

«Дело в том, что на сегодняшний день туристический рынок в целом для страховых компаний не понятен и непрозрачен, им очень сложно высчитать наши прогнозируемые объемы, чтобы сопоставить с финансовым обеспечением, – поясняет генеральный директор ООО «Челябинское бюро международного туризма» Спутник» Людмила Мосина. – Туроператоры сейчас будут пересматривать ведение бухучета, чтобы сделать его понятным страховщикам. Я имею в виду не то, что туроператоры как-то нелегально работают, но, по всей видимости, туроператорский продукт формируется по каким-то спецпрограммам, не понятным страховщикам.

Что касается региональных операторов, то на сегодняшний день в составе членов ассоциации все операторы имеют разрешения на занятие данной деятельностью до мая 2015 года, – указала Людмила Мосина. – А потому волноваться южноуральцам нет смысла, – продолжает она. – К тому же у региональных операторов стоят несколько иные программы и совершенно другой документооборот по сравнению с федеральными туроператорами. Как минимум документооборот гораздо меньше по объему: мы не бронируем чартерные программы».

Участники туристического рынка указывают, что сейчас в разработке поправок в закон о туристической деятельности активно участвуют страховые компании.

«Возможно, отказываются страховать туроператоров те страховые компании, которые ранее демпинговали на рынке, или же мелкие компании, которые таким образом стараются снизить свои риски, – рассуждает Александр Юдович. – А любая крупная серьезная страховая компания имеет более высокий тариф на страхование туроператоров и, к примеру, я и мои коллеги пока не сталкивались в отказами».

Основные проблемы возникнут в мае следующего года, когда большинство туроператоров будут продлевать свои фингарантии, считает вице-президент Челябинской ассоциации туристических организаций Виктория Климова. «Так сложилось, что в первый раз их получали в основном в течение мая и июня, когда туроператорам выдавались реестровые номера и они впервые оплачивали страховые взносы, – поясняет Виктория Климова. – Срок действия фингарантий – один год. Именно тогда мы увидим, что будет происходить на рынке. Думаю, что страховым компаниям не то что невыгодно страховать туроператоров по фингарантиям, а вообще некоторые страховые компании просто исключат такой вид деятельности из списка услуг в дальнейшем, потому что убытки страховщиков в связи с банкротством туроператоров в 2014 году просто гигантские, намного выше, чем все страховые взносы туроператоров».

«Ситуация производственная, рабочая, нормальная, а пессимизм в том смысле, что туроператоры останутся без финансовых гарантий, не уместен. Есть альтернатива: можно взять банковскую гарантию», – высказывается Людмила Мосина.

«Конечно, есть вариант банковского депозита, но он для большинства небольших туроператоров просто неприемлем, а потому не исключаю, что некоторые из них добровольно откажутся от финансовых гарантий и не будут работать как туроператоры», – заключает Виктория Климова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления