Бизнес

Энергия с гарантией

В Челябинске отныне никто не останется без электроэнергии. Об этом заявил руководитель компании «Челябэнергосбыт» Вячеслав Середкин. По его словам, столь серьезные обещания связаны с появлением на розничном рынке электроэнергии новой фигуры – гарантирующе

" src=

В Челябинске отныне никто не останется без электроэнергии. Об этом заявил руководитель компании «Челябэнергосбыт» Вячеслав Середкин. По его словам, столь серьезные обещания связаны с появлением на розничном рынке электроэнергии новой фигуры – гарантирующего поставщика, обязанного заключить договор энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с любым обратившимся к нему потребителем, расположенным на его территории. В течение ближайших полутора лет эту функцию будет выполнять «Челябэнергосбыт». Что вовсе не означает создания новой монополии – на рынке будут присутствовать и другие продавцы энергии. Однако, по мнению экспертов, именно гарантирующий поставщик призван смягчить переход к рыночным отношениям в электроэнергетике.

Понятие «гарантирующий поставщик» появилось совсем недавно. Оно зафиксировано в Правилах функционирования розничных рынков электроэнергии, вступивших в действие с 1 сентября 2006 года. Они определили отношения между покупателями и продавцами электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. Согласно Правилам, гарантирующий поставщик – это коммерческая организация, обязанная заключить договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем, территориально находящийся в поле ее деятельности.

После 2008 года статус гарантирующего поставщика будет получать компания, выигравшая конкурс. А до тех пор этот статус автоматически присваивается региональным АО-энерго и их «наследникам» – сбытовым компаниям, созданным в результате реорганизации. Кроме того, сейчас на эту роль могут претендовать крупнейшие продавцы энергии, поставляющие ее в объеме не менее 50 миллионов кВт/ч в год, и энергосбытовые организации, которые обслуживают потребителей, присоединенных к электрическим сетям РЖД. В Челябинской области, по словам председателя «Единого тарифного органа» Сергея Образцова, гарантирующими поставщиками могут стать четыре компании: «Челябэнергосбыт», действующий на части территории региона, Магнитогорская энергетическая компания, поставляющая электроэнергию ММК и Магнитогорску, Челябинская угольная компания, снабжающая электроэнергией Копейск, и компания «Русэнергосбыт» – поставщик, работающий с сетями РЖД.

«Сейчас вопрос о гарантирующем поставщике на Южном Урале практически решен, – говорит Сергей Образцов. – В Челябинске и основной части региона эту функцию выполняет «Челябэнергосбыт», в Магнитогорске – МЭК. Что касается других претендентов, то по правилам на каждой территории гарантирующий поставщик должен быть один, чтобы не уменьшалась эффективность его функционирования. Поэтому приход «Росэнергосбыта» проблематичен, так как этот поставщик заберет часть потребителей «Челябэнергосбыта», у которого в результате уменьшится полезный отпуск энергии, а удельные затраты, соответственно, возрастут». По словам руководителя ЕТО, сейчас идут переговоры о компенсации возможного ущерба, в случае если компания решит осваивать регион. Подобные действия, считает он, вовсе не означает монополизации рынка, так как компании, относительно которых вопрос еще не решен, как и любые другие, могут выступить в качестве свободных продавцов энергии. Разница между ними и гарантирующим поставщиком заключается в том, что они вправе отказать потребителю в заключении договора, определяя цену и объем продаж электроэнергии самостоятельно или по соглашению сторон.

Новые правила закрепляют такую систему ценообразования, при которой часть объемов электроэнергии будет поставляться по цене, регулируемой тарифными службами, а часть – по так называемой свободной цене. «Это делается для того, чтобы синхронизировать либерализацию оптового и розничного рынков энергии и сделать этот переход к рыночным отношениям плавным для потребителя», – поясняет руководитель «Челябэнергосбыта» Вячеслав Середкин. По его словам, размер свободного сегмента определяет правительство РФ. На сегодняшний день он составляет 5% от заявленного покупателем баланса. На 2007 год цифра остается та же, однако в планах ее постепенное увеличение. Кроме того, по свободным ценам будет покупаться и вся энергия, израсходованная сверх баланса. Естественно, что это нововведение коснется и потребителей, которые должны планировать покупку 5% энергии от своего баланса по нерегулируемым ценам. Именно применение новой системы ценообразования как одного из непременных атрибутов рыночных отношений (в условиях конкуренции будут существовать и производители энергии, и ее продавцы, государство оставит за собой только одну сферу электроэнергетики – сетевое хозяйство) и заставило реформаторов ввести на рынок электроэнергии такого участника, как гарантирующий поставщик, чтобы он обеспечивал продажу электроэнергии по свободным ценам в рамках их предельного уровня.

«Единственное исключение – это население и приравненные к нему категории потребителей, которые будут получать всю энергию по утвержденным тарифам, всем остальным придется учиться точно определять баланс своего потребления, – говорит Вячеслав Середкин. – Правила оптового рынка стимулируют каждого потребителя делать заявку на конкретный час и конкретный объем, если он делает это правильно, то будет экономить затраты, если нет, то будет наносить себе экономический ущерб. Генерация не может мгновенно изменить мощности и дать дополнительный объем энергии, который не учел потребитель. Для этого нужны дополнительные затраты, которые он, в итоге, и будет оплачивать по рыночной цене. Так работает весь Запад. И если наши предприятия не научатся точно прогнозировать свои энергорасходы, они просто разорятся».

Те же, кто научится, сможет экономить не только на непредвиденных затратах, но и на собственном реноме. «Хороший клиент, кто потребляет энергию большими объемами ровным графиком в течение долгого периода, будет очень цениться на рынке, – считает Вячеслав Середкин. – Поставщик энергии, будь он собственно производитель или сбытовик, чтобы не потерять такого потребителя в условиях конкуренции, будет вынужден снижать ему цены на свои услуги».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления