Бизнес «Мобильных» должников поставят на учет

«Мобильных» должников поставят на учет

В июне операторы «большой тройки» – «Билайн», «МТС» и «МегаФон» – приступают к формированию единой базы данных о просроченных платежах за сотовую связь. В так называемый черный список будет заноситься информация о злостных должниках за мобильные...

В июне операторы «большой тройки» – «Билайн», «МТС» и «МегаФон» – приступают к формированию единой базы данных о просроченных платежах за сотовую связь. В так называемый черный список будет заноситься информация о злостных должниках за мобильные разговоры. Соответствующий пункт, предупреждающий клиента о риске оказаться в списке неблагонадежных, появится в договорах на услуги сотовых компаний уже в этом месяце. Таким способом операторы рассчитывают снизить убытки от неплательщиков и повысить дисциплину платежей среди своих клиентов.

Появление черного списка напрямую связано с принятием закона «О бюро кредитных историй», который должен вступить в силу в июне этого года. Задача кредитных бюро – эффективно отделять недобросовестных заемщиков, различного вида мошенников от добросовестных, надежных клиентов. В подобном механизме заинтересованы прежде всего банковские структуры. Однако одними из первых, кому на деле предстоит воспользоваться услугами законной системы кредитных бюро, станут как раз сотовые компании.

Как считают сами операторы, необходимость вести учет неплательщиков назрела давно. По данным компании «Вымпелком» (оказывает услуги связи под маркой «Билайн»), общие убытки, которые несут «Билайн», «МТС» и «МегаФон» от недобросовестных клиентов, составляют порядка 20 миллионов долларов в год.

В ближайшее время операторы намерены выпустить новые клиентские договоры. В них будет указан кредитный лимит и срок погашения абонентской задолженности. По истечении этого срока информация о неплательщике будет автоматически загружаться в базу данных.

Считается, что риск попасть в черный список выше у абонентов, использующих кредитную основу оплаты. В этом случае клиенту приходит счет за оказанные услуги. Не заплатив в срок (как правило, 60 дней), такой абонент для оператора переходит в разряд «безнадежных». Теперь у него появятся все шансы пополнить ряды неблагонадежных клиентов.

Оказаться в числе должников достаточно просто и тем абонентам, которые используют препэйд-тарифы, то есть сотрудничают с оператором на условиях предоплаты. К примеру, в случае, когда клиент пользовался услугой роуминга, он получает счет с опозданием в два дня. Соответственно и списание средств с его баланса происходит позже. Кроме того, с некоторой задержкой происходит тарификация и GPRS-услуг.

«При этом размер задолженности не имеет значения, важен срок неплатежа. «Злостным должником» в понимании «Вымпелкома» считается клиент, не произведший оплату в течение 30 дней с момента выставления счета, – пояснил специалист по связям с общественностью челябинского филиала «Билайн GSM» Игнат Черепанов. – По некоторым оценкам, ежемесячно число таких недобросовестных клиентов может составлять от 2 до 5 тысяч человек».

Как заявил г-н Черепанов, появление первых фамилий в объединенной базе данных следует ожидать уже в августе-сентябре текущего года.

Между тем, представители сотовых компаний уверяют, что никакие серьезные последствия, например, отказ в подключении к другим операторам, должнику не грозят. Но такой клиент неминуемо попадет под жесткий финансовый контроль компании: обязан будет вносить гарантийный платеж при доступе к роумингу, лишится права на микрокредитование. «Кроме того, данные о финансовой недисциплинированности клиента – дате, сумме и времени задолженности – сохраняются после того, как он произвел полный расчет. Фактически, речь идет о формировании истории неплатежей», – говорит Игнат Черепанов. Он также не исключает, что со временем среди участников системы учета клиентов могут появиться коммерческие банки. В этом случае информация о том, что заемщик вовремя не оплатил свои мобильные переговоры, автоматически становиться частью его кредитной истории.

Интересно, что в челябинских представительствах других сотовых компаний не намерены предъявлять ультиматум своим абонентам уже завтра.

В службе по связям с общественностью ОАО «Мобильные ТелеСистемы–Челябинск» так прокомментировали факт создания единой базы должников: «Составление черного списка недобросовестных абонентов, безусловно, инициатива важная и своевременная. Это будет действенным инструментом повышения платёжной дисциплины. К счастью, большинство наших абонентов – люди порядочные, ответственные и дисциплинированные. И случаев с возникновением крупной задолженности не так уж много. Список таких клиентов в Челябинской области мы ведем уже давно и взыскиваем с них долги в судебном порядке, кстати, весьма успешно».

Специалист по связям с общественностью ЗАО «Уральский GSM» Александра Репьёва также заявила, что региональная компания намерена пока воздержаться от участия в эксперименте. «В данный момент в проекте участвует только «МегаФон–Москва». Мы планируем оценить опыт московских коллег в ведении единой базы должников, чтобы принять решение об эффективности такой меры», – добавила она.

Застрахованы от попадания в списки должников на данный момент и абоненты двух других сотовых компаний, представленных в Челябинске, – «TELE2» и «Южно-уральский сотовый телефон» (ЮУСТ). По условию соглашения между операторами «большой тройки», к системе могут быть подключены и другие участники рынка сотовой связи.

В челябинском офисе «TELE2» и в компании «ЮУСТ» раскрывать свои планы на этот счет не стали.

Большинство сотовых компаний не скрывают, что система, при которой операторы будут делиться друг с другом информацией о своих «плохих» клиентах, выгодна всем участникам рынка. Вопрос в другом: совпадет ли намерение операторов с желанием абонентов оказаться в пресловутой базе данных. Клиентов же пока никто не спрашивал.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления