Высший арбитражный суд должен поставить точку в споре между Челябинским территориальным управлением Министерства по антимонопольной политике и компанией «Фольксваген», запретившей южноуральской фирме «Аспект-Моторс» использовать в своей наружной рекламе товарный знак VW. Если правда окажется на стороне концерна, в России будет создан правовой прецедент: официальные дилеры получат монопольное право на использование товарных знаков в рекламе своих товаров, и тем самым приобретут серьезные преимущества перед конкурентами.
Челябинская компания «Аспект-Моторс», занимавшаяся продажей автомобилей «Фольксваген», размещала наружную рекламу с использованием товарного знака концерна - VW. Что дало повод официальному дилеру компании «Фольксваген» в Челябинске «Автоцентру «Керг» направить в адрес «Аспекта» письмо с предупреждением, что этого делать нельзя. В свою очередь московское представительство концерна «Фольксваген» обратилось в Челябинское территориальное управление Министерства по антимонопольной политике, заявив, что нарушено их право на использование товарного знака. Рассмотрев заявление, специалисты антимонопольного управления приняли решение, что никакого ущемления прав владельца в данном случае нет.
«Существует статья Закона о товарных знаках, в которой говорится, что поскольку товары введены в оборот самим владельцем товарного знака, то собственник не может запретить его использование другими лицами, - объясняет специалист отдела по контролю за недобросовестной конкуренцией и рекламой Челябинского антимонопольного управления Татьяна Соболевская. - С этим решением компания «Фольксваген» не согласилась и обжаловала его в арбитражном суде Челябинской области. Первое решение суда было не в пользу Челябинского антимонопольного комитета. Не в его пользу была и апелляционная инстанция. Но кассационная инстанция Уральского федерального суда вынесла решение, которое говорит о том, что использование товарного знака в рекламе допускается».
Теперь руководство московского представительства концерна «Фольксваген» намерено обратиться в Высший арбитражный суд. В «Автоцентре «Керг» ситуацию прокомментировать отказались, сославшись на то, что сама компания в судебном споре не участвовала. Между тем в фирме «Аспект-Моторс» заявляют, что запрет на использование товарных знаков в наружной рекламе они воспринимают как орудие борьбы с сильным конкурентом.
«Обратите внимание, несколько автомобильных фирм в городе продолжают использовать знак VW в своей рекламе, но претензии предъявили почему-то только к нам, – говорит исполнительный директор компании «Аспект-Моторс» Вячеслав Барыкин. – Я считаю, что нас просто, таким образом, решили убрать с рынка. Позиция «Керга» была бы оправдана, если бы он имел высококлассный сервисный центр, а мы бы мешали ему низким качеством обслуживания, неоригинальными запчастями, и, следовательно, дискредитировали бы марку. Но ведь это не так. И, в конечном счете, все идет во вред самому производителю. Если раньше «Керг» продавал примерно 50 машин в год, «Аспект» - 40 – 45, то за первое полугодие продажи «Фольксвагена» в Челябинске составили лишь около 20 машин.
В том случае если претензии компании «Фольксваген» признают обоснованными, будет создан прецедент: без уведомления, официального разрешения или договора с владельцем товарного знака продавец не сможет использовать торговую марку в рекламе своей продукции.
«Если сейчас суд признает, что антимонопольное управление было право, тогда все остается на своих местах: товарные знаки будут использоваться так же как раньше, - прогнозирует ситуацию консультант отдела по контролю за недобросовестной конкуренцией и рекламой Челябинского антимонопольного управления Людмила Галичина. - Если же арбитражный суд примет иное решение и отменит наше предписание в отношении «Аспекта» и «Фольксваген», тогда весь хозяйственный оборот нужно будет строить на лицензионных договорах».
Если запрет на использование товарного знака в рекламе «серых» дилеров будет введен, то официальные представители получат серьезное преимущество перед конкурентами. С точки зрения «белых» дилеров, изменения в законодательстве вполне оправданы и необходимы. «Это должно привести рынок в цивилизованный вид, - считает Сергей Капитонов, коммерческий директор фирмы «УралАвтоХаус», официального представителя компании «Мерседес» в Челябинске. – Мы несем ответственность за то, что продаем. Нелегальные фирмы ответственности не несут, поэтому у клиента, купившего некачественную запасную часть, может сложиться негативный образ компании-производителя. Мы тоже запрещали использовать товарный знак в рекламе других фирм. Один челябинский магазин даже умудрился само слово «Мercedes» в своей рекламе написать с ошибкой. От этого страдает престиж фирмы».
Запретят ли неофициальным дилерам использовать в своей рекламе товарные знаки без разрешения их владельцев, решит Высший арбитражный суд. Но даже если решение будет не в пользу «серых» дилеров, скорее всего, последние найдут способ, как обойти запрет. В конце концов, товарный знак на рекламных плакатах могут заменить изображения автомобилей или всевозможных аксессуаров. Естественно - с узнаваемыми эмблемами.
Светлана Видергольд