Дочерняя фирма «Челябинского авиапредприятия» - авиакомпания «Энкор» будет поглощена «Сибирью». Об этом в минувший понедельник объявил глава «Сибири» Владислав Филев. «Процесс будет долгим, болезненным, но успешным», - заявил Филев на пресс-конференции в Москве. В челябинском филиале компании «Энкор» комментировать ситуацию отказались. Неизвестно, выиграют ли южноуральцы от этого объединения: стоит ли ожидать, что число перевозок увеличится, география полетов расширится, а цены на билеты подешевеют? И не факт, что челябинское небо станет более открытым для других авиаперевозчиков. Может случиться так, что монополия «Энкора» просто перейдет в другие руки.
В действиях «Сибири» по большому счету ничего странного нет. Обычное дело: идет укрупнение бизнеса – сильный поглощает слабого. В начале этого года «Сибирь» присоединила к себе «Внуковские авиалинии». До этого были – кемеровский, новокузнецкий, иркутский авиаотряды, так же, как и ВАЛ, оказавшиеся на пороге финансового краха. Отличие «Энкора» от собратьев по поглощению - в том, что «дочка» Челябинского авиапредприятия в настоящее время чувствует себя неплохо. Осуществляет регулярные рейсы между Москвой, городами Урала и Сибири и гордится постоянным воздушным сообщением с немецкими Франкфуртом и Ганновером.
Информацию о грядущем объединении с «Сибирью» в «Энкоре» не подтвердили, но и не опровергли. Секретарь приемной удивилась: «Что вы?! Вам сейчас про это никто ничего не скажет!» В самом деле – руководство ничего не сказало. Только в пресс-службе «Энкора» на заявление «сибирской стороны» заметили: «Это они поспешили». Но если разобраться, большой неожиданности во всей этой истории нет. Еще год назад владелец и бывший генеральный директор «Энкора» Сергей Яшин заявил, что «укрупнение авиакомпаний – единственный способ выживания перевозчиков». И тогда же именно Яшин первым заговорил о возможном объединении с «Сибирью».
В общем и целом, «Энкор» «Сибири» не конкурент. В прошлом году объем перевозок «Энкора» составил 352 с половиной тысячи человек, «Сибири» - 2 миллиона 800 тысяч человек (в России больше только у «Аэрофлота»). В челябинском же небе у «энкоровцев» - абсолютная монополия. Если в Екатеринбурге - более сорока представительств авиакомпаний, то в столице Южного Урала - только три: самого «Энкора», «Пулковских авиалиний» (один рейс в неделю на Санкт-Петербург) и «Аэрофлота» (три рейса в неделю на Москву). Владелец одной из челябинских турфирм жалуется, что «Энкор» и сам в Азию почти не летает, и другим авиакомпаниям открывать в Челябинске регулярные рейсы не позволяет».
«Сибирь» известна тем, что обеспечивает высокий уровень сервиса и безопасности полетов. Понятно, что небольшой устаревший «энкоровский» парк самолетов Ту-154, Т-134 и Як-42 не сравнить с «сибирскими» Боингами и аэробусами Ил-86. Что не менее важно, у «Сибири» относительно недорогие авиабилеты. Полет в экономклассе по маршруту Москва-Иркутск стоит столько же, сколько «энкоровский» полет: Москва-Челябинск. Хотя расстояние до Иркутска в два раза больше! Генеральный директор челябинского представительства авиакомпании «Аэрофлот» Юрий Киргизов считает, что сейчас сложно сказать, насколько все эти блага «Сибири» могут быть применимы к челябинскому небу в результате объединения «Энкора» с «Сибирью». Остается гадать и о том, увеличится ли пассажиропоток и количество городов, куда можно будет долететь из столицы Южного Урала. Детали будущего процесса поглощения строго засекречены.