Бизнес НВК взяли на абордаж

НВК взяли на абордаж

30 марта в Арбитражном суде состоится заседание по иску телеканала НВК к политтехнологу Евгению Медведеву. Это очередной эпизод в детективной эпопее, которая, по мнению директора НВК Сергея Попова, является «попыткой захватить...

" src=

30 марта в Арбитражном суде состоится заседание по иску телеканала НВК к политтехнологу Евгению Медведеву. Это очередной эпизод в детективной эпопее, которая, по мнению директора НВК Сергея Попова, является «попыткой захватить телеканал». Евгений Медведев в свою очередь считает, что это не более чем «спор хозяйствующих субъектов». Однако, как говорят эксперты, здесь присутствуют все элементы рейдерства, другое дело, что Медведев оказался «слабым рейдером, работающим слишком грязно».

Рейдерство, по мнению юристов, слово все-таки журналистское. В Уголовном кодексе его нет, поэтому охоту за чужой собственностью специалисты чаще определяют как мошенничество. Впрочем, важно не название, а то, что в России этот бизнес процветает, так как есть несовершенство законодательства и есть возможности использовать административный ресурс. И какие бы средства не применялись – от вполне легальных по скупке акций до мошеннических по подделке документов – всегда налицо солидное юридическое прикрытие: иски миноритариев, судебные решения, исполнительные листы и прочее, что придает происходящему более или менее законный вид. И еще PR-составляющая, благодаря которой захват в глазах общественности становится благородным или, по крайней мере, справедливым делом.

В этой детективной бизнес-истории действующие лица известны. С одной стороны, директор и владелец ЗАО «Незвисимая вещательная компания» (НВК) Сергей Попов, с другой – политтехнолог Евгений Медведев, работавший в компании «Профнастил» депутата ЗСО Игоря Свеженцева и руководивший недавними предвыборными кампаниями Николая Аржанова и Дмитрия Вяткина. Есть еще масса персонажей «икс», которые, возможно, станут известны следствию. И есть сюжет, с легкостью укладывающийся в рейдерскую схему захвата – с мнимым договором, «подставой», поддельными документами, решением суда и прочими радостями бизнес-охоты.

«Договорились»

Для НВК эта история началась 5 сентября 2005 года, когда Евгений Медведев – владелец рекламной фирмы «Юнион Медиа Урал», созданной буквально за десять дней до этого, появился в дверях телекомпании с предложением заключить агентский договор. По словам Сергея Попова, подобные соглашения телекомпанию не слишком обязывают. «По договору всю работу с заказчиками рекламы выполняет агентство, телекомпания же предоставляет эфирное время, – рассказывает руководитель НВК. – Работать на рекламном рынке агентству достаточно не просто, поэтому, как правило, реализуется лишь небольшая часть соглашений, однако г-н Медведев заявил, что он начинающий и ему нужно помочь». Помощь от телекомпании состояла в размере процента за услуги.

Сейчас на медиарынке эта цифра колеблется в пределах 10-20% в зависимости от объема заказа. На НВК рекламные агентства за свою работу получают в среднем 15%. С г-ном Медведевым, пообещавшим заказ от клиента на 150 тысяч рублей в месяц, договор был заключен на 20%. Однако в документе поставили цифру 10. Сергей Попов объясняет это просьбой Медведева. «Он сказал, что хочет побольше заработать, но при этом не желает раскрывать своему заказчику процент вознаграждения, чтобы тот не отказался платить за услуги, и предложил 10% записать в договор и на 10% оформить агентский договор на своего друга. Не видя в этом подвоха, мы пошли ему навстречу», – вспоминает директор НВК.

Однако в интерпретации Евгения Медведева именно процент оплаты должен разоблачить телекомпанию. «Рекламодатели НВК обязаны знать, что их менеджеры в виде «отката» получают от канала 10%, – сообщил он Chel.ru. – Со мной заключили договор на 10%, а затем мне предложили привести друга и оплатить услуги отдельно, чтобы мой заказчик этого не знал».

В этот же день г-н Медведев, по его словам, улетел в Москву и заключил договор сроком на десять месяцев и стоимостью в полтора миллиона рублей со своим заказчиком – компанией «Ньюкомстрой». Фирма, занимающаяся, по ее собственной информации, железнодорожными поставками песка и щебня решила разместить на челябинских телеканалах рекламу китайской металлочерепицы, панелей и профнастила. Подпись под документом поставил Андрей Васильков, продавший «Ньюкомстрой», по данным самой компании, пару лет назад и не являвшийся ее директором. И, как уже потом установило следствие, в списках вылетевших в столицу 5 сентября Евгения Медведева не было, что, однако, не помешало появиться датированным этим днем авиабилетам…

«Подстава»

Деньги от г-на Медведева – 138 тысяч рублей – НВК получило сразу же, на следующий день. Смелый руководитель рекламного агентства, будучи на сто процентов уверенным в том, что заказчик точно не передумает размещать рекламу, не стал ждать, пока поступят деньги клиента, и решил заплатить сам. По словам Медведева, 6 сентября он находился в Москве, встречая дочь из Лондона. Однако, как показало следствие, в этот же день он появился в одном из челябинских банков, где положил деньги на счет и перевел их телекомпании. Риск в случае г-на Медведева оказался делом благородным – через какое-то время компания «Ньюкомстрой» выдала ему наличными 60 и 120 тысяч рублей. Здесь же, с разницей в несколько дней г-н Медведев, по его словам, получил и рекламоносители – компьютерный диск и видеокассету профессионального, встречающегося не в каждой телекомпании формата «Betacam», содержание и качество которых были проверены на оборудовании компании, торгующей песком.

Проблема для телеканала оказалась в том, что оба рекламоносителя были пусты и к тому же отправлены по почте. «В договоре нет пункта, что агенты должны приносить диски и кассеты лично, но это само собой разумеется: ведь менеджер телекомпании в присутствии агента проверяет техническое состояние носителя, содержание рекламы и ее соответствие закону, наличие сертификатов на рекламируемый товар, – объясняет Сергей Попов. – Только после проверки подписывается акт приема-передачи рекламоносителя, в противном случае материал в эфир не идет, потому что вся ответственность за то, что появляется на экране, несет уже сама телекомпания. С какой стати мы должны были делать исключение для Медведева?»

Сам же руководитель «Юнион Медиа Урал», отправив телеканалу рекламоносители, исчез и на звонки и сообщения сотрудников НВК о возникшей проблеме не отвечал. В результате, сроки начала рекламной кампании на НВК были сорваны. Однако рекламные ролики от Медведева появились на «Восточном экспрессе». Этот поворот событий, по мнению Сергея Попова, был заранее просчитан. «Когда одна и та же реклама идет по нескольким каналам, и у кого-то из них возникают проблемы, то другие просто могут передать нужные рекламоносители, – пояснил он. – Медведев о рекламе, идущей на «Восточном экспрессе», ничего не сообщил для того, чтобы, поставив нас в условия, когда мы не можем запустить его рекламу, потом обвинить в срыве условий договора, противопоставив нас и «ВЭ» по принципу «хороший полицейский – плохой полицейский», и потребовать возмещения материального ущерба».

По мнению Евгения Медведева, дело обстояло совсем не так. «О том, что на НВК реклама не идет, а на «Восточном Экспрессе» идет, мне сообщил один москвич, находившийся в Челябинске, – поделился политтехнолог. – Я предложил НВК взять у «Восточного Экспресса» диск, однако они не стали этого делать, потому что могли мое время продать еще двум или трем компаниям, считая, что коль доплачивают мне проценты сверху, то я и не буду беспокоиться за москвичей. Другое дело, что я москвичей сильно испугался, там ребята серьезные приезжали»…

«Дело»

Не утруждая себя переговорами с телекомпанией, вновь запросившей рекламные материалы, руководитель «Юнион Медиа Урал» 29 сентября подал иск в суд, чтобы взыскать с «олигарха Попова» 300 тысяч рублей. Сумму, которую с Медведева, по его же информации, потребовали «серьезные» ребята, и увеличенную им же за счет упущенной выгоды и прочего до 585 тысяч. Счет телекомпании был арестован в течение нескольких дней. По словам юриста НВК Виктора Казакова, удивляет скорость принятия этого решения. «Как правило, счета арестовывают у фирм-однодневок, чтобы обеспечить иск, – говорит он. – В отношении к НВК такой необходимости не было, потому что компания семь лет работает на рынке, стабильна и не может одномоментно свернуть свою деятельность». Кроме того, представители телеканала только после ареста счетов узнали о поданном на компанию иске, при этом еще 30 сентября руководство НВК вернуло Медведеву 100 тысяч рублей из 138 перечисленных, оставив 38 тысяч как плату за проданное, но неиспользованное время. «Телекомпания, конечно, стоит гораздо дороже, чем 585 тысяч рублей, на которые суд наложил арест, но дальше, как правило, описывается имущество, и Медведев на сумму долга мог вывезти оборудование и фактически закрыть канал, а если нет выходов в эфир, то возникает вопрос отзыва лицензии, – объясняет г-н Казаков. – Арест счетов в любом случае ставит компанию в сложное финансовое положение и позволяет навязывать ей свою политику».

Г-н Медведев наоборот утверждает, что ничего подобного делать он не собирался. «Арест счетов – это обеспечительная мера для того, чтобы мне возместили материальный ущерб, – сказал он. – Нужно наказывать медиамагнатов, с неуважением относящихся к маленьким рекламным компаниям. Это всего лишь спор хозяйствующих субъектов, и никакого рейдерства здесь нет».

Однако последовавшие события доказывали обратное. После ареста счетов, по информации Сергея Попова, к нему обратилась группа «молодых людей спортивного вида» с предложением решить все проблемы телекомпании. Они оставили для контактов свой номер телефона, который при проверке оказался зарегистрированным на жену Евгения Медведева. Кроме того, «спор хозяйствующих субъектов» сопровождала и PR-кампания. Сначала радиочастотные центры в Москве, Екатеринбурге и Челябинске получили на официальных бланках НВК жалобы на то, что 31 канал, принадлежащий мэру Михаилу Юревичу, мешает вещанию НВК. Затем появились обращения к сетевым партнерам НВК и рекламодателям от имени исполнительного директора НВК Анны Ледовских с просьбой «воздействовать на распоясавшегося Попова С.В.». По словам Сергея Попова, все это было фальсификацией. «Ни одного из этих писем ни я, ни мои подчиненные не писали, возможно, что для изготовления фальшивых бланков использовались наши претензии, отправленные в адрес Медведева», – предположил он.

Политтехнолог в свою очередь назвал все это «выдумками олигарха», но причастности к пресс-релизам о банкротстве телекомпании и коммерческому материалу о том, что НВК – «ресурс Юревича на пути в губернаторы», появившемуся в газетах «МК-Урал» и «Ва-банк Инфо», отрицать не стал. «Я разместил этот материал, чтобы Попов как друг Юревича не смог воспользоваться административным ресурсом», – сказал он Chel.ru.

«Это полный бред, потому как ни я, ни мой канал к холдингу мэра не относимся, – ответил Сергей Попов. – Но сделано было действительно с расчетом поссорить нас со всеми: с рекламодателями, с бизнес-партнерами, с городскими и областными властями. Предприятие душится со всех сторон, и, в результате, продается за копейки».

«Кто и зачем?»

Жанр детектива требует, чтобы в конце повествования обязательно появился ответ на вопрос – «кто и зачем». Однако в этой истории пока есть только вопросы и всего лишь попытки найти объяснение произошедшему.

Самое простое объяснение – желание г-на Медведева и Ко заработать денег, получив с телеканала возмещение материального ущерба.

Однако эксперты считают политтехнолога несамостоятельной фигурой, поэтому возможен еще и бизнес-вариант – приобретение телекомпании в качестве актива. На сегодняшний день челябинцы контролируют около половины всех вещающих здесь телеканалов. Среди основных игроков на этом рынке: областная администрация (ЧГТРК, ТВ-36 и ОТВ-«Звезда» как филиалы государственного телевидения), бизнесмены Александр Аристов и Андрей Барышев (СТС-Челябинск и СТС-Метар), Анатолий Уфимкин и «Уралсвязьинформ» («Восточный экспресс» и РБК), владелец холдинга «Платина» Олег Колесников (ТНТ-Челябинск), мэр Челябинска Михаил Юревич (31 канал) и Сергей Попов (НВК). Вполне вероятно, что кто-то из бизнесменов пожелал начать свой медиабизнес или усилить его. Однако, по мнению экспертов, получить право вещания на Южном Урале сейчас весьма сложно: во-первых, конкурсы проводятся редко, последний из них прошел в апреле 2005 года, во-вторых, явным фаворитом здесь является государство, что и продемонстрировал победитель – совместный проект областной власти и федерального телевидения ОТВ-«Звезда», в-третьих, для самой победы необходимы очень существенные финансовые вложения. Поэтому проще приобрести одну из работающих компаний. У НВК в этой ситуации самые слабые позиции. Не входя в промышленные холдинги, канал ими не дотируется и зарабатывает только на рекламе, и к тому же не имеет серьезной «крыши».

Есть и политические варианты. Отобрать у Юревича руками Попова 31 канал: в сентябре 2005 года телекомпания мэра должна была продлить лицензию на вещание, поэтому жалобы в радиочастотные центры, посланные якобы от имени Попова, могли сыграть свою определенную роль.

Или, к примеру, осложнить отношения между Юревичем и Суминым, особенно накануне выборов в ЗСО. Или закрыть канал вместе с программой оппозиционного губернатору Владимира Филичкина с тем, чтобы перед выборами никто не посмел дискредитировать представителей главной партии страны…

P.S.

Суд, в итоге, все-таки отказал Евгению Медведеву в его требовании 585 тысяч рублей. НВК в свою очередь подали несколько исков на политтехнолога и его рекламное агентство в разные судебные инстанции. По мнению Сергея Попова, руководитель «Юнион Медиа Урал» оклеветал канал, обвинив его в ангажированности. Занимающийся этим делом следователь УВД Советского района считает, что «довести дело до суда будет достаточно сложно, так как клевету доказать вообще нелегко». «Решение о том, что будет с расследованием этого дела дальше, примут совместно представители милиции и прокуратуры», – сказал он. Если вина Медведева будет доказана, есть вероятность, что оштрафуют и газеты «Ва-банк Инфо» и «МК-Урал», разместившие у себя его материалы. Сейчас они выступают в качестве свидетелей.

На перспективы другого иска НВК, обвиняющей Медведева в причинении имущественного ущерба, следователь городского УВД, занимающийся этим делом, смотрит оптимистичнее своих коллег. «Материала достаточно, чтобы доказать, что Медведев, представив в суд поддельные документы, пытался получить необходимое решение. В этом случае по статье 165 ему грозит срок до пяти лет, но вполне вероятно, что он будет условным», – комментирует он, отмечая при этом, что в ситуации с телекомпанией действительно присутствуют признаки рейдерства. «Несмотря на то, что здесь мошенничество и клевета могут быть включены в одну схему, в законе нет статьи за захват предприятия, поэтому многие рейдеры действуют безнаказанно, – считает в свою очередь юрист НВК Виктор Казаков. – Возможно, в перспективе, дела объединят и из будут рассматривать уже как собственно рейдерство». Более того, в судебной практике намечается прорыв: в апреле этого года в Екатеринбурге впервые будет рассматриваться дело о захвате предприятия.

Однако пока руководители НВК надеются на благополучный исход, по СМИ и кредиторам ходит очередной пресс-релиз о том, что телекомпания – банкрот. Со всеми вытекающими для нее последствиями.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления