Бизнес «Незабудка» наигралась

«Незабудка» наигралась

Компания «Незабудка» продала часть своего бизнеса – компанию «Русские аттракционы». Новые владельцы не являются случайными людьми: Игорь Панькин – один из учредителей фирмы «Русские аттракционы», Сергей Лопатин – генеральный директор компании...

Компания «Незабудка» продала часть своего бизнеса – компанию «Русские аттракционы». Новые владельцы не являются случайными людьми: Игорь Панькин – один из учредителей фирмы «Русские аттракционы», Сергей Лопатин – генеральный директор компании «Незабудка-Пиво». Стоимость сделки, по информации одного из ее участников, оценивается приблизительно в 3 миллиона евро. В планах новых владельцев «Русских аттракционов» – сосредоточить в своих руках все парки Челябинска. Однако, по мнению ряда экспертов, парковый бизнес в нынешних условиях не является высокорентабельным.

До недавнего времени в Челябинске существовало минимум 5 компаний, объединенных брендом «Незабудка». Среди них «Незабудка-Сервис», «Незабудка-Алкоголь», «Незабудка-Некст» и другие. С 2000 года в структуру холдинга входили «Русские аттракционы». На сегодняшний день, по информации инвестиционного меморандума самой компании, холдинг «Незабудка» включает компанию «Незабудка-Сервис», занимающуюся оптовыми поставками, и компанию «Торговая сеть Незабудка», связанную розничной торговлей. 100% холдинга владеет Алексей Заварницын. На данный момент «Незабудка» – одна из крупнейших компаний челябинского ритейла: доля на челябинском рынке торговых сетей, по данным инвестиционного меморандума, составляет порядка 20%. «Незабудке» принадлежат около 30 магазинов разного формата (от дискаунтера до гипермаркета) в Челябинске и несколько в Миассе.

Новые хозяева у компании «Русские аттракционы» появились 1 апреля. В руководстве «Незабудки» эту ситуацию комментировать отказались. Однако, по мнению информированных источников, пожелавших остаться неназванными, причин, побудивших владельца «Незабудки» Алексея Заварницына пойти на такой шаг, было несколько. В качестве основных называется стремление сосредоточиться на одном бизнесе и невысокая рентабельность аттракционов. Сейчас на рынке челябинского ритейла развернулась достаточно серьезная конкуренция: в формате дискаунтеров присутствуют федеральные операторы «Пятерочка» и «Дикси», в формате супермаркетов у дома – федеральный оператор «Патерсон» и в 2006 планируется выход «Седьмого континента», в формате «cash&carry» – местный игрок фирма «Молния», кроме того, остается открытым вопрос о реализации немецкого проекта Metro Cash&Carry. В ответ на экспансию федеральных и зарубежных игроков руководство «Незабудки» поставило амбициозную стратегическую задачу – вывод сети на федеральный уровень.

Первый шаг в этом направлении уже сделан: выпущены векселя на сумму 50 миллионов рублей. В этих условиях компания решила сосредоточиться на торговом бизнесе и избавиться от паркового, менее рентабельного в настоящий момент.

Компания «Русские аттракционы» была учреждена в 2000 году в рамках «Незабудки». С этой идей выступил бывший директор горсада им. Пушкина Анатолий Симонов. По словам Алексея Заварницына, ранее дававшего интервью 74.ru, источником стало чувство восхищения европейскими парками и «желание сделать у себя, в Челябинске, что-то подобное», поэтому «стали ездить на крупнейшие специализированные выставки, связались с отечественными производителями, и напрямую с итальянцами, украинцами, белорусами. Закупили очень много оборудования». «Русские аттракционы», получив поддержку экс-мэра Вячеслава Тарасова, начали работать на трех площадках: в парке им. Пушкина, в парке им. Гагарина, в детском парке «Металлург». Однако после первоначального бума интерес к аттракционам несколько уменьшился, а арендные ставки выросли. Чтобы поддержать внимание посетителей, по мнению нового хозяина компании Игоря Панькина, необходимо перевозить аттракционы с одной площадки на другую и, естественно, покупать новые.

Стоимость одного аттракциона колеблется от 2 до 2,5 миллионов рублей, а окупаемость в Челябинске составляет 7–8 лет. В Санкт-Петербурге, например, в Южноприморском парке, окупаемость происходит за 3–4 года. Кроме того, проблемы владельцев связаны и с арендой территории. К примеру, «Русские аттракционы» арендуют только часть парка Пушкина, поэтому многие кафе расположены на муниципальной территории и приносят доход собственно городу; из тех кафе, которые находятся в аттракционной зоне, «Русским аттракционам», по словам нового хозяина, принадлежит только половина, и основная часть дохода формируется за счет проката аттракционов. По мнению Игоря Панькина, невысокую рентабельность бизнеса доказывает и тот факт, что владелец части аттракционов в парке им. Гагарина предлагал новым владельцам «Русских аттракционов» купить его бизнес.

Кстати, кто они – новые хозяева «Русских аттракционов»? Игорь Панькин в «Русских аттракционах» появился не случайно: он знаком с Алексеем Заварницыным еще с 1998 года, со времен сигаретного бизнеса. Будучи одним из учредителей «Русских аттракционов» в 2000 году, получил долю в 15%. В 2003 году вышел из компании и сам занимался аттракционами в детском парке «Металлург». Другой хозяин и соучредитель – Сергей Лопатин, давний знакомый Игоря Панькина, вместе с ним начинал с торговли сигаретами, а затем самостоятельно занимался пивным бизнесом и купил в 2003 году у Алексея Заварницына компанию «Незабудка-Пиво». По словам Игоря Панькина, «сначала покупать бизнес даже и не думал, но когда нам предложили, мы подумали пару месяцев и купили». Сам факт продажи «Русских аттракционов» он объясняет «хлопотностью» и «разными целями»: «Одним людям нужны деньги, другим – политика, третьим – дело. Хотя, вообще, все работаем ради денег».

На что же надеются новые владельцы, потратив порядка 3 милиионов евро на приобретение компании? Прежде всего, на снижение арендных ставок и заключение долгосрочной аренды. «Сегодняшняя аренда в 20% от общей выручки не дает нам развиваться, но надеемся на здравый смысл властей, потому что им невыгодно делать этот бизнес совершенно нерентабельным. Некому будет заниматься», – сказал господин Панькин корреспонденту Chel.ru. Лучший вариант, по мнению хозяев компании, получение, например, парка Пушкина на 49 лет в безвозмездное пользование. Более того, подобные случаи уже были в Кургане, в Ростове и в Челябинске (сад Победы). «Только частная собственность поддерживает частный интерес. Для того, чтобы построить парк, нужно 1 миллионов евро «зарыть» в инфраструктуру, 1,5 миллионов долларов потратить на оборудование. Долгосрочная аренда позволит использовать территорию на все 100%, потому что доход будет не только с аттракционов, но и с кафе. Ведь человек на аттракционе прокатится один раз, а в кафе зайдет пять раз,» – считает Игорь Панькин. В планах «Русских аттракционов» – сосредоточить в своих руках все парки Челябинска, привести их в порядок (например, парк Курчатовского района, возле лыжной базы) и сделать их не только любимым местом отдыха челябинцев, но и площадками для проведения национальных праздников. А еще у Игоря Панькина есть мечта: поставить 50-метровое колесо обозрения на Кировке. Для сравнения, высота колеса обозрения в парке им. Пушкина – 26 метров.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления