RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

2 м/c,

южн.

750мм 62%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес За честную конкуренцию

За честную конкуренцию

Правила ведения бизнеса в России могут измениться в ближайший месяц. Уже в апреле Госдума рассмотрит разработанный Федеральной антимонопольной службой и Минэкономразвития проект закона «О защите конкуренции». 3 февраля этот документ получил одобрение...

Правила ведения бизнеса в России могут измениться в ближайший месяц. Уже в апреле Госдума рассмотрит разработанный Федеральной антимонопольной службой и Минэкономразвития проект закона «О защите конкуренции». 3 февраля этот документ получил одобрение российского Правительства.

Новый законопроект и поправки в Кодекс об административных правонарушениях не только расставляют новые акценты в российской антимонопольной политике, но и дают самой антимонопольной службе больше возможностей для пресечения действий, угрожающих свободной конкуренции.

Для эффективного выявления и пресечения антиконкурентных действий в проекте закона уточнены многие основополагающие понятия. Например, здесь предусмотрено современное определение монопольного положения на рынке: если три компании занимают более 50% рынка, то ФАС получает право его регулирования.

«По сути, схема с участием на рынке трех-пяти игроков представляет собой олигополию, – комментирует заместитель начальника УФАС Челябинской области Анна Козлова. – Эти игроки могут, хозяйничая без внешних проявлений согласованности, диктовать рынку свои условия. Поэтому понятно, что крупные компании, особенно естественные монополии, не хотят, чтобы такой закон был принят. Например, господин Чубайс активно добивается исключения из проекта закона пунктов о регулировании антимонопольными органами естественных монополий, а мы с этим не согласны».

Для того чтобы суду было проще доказать ценовой сговор, разработчики проекта закона ввели понятие «согласованные действия». В то же время, документ предполагает значительное снижение административного бремени на хозяйствующие субъекты. Так, по мысли авторов, упраздняется тотальный контроль над приобретением акций, слияниями и поглощениями. Предварительное согласование будут проходить сделки, суммарные активы участников которых превышают 3 миллиарда рублей. Уведомлять же антимонопольный орган о совершении сделок компании должны в том случае, если их суммарные активы превышают 200 миллионов рублей.

Также проект закона отменяет согласование каждой сделки по приобретению акций. Предварительного разрешения будет требовать только приобретение блокирующего (25%+1), контрольного (50%+1) и пакета акций, исключающего возможность блокирования решений акционера третьими лицами (75%+1). Таким образом, антимонопольщики стремятся избавить себя от обязанности контролировать сделки мелких и средних компаний, чья деятельность не может приводить к возникновению монополии на том или ином рынке. А это позволит сконцентрировать усилия и направить их на осуществление контроля над крупными игроками, которые сегодня используют свое доминирующее положение на рынке, чтобы не допустить развития конкурентной среды.

«Но я считаю, что в случае принятия этого проекта ничего принципиально не изменится, – комментирует генеральный директор компании «Профинвестсервис» Андрей Лазарев. – И сегодня о совершении сделок с акциями их участники часто никого не уведомляют. Ведь за такие нарушения особых санкций не предусмотрено. Что касается получения предварительных разрешений о приобретении контрольных и блокирующих пакетов акций, то здесь могут быть использованы определенные схемы. Например, приобретая блокирующий пакет акций, его можно формально записать на три разных лица. Реальный же собственник будет один».

Для пресечения подобных схем и стимуляции игроков рынка соблюдать антимонопольное законодательство в Кодекс об административных правонарушениях антимонопольщиками заложены так называемые оборотные штрафы. То есть за нарушение законодательства компании-нарушители будут платить штрафы в процентах от своего годового оборота. Например, за злоупотребление доминирующим положением на рынке – 0,5-2 %, и 1-4% за картельный сговор.

Как считает Анна Козлова, в случае принятия Госдумой законодательных новшеств, эффективность антимонопольного законодательства резко возрастет. Строгие санкции предотвратят попытки нарушения крупными компаниями правил игры и дадут импульс развитию конкурентной среды, малого и среднего бизнеса, которые в нынешних условиях практически не защищены от действий компаний-монстров.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления