Бизнес Ларьки и стоянки вновь попали под снос

Ларьки и стоянки вновь попали под снос

Администрация Челябинска намерена взять недобросовестных предпринимателей на особый контроль и ужесточить демонтаж незаконных нестационарных объектов. Помимо этого в южноуральской столице проведут ревизию незаконных парковок и стоянок. Почему владельцы почти тысячи нестационарных объектов не оформляют нужных документов, чем им это грозит и как решить проблему – в статье на Chel.ru.

Полномочия по сносу незаконных нестационарных объектов могут передать одной структуре. Демонтаж будет организован под контролем комиссии по нестационарным объектам при участии администраций районов и правоохранительных органов. Еще будет проведена ревизия незаконных мест парковок и стоянок с экспертным заключением по каждому участку. Кроме того, на особый контроль поставят тех бизнесменов, кто не воспользовался правом амнистии. С такими предложениями выступила на аппаратном совещании 30 марта заместитель главы администрации города по экономике и финансам Елена Мурзина.

Новая волна борьбы с незаконными ларьками, парковками и прочими объектами пошла неспроста. В 2014 году бюджет Челябинска потерял полмиллиарда рублей из-за нечестных предпринимателей. По данным управления торговли администрации Челябинска, без соответствующего разрешения на территории муниципалитета установлено 962 объекта. Их владельцы действуют вне правового поля, не уплачивают арендные платежи и налоги, не трудоустраивают официально сотрудников.

Выделение земельных участков для новых торговых объектов и автостоянок проводятся по результатам торгов, сообщила Елена Мурзина. Несмотря на то, что муниципалитет создает меры для легального ведения бизнеса, например, в городе была объявлена амнистия для предпринимателей, работающих нелегально, не все захотели воспользоваться этим правом.

По данным еженедельного мониторинга управления торговли, из 3075 объектов только 2113 имеют необходимые согласования и разрешения на эксплуатацию. По итогам 2014 года продлены договоры аренды по 504 объектам, с начала 2015 года – по 361 объекту.

«В рамках работы по демонтажу незаконных нестационарных объектов с начала прошлого года в Челябинске демонтировано 345 объектов, однако за этот же период вновь установлено 395 объектов, – отметила Елена Мурзина. – В ряде случаев имеет место быть повторная установка времянок после проведения процедуры демонтажа. Низкая результативность мероприятий связана с правовыми нестыковками, недостаточным финансированием, длительными процедурами и низкими административными штрафами».

Для физических лиц административные штрафы за установку незаконных нестационарных объектов составляют от пяти до 20 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 50 тысяч рублей, для юрлиц – от 100 до 200 тысяч рублей.

Бизнес-сообщество считает несвоевременным вопрос о сносе нестационарных объектов торговли – киосков и мини-рынков. Его необходимо отложить как минимум на год. С таким предложением уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Александр Гончаров выступил на заседании Заксобрания региона во вторник, 31 марта, представляя доклад о проделанной за год работе.

«Я предложил ввести мораторий на снос для законно оформленных объектов торговли, – уточнил Гончаров. – Сегодня идет борьба с мини-рынками и киосками, что позволяет ритейлу вести какую угодно ценовую политику. Они могут самопроизвольно поднять цены на продукты, ссылаясь на те или иные обстоятельства. Уволившимся людям некуда устроиться на работу. Когда в 90-х случился кризис, открывались небольшие киоски и магазинчики, они стали развиваться, кто-то ушел из этой сферы, но это позволило людям заработать и пережить трудное время».

Основной поток жалоб от предпринимателей связан с волокитой чиновников низшего уровня, которые нарушают регламенты и затягивают сроки выдачи разрешений на тот или иной вид деятельности, указал Александр Гончаров.

«С этим можно бороться только методом личного контроля со стороны руководителей муниципалитетов, – считает бизнес-омбудсмен. – Наказанием могут послужить уголовные дела и возмещение ущерба, нанесенного представителям бизнеса. Если не будут приниматься такие методы воздействия, все останется без изменений. Дальше так продолжаться не может».

В ноябре 2014 года Минпромторг РФ предложил предоставлять альтернативное равноценное место мелким торговцам, работающим на нестационарных объектах в случае, если занимаемый предпринимателем участок понадобилось освободить. Речь об этом идет в обновленной версии стратегии развития торговли, появившейся после обсуждения документа с министерствами и ведомствами, сообщал Chel.ru. А в июне 2014-года депутаты гордумы упростили порядок оформления документов на землю под уже существующие временные нестационарные объекты.

Помимо предложения бизнес-омбудсмена необходимо провести еще один этап амнистии, прежде чем внедрять в жизнь предложения, озвученные госпожой Мурзиной, уверяют представители бизнес-сообщества.

«Дело в том, что в Челябинске огромное количество предпринимателей, которые подавали заявления на амнистию, заключали соглашения с КУИЗО, оплачивали огромные суммы за землепользование за семь-восемь лет, и с ними не были заключены договоры аренды земельных участков. Причина отказа – нецелесообразность размещения, – говорит председатель некоммерческого партнерства «Профсоюз» Ирина Плещева. – Есть случаи, когда даже на поданные в установленном законом порядке документы по амнистии не получен ответ. На сегодняшний день идут судебные разбирательства в отношении таких предпринимателей».

В пример госпожа Плещева привела индивидуальных предпринимателей Мазитова и Макарову. Сейчас в арбитражном суде Челябинской области рассматривается дело о признании бездействия администрации Челябинска незаконной в отношении предпринимателей, которые хотели воспользоваться амнистией, но им не позволили этого сделать. Они заплатили за восемь лет землепользования. Есть соглашения с КУИЗО, квитанции об уплате немалых сумм, справки от КУИЗО, что задолженности нет, заявление, в котором перечислены все документы, указанные в нормативно-правовом акте, и ответы, подписанные Александром Руденко (до назначения Мурзиной занимал должность замглавы администрации города по экономике и финансам. – Прим. автора) о том, что комиссия пришла к выводу, что размещение на данных участках нецелесообразно. И никакого места взамен не было предложено.

«Поэтому прежде, чем применять эти карательные меры, необходимо сначала провести еще один этап амнистии, причем сделать ее более широкой, – говорит Ирина Плещева. – Экономическая ситуация в стране очень сложная, и зачастую предприниматели становятся самовольщиками не по своей вине». Дело в том, что когда ремонтируются дороги, теплотрассы, исполняются другие муниципальные нужды, предприниматели часто бывают вынуждены передислоцировать свой объект с точки, которая была разрешена и поставлена на кадастр и на которую заключен договор аренды, пояснила она.

«Нужно провести амнистию для всех предпринимателей, которые на сегодняшний день работают и хотят работать, – считает Плещева. – Провести инвентаризацию, и всем ныне действующим бизнес-объектам предложить заключить договоры аренды на занимаемые участки. А в отношении тех, кто не воспользуется такой широкой амнистией, думаю, и нужно будет применять те жесткие меры, о которых говорит госпожа Мурзина. И никак не иначе».

Помимо полной амнистии действующего предпринимательского сословия важно пересмотреть порядок ее проведения, указали эксперты.

«Совершенно к любому объекту можно применить нецелесообразность размещения, потому что это никак не регламентируется, – акцентировала Ирина Плещева. – Тем более важно учитывать, что стратегия развития торговли на федеральном уровне поменялась. Есть предновогодний приказ Минпромторга о том, что никаких административных норм по размещению быть не должно, администрации муниципальных образований не имеют полномочий регулировать численность бизнеса, регулятор возможен только один – это рынок. Так почему позиция городских властей идет вразрез с позицией Минпромторга?»

С другой стороны, эксперты поддержали ужесточение санкций за самовольное занятие земли.

«К незаконному практически все относятся не очень хорошо, а потому исполнение законов – это нормально, – комментирует председатель областного профсоюза работников торговли малого и среднего бизнеса «Торговое единство» Олег Фомин. – И если существует закон, то исполнительная власть обязана создать механизм его выполнения, что и происходит. Но стоит понимать, что нестационарные торговые точки и автостоянки – это разный бизнес».

Незаконные стоянки чаще всего стихийно организуются возле домов, и они все равно там будут – они нужны жителям для сохранности их имущества, считает респондент. «Но раз люди, которые держат эти стоянки и выполняют в общем-то правильную функцию по охране собственности, не воспользовались правом амнистии, наверное, они не сильно расторопные, и на этот бизнес найдутся претенденты, – продолжает Фомин. – Но с каждой стоянкой необходимо разбираться в ручном режиме. Если она нужна – выставлять участок на конкурс».

Это как с дорожками у института на Курчатова – сначала их протоптали, потом их заасфальтировали, привел он пример. «Здесь нужно поступить тем же образом, – уверен Олег Фомин. – Как житель я хочу, чтобы охраняемые стоянки были около дома. Другой вопрос, что с этого бизнеса в казну должны идти налоги, и держатели стоянок хоть за что-то обязаны отвечать. А незаконные ларьки, на мой взгляд, отжили свое, здесь не нужно «асфальтировать протоптанные дорожки», правила должны быть еще более жесткими. Незаконен ларек – значит не место ему в городе! Любой самый жесткий закон лучше совершенного беззакония. Пора уходить от 90-х».

Ликвидация незаконных нестационарных объектов повлияет на рост безработных, но в незначительной мере – либо единицы процентов, либо десятые доли процента от числа занятых, считает Фомин. «Но лучше бы это ужесточение пошло после лета – к тому времени будет более-менее понятно, что с кризисом и в какую сторону двигаться бизнесу», – заключил Олег Фомин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления