RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

750мм 41%
Подробнее
7 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Недолго музыка играла

Недолго музыка играла

Уральское фонографическое агентство намерено заставить владельцев кафе и ресторанов платить за музыку, звучащую в их заведениях. Нелегальное использование фонограмм грозит бизнесменам судебными разбирательствами...

Уральское фонографическое агентство намерено заставить владельцев кафе и ресторанов платить за музыку, звучащую в их заведениях. Нелегальное использование фонограмм грозит бизнесменам судебными разбирательствами и выплатами компенсаций от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Предприниматели считают, что платить авторам и производителям фонограмм нужно, однако, по их мнению, неизвестно, дойдут ли деньги до места назначения.

По закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993), право требовать вознаграждение за публичное исполнение музыки имеют не только авторы мелодии и текста, но и обладатели смежных прав – исполнители и производители фонограмм. Представлять интересы правообладателей, а также собирать и распределять денежные средства между ними могут организации, заключившие с правообладателями договор. Сейчас в России действуют три наиболее крупные ассоциации: Российское авторское общество, Российская фонографическая ассоциация и Российское общество по управлению правами исполнителей. Эти организации сами определяют размер ставок за публичное воспроизведение музыки (закон устанавливает только минимальный размер – 0,1% основного дохода плательщика ежемесячно). На сегодняшний день кафе и рестораны (до 40 мест) должны платить ежемесячно: РАО – 3 тысячи рублей, РФА – 1% от основного дохода, РОУПИ – 2 тысячи рублей.

Визит сотрудничающих с РФА представителей Уральского фонографического агентства стал для многих рестораторов полной неожиданностью. Несмотря на то, что несколько лет назад другая организация, представлявшая права авторов, вела в Челябинске достаточно активную работу. Так, по словам юриста Уральской ассоциации по защите авторских прав Анны Ханас, порядка 60% заведений, использующие музыку, заключили с ассоциацией договоры на отчисление авторских вознаграждений. По закону, основанием для таких отчислений является факт публичного исполнения музыки, то есть когда музыка звучит «в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи», и использование фонограммы в коммерческих целях.

Именно использование фонограммы в коммерческих целях и извлечение из этого дохода, на основании которого представители УФА намерены взимать деньги, вызвало у местных рестораторов неоднозначную реакцию. Представитель крупной сети ресторанов, пожелавший остаться неизвестным, считает, что его заведение не извлекает прямого дохода из использования музыки. «Мы зарабатываем, продавая хорошо оформленные и вкусно приготовленные блюда, а не музыку», – сказал он. Однако, по мнению владельца ресторана «Такси-блюз» Павла Голубя, в таком понимании ресторанного бизнеса есть доля лукавства. «Ресторан, продающий только еду – это столовая, – говорит он. – Настоящий ресторан продает комплекс услуг, среди них питание, обслуживание, атмосфера, и все они влияют на доход заведения». Менеджер по персоналу компании «Дизайн-кафе» Надежда Мурашова считает, что именно атмосфера заведения больше всего влияет на посещаемость. «Мы проводили исследование, и оказалось, что до 80% женщин приходят в ресторан из-за царящей в нем атмосферы, а атмосферу создают музыка и дизайн, – говорит она. – Например, у посетителей повышается аппетит, если в зале использованы теплые желто-красные тона и звучит ритмичная музыка».

Вопрос о том, насколько велики суммы выплат, по словам бизнесменов, зависит от размера заведения. «Если заведение маленькое, то, возможно, такие платежи для него чувствительны»,– говорит Павел Голубь. По словам исполнительного директора УФА Анатолия Стеценко, РФА в отличие от РАО и РУОПИ предлагает достаточно демократичный вариант – отчисление процентов с дохода. «Ежемесячная ставка за публичное использование музыки, определенная на заседании организаций-правообладателей, составляет для радиостанций – 3%, магазинов – 0,2%, для кафе и ресторанов – 1%», – рассказал он.

Проблема, по мнению предпринимателей, состоит не столько в нежелании платить, сколько в том, куда и кому пойдут эти деньги. Неназвавшийся ресторатор считает, что притязания УФА – это очередное вымогательство, так как совершенно непонятна схема прохождения денег. «В наших заведениях звучит, в основном, иностранная музыка, неужели местные организации будут выплачивать деньги иностранным авторам и звукозаписывающим компаниям, – сказал он. – Здесь, вообще, очень сложно проследить, не осядут ли эти деньги в карманах предприимчивых людей». Анатолий Стеценко считает, что схема проведения денег достаточно проста. «Мы перечисляем деньги организациям, которые представляют интересы зарубежных правообладателей, а они в свою очередь распределяют их между звукозаписывающими компаниями, – говорит он. – Более того, когда мы заключаем договоры, то на подпись они отправляются в Москву, потому что мы только посредники и за свою деятельность получаем от РФА 15% комиссионных». По словам Стеценко, если предприниматель хочет проверить поступление денег, то он может на официальном сайте найти телефоны и позвонить в звукозаписывающую компанию. Или Алле Пугачевой и Иосифу Пригожину, например… Если, конечно, дозвонится…

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления