Бизнес

Бизнесмены заплатят за музыку

Челябинским бизнесменам уже в этом году придется ответить в суде за использование музыки в общественных местах. По словам представителей Уральского фонографического агентства, почти все владельцы клубов, ресторанов, кафе, баров и маршрутных такси не соблю

" src=

Челябинским бизнесменам уже в этом году придется ответить в суде за использование музыки в общественных местах. По словам представителей Уральского фонографического агентства, почти все владельцы клубов, ресторанов, кафе, баров и маршрутных такси не соблюдают федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах», согласно которому за использование музыкальных фонограмм в любом публичном месте предприниматель обязан платить владельцу смежных прав. Российская фонографическая ассоциация попросила своих региональных представителей собрать информацию о нарушителях, а затем начать взыскивать с них компенсацию в судебном порядке.

Согласно закону об авторском праве, публичным считается всякое исполнение, которое производится «в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи». Таким образом, под действие закона попадают предприятия общественного питания, культурно-развлекательные заведения, магазины, гостиницы, фитнес-центры и маршрутные такси. При этом не имеет значения, воспроизводится ли музыка с диска или радиоприемника, настроенного на ту или иную волну. На любом лицензионном аудионосителе указано, что запись предназначена только для частного прослушивания. Исключение составляют лишь те произведения и фонограммы, которые стали общественным достоянием по истечении срока действия авторских и смежных прав.

Другими словами, если бизнесмен использует фонограмму в целях извлечения прибыли (а на это так или иначе направлено практически любое воспроизведение музыки в коммерческих заведениях), закон призывает его поделиться с правообладателями.

По словам исполнительного директора Уральского фонографического агентства Андрея Решетникова, сегодня за публичное использование фонограмм исправно платят только радиостанции и несколько челябинских заведений общепита, такие, как «Дока-пицца» и «Замок Атоса». Подавляющее большинство предпринимателей требование закона об авторском праве игнорирует. При этом, по словам г-на Решетникова, размеры выплат правообладателям не настолько велики, чтобы ударить по карманам бизнесменов. «Речь идет о сумме примерно в тысячу рублей в месяц, – сообщил корреспонденту Chel.ru исполнительный директор Уральского фонографического агентства. – Любой предприниматель может позволить себе такой расход».

Однако не для всех ситуация обстоит так легко. По ставкам РФА, если заведение вмещает менее тридцати клиентов, владельцу придется платить каждый месяц по 1500 рублей, за каждых дополнительных 15 посетителей нужно доплачивать еще по 500 рублей. Для ресторанов, находящихся в торговых центрах, определена ставка не менее 10 тысяч рублей. Владельцы дискотек и фитнес-клубов по закону обязаны платить шесть процентов от стоимости каждого входного билета и не менее шести тысяч рублей. За музыку в пассажирском транспорте полагается платить 0,2 процента от ежемесячного дохода.

Между тем, в случае, если дело дойдет до суда и решение арбитража будет не в пользу предпринимателя, то штраф, который ему придется выплатить, будет не менее 10 тысяч рублей. Максимальная же сумма взыскания, предусмотренная законом, составляет пять миллионов рублей. Размер штрафа зависит от количества произведений, исполняемых без ведома правообладателей, от того, какой компании принадлежат смежные права – российской или зарубежной.

По словам специалистов фонографического агентства, в Челябинске еще ни одного предпринимателя не привлекали к административной ответственности за незаконное публичное использование музыкальных произведений. Но для представителей звукозаписывающих компаний это вопрос времени. Российская фонографическая ассоциация уже отправила в региональные представительства распоряжение начать фиксировать факты нарушений на видеокамеру, собрать базу данных о нарушителях и начать подавать иски в арбитражный суд.

Сложнее всего будет определить, является ли нарушением закона об авторском праве прослушивание музыки в маршрутных такси. Призвать «маршруточников» к ответственности будет возможно только в том случае, если динамики установлены не в кабине, а в пассажирской части салона такси.

«На Западе за использование фонограмм платят не только развлекательные заведения, но и ди-джеи, музыканты, артисты, которые используют записи, – комментирует ситуацию директор рекламного агентства «Гиннес» (промоушн развлекательных комплексов «Hollywood» и «Панта Рэй») Денис Янушевский. – Я считаю, что в России пока эти меры не применимы. Мелкие предприниматели вроде владельцев летних кафе не смогут платить за то, что у них в заведениях играют чьи-то композиции. К тому же не стоит в очередной раз смешить людей тем, что у нас в стране есть авторские права».

Многие эксперты считают намерения Российской фонографической ассоциации и ее региональных представительств абсурдными. По их мнению, строгое соблюдение пункта федерального закона можно свести к тому, что платить нужно за любое публичное использование музыки. В соответствии с формулировкой в законе под эту категорию попадают даже домашние праздники, на которых присутствуют «лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи». Публичным использованием музыки с натяжкой можно назвать даже звучание мелодии в качестве звонка для мобильного телефона. Однако фонографические ассоциации не собираются доводить ситуацию до абсурда и намерены призывать к ответу только предпринимателей, использующих музыку в целях извлечения прибыли.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления