Бизнес

Автобусы на выданье

У муниципальных перевозчиков появятся серьезные конкуренты. Вслед за КамАЗом о намерении выйти на челябинский рынок общественного транспорта заявила компания «Русавтобуспром». Однако, по мнению ее представителей, для этого муниципалитет должен решить вопр

" src=

У муниципальных перевозчиков появятся серьезные конкуренты. Вслед за КамАЗом о намерении выйти на челябинский рынок общественного транспорта заявила компания «Русавтобуспром». Однако, по мнению ее представителей, для этого муниципалитет должен решить вопрос с льготниками и упорядочить движение маршруток.

ООО «Русавтобуспром» – структурное подразделение холдинга «РусПромАвто» (создан промышленной группой «Сибирский алюминий» Олега Дерипаски, объединяет такие отечественные автомобилестроительные заводы, как ГАЗ, ПАЗ, УраЛАЗ, ЛиАЗ, «Брянский арсенал», «Тверской экскаваторный завод», «Челябинский завод строительно-дорожных машин» и т.д.). Оно специализируется на развитии производства автобусов и комплектующих к ним и объединяет четыре завода: ООО «Ликинский автобус», ООО «Павловский автобус», ОАО «Голицынский автобусный завод» и ООО «КАВЗ» (Курганский автобусный завод), выпускающих автобусы марок «ЛиАЗ», «ПАЗ», «ГолАЗ», «КАВЗ» и другие.

Русавтобуспром не первая компания, которая высказала желание работать на челябинском рынке общественных перевозок. Месяц назад с подобным предложением приезжала делегация группы «КамАЗ». Такой интерес эксперты объясняют привлекательностью рынка: есть большой пассажиропоток (в основном, из спальных районов) и при этом отсутствует метро – главный конкурент общественного транспорта по объему перевозок. На долю маршрутных такси, по информации замглавы города по транспорту Владимира Алейникова, сейчас приходится не более 15-18% всего количества пассажиров. В результате прошлогодний доход муниципального транспорта составил, по оценке вице-мэра, около 1 миллиарда 700 рублей, доля автобусов – в среднем 35%.

Представители КамАЗа предложили горадминистрации создать совместное предприятие, которое могло бы сразу занять около трети рынка. Вкладом города была бы транспортная база (депо, гараж и прочее), а вкладом предпринимателей – не менее сотни новых автобусов. По словам Владимира Алейникова, нынешний автобусный парк насчитывает около 400 автомобилей, однако основная часть давно исчерпала свой ресурс, срок которого восемь лет. «Мы просто бы начали списывать старые машины, а на их место предприниматели бы поставили свои автобусы», – сказал он.

Тем не менее в тот момент к предложению КамАЗа в мэрии отнеслись настороженно, объяснив это нежеланием менять одного монополиста на другого и сославшись на то, что на цивилизованном рынке должно быть несколько конкурентов.

Сейчас, по словам Владимира Алейникова, ситуация изменилась. После долгих консультаций компания «Росавтобуспром» заявила о своем окончательном намерении выйти на местный рынок перевозок. Однако для этого городская администрация должна решить два основных вопроса. Первый и наиболее важный – льготники. «Челябинская область – едва ли не единственный регион, в котором за льготников перевозчику платит бюджет, а это значит, что учесть их количество и получить причитающиеся деньги очень сложно», – пояснили в компании.

По словам Владимира Алейникова, главная проблема связана с льготниками федерального уровня. «В городе есть отработанная система социальных карт, позволяющая учитывать всех муниципальных пассажиров этой категории, за них городской бюджет платит деньги исправно, – говорит вице-мэр. – Хуже обстоят дела с областными и федеральными льготниками, но если за первых перевозчик все-таки получает какие-то деньги, то за вторых – нет. В прошлом году мы получили за них 86 миллионов рублей, в этом году – ни копейки».

Именно проблема льготников останавливала и местных предпринимателей при освоении рынка. «Многие владельцы маршруток, возможно, занялись бы крупномасштабными перевозками, если бы не этот вопрос, – считает индивидуальный предприниматель Антон Акула. – Хотя предприятие с большими оборотами и большим подвижным составом может себе это позволить». Тем более, по словам вице-мэра, администрация пытается найти деньги.

Есть еще один вопрос, который беспокоит будущих челябинских перевозчиков – конкуренция с маршрутками. «Для перевозчика важны наполняемость салона пассажирами и их сменяемость. Естественно, что с этой точки зрения интересны маршруты с большим и стабильным пассажиропотоком, – объясняют в компании, – но они также интересны и владельцам маршрутных такси, которые здесь уже давно работают. По большому счету, сейчас перед администрацией стоит вопрос, по какому пути будет развиваться городской транспорт».

В мэрии отвечают однозначно: будущее за автомобилями большой вместимости. Однако, по словам Владимира Алейникова, развести городской и маршрутный транспорт без судебных разбирательств – проблема сложная. «Нам необходимо сделать так, чтобы они друг друга не дублировали ни по времени, ни по маршрутам, – говорит он. – Решить этот вопрос административно нельзя, потому что антимонопольщики сразу нас поправят».

У владельцев маршруток свой взгляд на эту ситуацию. «Желание уменьшить количество такси на самых оживленных улицах понятно – на маршрутки пересело около 60% платежеспособных пассажиров, – говорит директор одной из частных компаний, пожелавший остаться неназванным. – У тех, кто будет заниматься автобусными перевозками, есть возможность вернуть себе часть пассажиров, снизив цену на билет». К тому же, считает эксперт, сейчас владельцы маршруток начинают менять «Газели» на более вместительную технику, которая порой ставит под вопрос такие преимущества такси, как скорость и комфорт. Однако он не исключает, что власть и конкуренты пойдут по другому пути: «Не захочешь уйти с хорошего маршрута, тебе просто не продлят лицензию».

Представители мэрии в свою очередь уверяют, что в продлении лицензии будет отказано только тем компаниям, за которыми числится наибольшее количество нарушений. «Такси и не станет больше, потому что мы полтора года не открываем новых маршрутов, возможно, их и не станет меньше, – предполагает Владимир Алейников, – Ведь парк автобусов в целом не увеличится. КамАЗ и Росавтобуспром предлагают в среднем по 150 автобусов, останется еще около ста муниципальных, находящихся в хорошем состоянии, то есть те же 400 машин».

Возможность сговора между крупными перевозчиками, предполагаемую некоторыми экспертами, г-н Алейников считает маловероятной. Работу всех участников рынка будет контролировать новая структура – муниципальное управление по содействию перевозкам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления