RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

745мм 58%
Подробнее
7 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Бизнес Некультурная революция

Некультурная революция

В Челябинске установились самые высокие в России цены на аренду театрально-концертных залов. Руководители челябинских театров приняли беспрецедентное решение в два раза увеличить ставки на аренду театральных площадок для местных организаторов гастролей...

В Челябинске установились самые высокие в России цены на аренду театрально-концертных залов. Руководители челябинских театров приняли беспрецедентное решение в два раза увеличить ставки на аренду театральных площадок для местных организаторов гастролей. По мнению представителей продюсерских фирм, повышение арендных ставок может спровоцировать серьезный передел местного рынка развлекательных услуг. Между тем конфликт коммерсантов и госучреждений рискует отразиться в первую очередь на челябинских зрителях. Согласно прогнозам организаторов, в ближайшее время цена билетов на гастрольные мероприятия возрастет в несколько раз. Кроме того, под угрозой срыва оказался приезд на Южный Урал сразу нескольких звезд. Об отмене летних гастролей в Челябинске уже заявил менеджмент «Виртуозов Москвы» под управлением Владимира Спивакова.

Организацией гастрольных выступлений иногородних театральных коллективов и эстрадных звезд в Челябинске традиционно занимались не только руководители местных государственных театров, но и целый ряд частных коммерческих фирм. Сегодня в челябинском шоу-бизнесе насчитывается не больше десяти игроков. Наиболее крупными из них являются всего три компании – продюсерский центр «Мир шоу», продюсерский центр «Республика» и фирма «Овация». Именно на их долю приходится больше половины гастрольных мероприятий, проходящих в Челябинске.

По словам организаторов всевозможных визитов звезд, Челябинск никогда не занимал первое место по количеству гастролей. Даже в таком городе, как Оренбург, который по уровню социально-экономического развития серьезно уступает Челябинску, приезды знаменитостей стали более частым явлением. Что уж говорить про северных соседей. По количеству гастрольных представлений Екатеринбург всегда опережал южноуральскую столицу в полтора-два раза. При этом по уровню розничных цен на билеты Челябинск всегда считался одним из самых дорогих городов.

Как отмечают представители продюсерских фирм, одна из главных причин «неразвитости» шоу-индустрии в городе – отсутствие хорошей гастрольной площадки. Чаще всего гастролеров на своей сцене принимают три театра – Челябинский театр драмы имени Наума Орлова вместимостью 890 мест, театр оперы и балета имени Глинки (890 места) и концертный зал имени Прокофьева (450 мест).

Все они относятся к одной категории и не дотягивают до уровня так называемых «тысячников» – залов вместимостью более тысячи мест. Как ни странно, фору Челябинску в этом плане дал даже соседний Магнитогорск – местный Дворец культуры имени Орджоникидзе имеет вместимость 1150 мест. Продюсерские фирмы не скрывают, что именно количество посадочных мест в театре во многом определяет цену билета на спектакль или концерт: чем больше вместимость зала, тем доступнее услуга для зрителя. В конце февраля руководители челябинских театров приняли решение повысить ставки на аренду своих площадок для коммерческих фирм в два раза. Таким образом, арендная плата за пользование площадкой драматического театра, концертного зала имени Прокофьева и театра оперы и балета во время гастролей составила 300, 170 и 300 тысяч рублей соответственно.

По мнению театральных деятелей, эта мера позволит существенно поправить финансовое положение госучреждений. Они считают, что большое количество гастролей снижает интерес горожан к местным постановкам, в результате чего происходит отток средств от репертуарных спектаклей. Правда, доводы руководителей театров кажутся бизнесменам неубедительными.

«Если челябинский зритель может позволить себе приобрести билет на концерт «звезды» за 1000 рублей, что остановит его купить билет на спектакль за 100 рублей, – рассуждает директор продюсерского центра «Мир шоу» Илья Белов. – Театры существуют в условиях нормальной конкуренции. В этой ситуации их задача – насытить репертуар новыми интересными постановками, которые были бы конкурентоспособны на фоне гастрольных спектаклей. В конечно счете, это позволило бы повысить посещаемость театра и увеличить его доходы».

" hspace=

Как полагает художественный руководитель театра оперы и балета имени Глинки Денис Северинов, помимо повышения интереса к местному репертуару, есть и более объективные причины изменения ценовой политики театров.

«Нужно понимать, что мы являемся государственной структурой и должны каким-то образом отрабатывать бюджетные средства, которые в нас вкладывает государство, – заявил он сайту Chel.ru. – Не так давно мы провели масштабную реконструкцию театра. А расходы на содержание зала серьезно повышают стоимость аренды. Не говоря о том, что на каждом гастрольном мероприятии работает около 200 человек из числа персонала театра, которым также необходимо платить зарплату. Я не считаю, что мы должны за копейки отдавать свое помещение коммерсантам. Если их не устраивают арендные ставки, они могут построить собственную площадку и привозить туда артистов», – добавил г-н Северинов.

Заместитель министра культуры Челябинской области Алексей Бетехтин считает, что на решение руководства челябинских театров о повышении арендных ставок повлияло сразу несколько факторов. «В этом году мы вынуждены были на 15% повысить план по привлечению внебюджетных средств для театров области, – пояснил он. – Они должны каким-то образом его выполнять. Директора театров проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что при таких ставках эффективность от сдачи в аренду концертных площадок будет оптимальной».

Между тем в результате двукратного увеличения арендных ставок, Челябинск вышел на первое место в России по уровню цен на аренду театрально-концертных залов. Для сравнения, стоимость аренды концертного зала «Космос» (1900 мест) в Екатеринбурге, который является самой крупной площадкой в регионе, сегодня составляет 180 тысяч рублей. В пересчете стоимости на одного зрителя это составляет всего 95 рублей. Против 340 рублей(!), приходящихся на челябинского зрителя.

Организаторы гастролей расценили политику театров, проводимую при поддержке Министерства, как административное давление на свой бизнес.

«Повысив цены на аренду, директора театров негласно объявили о том, что не хотели бы видеть наши мероприятия на своих площадках. Для нас не является секретом, что они заинтересованы в проведении гастрольных мероприятий самостоятельно без нашего участия. Фактически мы имеем дело с недобросовестной конкуренцией и попыткой произвести передел рынка», – говорит Илья Белов.

За комментарием сайт Chel.ru обратился к руководителю областного Управления федеральной антимонопольной службы Анне Козловой. «До сих пор никто из представителей коммерческих фирм к нам официально не обращался, – пояснила она – Однако на первый взгляд в имеющихся фактах можно усмотреть нарушение закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» со стороны руководства театров. Необходимо проанализировать ситуацию, чтобы понять, действительно ли имело место соглашение между театрами о повышении арендных ставок и стало ли это причиной ограничения конкуренции на рынке».

«Ни о какой недобросовестной конкуренции речи не идет, – возражает Алексей Бетехтин. – Совет директоров театров вышел с предложением к коммерческим фирмам о проведении совместной работы по привлечению артистов. Дело в том, что качество работы частных компаний нас не совсем устраивает. В последнее время театры получают все больше жалоб от зрителей. Совместная работа позволила бы нам тщательнее контролировать качество организации гастролей коммерсантами», – заметил он.

Генеральный директор продюсерского центра «Республика» Леонид Прохоров считает обвинения в адрес частных продюсерских центров необъективными. «Шоу-бизнес один из самых сложных видов деятельности, связанный с серьезными финансовыми рисками. Но для обычного зрителя многие вопросы, связанные с организацией шоу, должны оставаться «за кадром». Он заплатил деньги и хочет получить качественную услугу. В этой ситуации не имеет значения, прошел ли концерт с прибылью для организатора или оказался убыточным. Поэтому мы крайне редко принимаем радикальное решение отменить шоу. Имидж и репутация на рынке очень важны для таких компаний, как наша. Кроме того, если концерт вдруг не состоится, мы обязаны будем заплатить театру неустойку».

Курьезные проблемы, возникающие в связи с приездом знаменитостей, для Челябинска не редкость, как, впрочем, и для других городов. Достаточно вспомнить недавний скандал с гастролями в Челябинске Анастасии Волочковой. Тогда, получив половину гонорара, балерина неожиданно отменила выступление, в то время как часть билетов была уже продана. Правда, организацией приезда звезды в Челябинск выступала не частная фирма, а руководство театра оперы и балета имени Глинки.

«Любопытно, что за неделю до предполагаемого визита г-жи Волочковой в Челябинск, мы выступали организаторами выступления балерины в соседнем Екатеринбурге. Концерт состоялся и прошел с огромным успехом, – рассказал Илья Белов. – Не возникло проблем с организацией гастролей актрисы у продюсерских фирм и в других городах, таких, как Новосибирск и Иркутск. На мой взгляд, если бы продюсированием гастролей Волочковой в Челябинске занималась частная фирма, договоренность со звездой была бы достигнута, и концерт мог состояться».

По словам г-на Бетехтина, Министерство культуры не намерено занимать столь жесткую позицию в отношении частных продюсерских фирм. Более того, чиновники обратились к руководству театров с просьбой смягчить финансовые условия для организаторов гастролей. Однако представители челябинской театральной элиты, судя по всему, отказываться от своих претензий и идти на компромисс не собираются.

" hspace=

«Повышение арендной платы – это своеобразный фильтр, который позволяет ограничить количество недоброкачественной продукции шоу-бизнеса на нашей сцене, – заявил художественный руководитель Челябинского академического театра драмы имени Наума Орлова Владимир Гурфинкель. – Халтура и «эстрадный чес» захлестнули страну, но мне бы не хотелось видеть подобные произведения культуры на сцене Челябинского драмтеатра. Всякий раз, подписывая афишу, я как художественный руководитель театра несу ответственность перед зрителем. Мы отдаем себе отчет в том, что, сократив число гастрольных представлений, тем самым отказываемся от дополнительного дохода. Более того, могу сказать, что это не последнее повышение, арендные ставки будут увеличиваться и впредь. Но мы идем на этот шаг сознательно».

По мнению бизнесменов, бескомпромиссная политика деятелей культуры может иметь неприятные последствия в первую очередь для конечных потребителей развлекательных услуг. В ближайшее время количество гастролей в Челябинске должно резко сократиться. К примеру, если раньше горожане могли каждый месяц выбирать из 25 мероприятий, то теперь им придется довольствоваться только пятью. Кроме того, в полтора-два раза возрастут розничные цены на билеты для зрителей.

«Уже сегодня мы вынуждены отменять многие гастрольные мероприятия, запланированные на лето и осень, – говорит Леонид Прохоров. – Высокая арендная плата автоматически увеличивает себестоимость билета для зрителя. К примеру, если раньше за 1000 рублей можно было купить билет в партер, то теперь это будет цена места в последнем ряду балкона. Число горожан, которые могут позволить себе посещать гастрольные мероприятия, уменьшится. В свою очередь это повышает коммерческие риски продюсерских фирм и делает их бизнес нерентабельным».

Правда, в Министерстве культуры убеждены, что зритель от политики театров никак не пострадает.

«У руководства театров есть наработанные связи со многими известными артистами. Так что, они сами смогут успешно заниматься гастрольной деятельностью. Думаю, театрам удастся заполнить эту нишу», – предположил г-н Бетехтин.

Но Илья Белов полагает, что госучреждения, планирующие заняться шоу-бизнесом, могут столкнуться с целым рядом проблем: «Челябинские театры и раньше приглашали артистов, организовывали гастроли и зарабатывали деньги. Но как показывает опыт, эта деятельность не всегда оказывалась успешной. Дело в том, что за последние десять лет многие артисты получили отрицательный опыт работы с государственными структурами. Так как им не хватает элементарного профессионализма на рынке организации гастролей».

«Человеческий фактор в нашем бизнесе играет едва ли не ключевую роль, – продолжает Леонид Прохоров. – На успех мероприятия элементарно влияют внешние условия пребывания «звезды» в городе, которые обеспечивает продюсерская компания. От того, насколько тщательно пройдет подготовка к мероприятию, зависит успех гастролей. В случае невыполнения условий договора, артист вправе отказаться от выступления или потребовать повышение гонорара. Неудивительно, что менеджмент артистов в большинстве случаев предпочитает работать именно с частными компаниями, которые более ответственно подходят к организаторской деятельности».

Кроме того, по словам г-на Белова, многие продюсерские компании имеют эксклюзивные договоренности с отдельными артистами о представлении их интересов в регионах. «Это доверие – результат долгосрочного партнерства. Менеджмент артистов скорее предпочтет исключить Челябинск из своего турне, чем налаживать контакты с местными театрами», – заключает он.

В ближайшее время руководители крупных продюсерских компаний намерены обратиться с открытым письмом к губернатору области Петру Сумину, попросив его разобраться в ситуации на гастрольном рынке. О своей готовности поддержать требования бизнесменов уже заявили известные театральные артисты и эстрадные звезды.

Данные предоставлены ПЦ «Республика»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления