Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

Малый бизнес в «долине смерти»

В течение десяти лет каждое второе малое предприятие должно будет либо перепрофилироваться, либо закрыться. Таков неутешительный прогноз участников VIII съезда представителей малого и среднего бизнеса Челябинской области...

Поделиться

Поделиться

В течение десяти лет каждое второе малое предприятие должно будет либо перепрофилироваться, либо закрыться. Таков неутешительный прогноз участников VIII съезда представителей малого и среднего бизнеса Челябинской области. По словам председателя Совета областного отделения Общероссийской общественной организации «Опора России» Александра Калинина, для нормального развития малого бизнеса необходим целый ряд условий. Среди них: отсутствие административных барьеров, доступ к земле и инженерным сетям, а также инновационные инвестиции. Однако чиновники и крупный бизнес открыто заявляют о сложности, а то и невозможности выполнения некоторых условий, поставленных перед ними малым предпринимательством.

Первая сессия VIII съезда предпринимателей была посвящена вопросам господдержки и развития предпринимательства на территории области. На второй сессии обсуждались «Возможности повышения конкурентоспособности малого бизнеса». Речь шла о развитии инновационного предпринимательства, перспективах развития через производственный сектор экономики, экспортном потенциале и возможностях малого бизнеса.

Как сообщил в своем выступлении губернатор Петр Сумин, в области на сегодня существует 24 тысячи малых предприятий, свыше 70 тысяч малых предпринимателей, около четырех тысяч фермерских хозяйств. На развитие малого бизнеса из областного бюджета выделено 129 миллионов рублей. На 55 миллионов малое предпринимательство профинансировано в текущем году. В связи с этим на малый бизнес губернатор возлагает большие надежды.

«Сегодня Челябинская область – один из ведущих регионов России по развитию торговых сетей, что говорит о социальной стабильности общества, – продолжает Петр Сумин. – Наблюдается также тенденция перетоков капитала в производство: строительство, транспорт, связь и другие сферы. Важно сблизить малый бизнес с крупными промышленниками. Большой бизнес сегодня работает на уровне, в областной бюджет поступают налоги. Область наконец-то имеет деньги: консолидированный бюджет сегодня составляет 50 миллиардов рублей. Всего в малом бизнесе занято 544 тысячи человек, что составляет треть трудоспособного населения области. Треть населения должна формировать третью долю в структуре доходов консолидированного бюджета».

В качестве примеров поддержки малого предпринимательства были приведены такие шаги, как сохранение системы грантов в сфере женского и семейного предпринимательства, неплохо поставленная информационная работа и другие. Однако в выступлении губернатора прозвучала мысль о том, что, наряду с положительными моментами, в сфере поддержки малого бизнеса существует, к сожалению, ряд проблем. Среди них – административные препоны в подготовке документов, проблемы в отведении земельных участков и другие. Некоторые из проблем, которые впоследствии становятся порочным кругом, создают, по мнению Петра Сумина, и сами бизнесмены. Так, например, использование на предприятии теневых схем дает предпринимателям почву для дальнейших злоупотреблений. Несмотря на это, малое предпринимательство, по мнению Петра Сумина, развивается большими темпами. «Малый бизнес перестает мыслить масштабами ларька, – отметил губернатор. – С малым бизнесом надо дружить».

Однако малое предпринимательство «дружить» с областными и городскими властями, муниципалитетом и крупным бизнесом готово лишь на взаимовыгодных условиях.

Так, Александр Калинин, выступая с докладом «Возможности повышения конкурентоспособности малого бизнеса», заявил о том, что сейчас происходит вытеснение малого бизнеса из основных бизнес-сфер. «В торговлю и общепит приходят крупные сети, рестораторы, иностранные игроки, и в течение десяти лет каждое второе малое предприятие должно будет либо перепрофилироваться, либо закрыться, – считает г-н Калинин. – 70 % из них сегодня приходится на долю торговли и услуг, и лишь 30 % – на производство и строительство. Область и городской муниципалитет должны поддерживать малый бизнес. От торговли нужно переходить к производству».

Среди необходимых условий, благоприятствующих развитию малого бизнеса на Южном Урале, представитель «Опоры России» называет доступ к площадям и земле, выкупу муниципального имущества, электроэнергии, теплу и газу, инновационным инвестициям и мировому опыту предпринимательства. Предлагает г-н Калинин и конкретные пути решения отдельных проблем. Так, по его мнению, промышленно-производственные парки можно создавать на базе закрытых вредных производств или простаивающих убыточных заводов – например, сводящего концы с концами АМЗ. А решить проблемы с газом помогло бы принятие областной целевой программы газификации малого бизнеса. «Мы сегодня экспортируем газ для германского производства, а сами используем дорогую дефицитную электроэнергию», – заключил г-н Калинин.

Кстати, проблема доступа к электроэнергии является, по его мнению, одним из наиболее актуальных для малого бизнеса вопросов. «Действующие сегодня в Челябинске тарифы на электроэнергию очень высокие. Получается, что малому бизнесу стреляют в обе ноги, – сетует представитель «Опоры России». – Мы – за прозрачные отношения с энергетиками. Тарифы для малых предпринимателей должны быть снижены. Особенно для тех компаний, которые только начинают свою деятельность».

Мэр Челябинска Михаил Юревич не смог проигнорировать вопрос «светлого будущего» малого бизнеса. То есть дал на него свой ответ: «Плата за подключение к электросетям взимается сегодня лишь потому, что исчерпаны возможности, заложенные в советское время. В новых промышленных предприятиях – избыток электроэнергии, но кабель тяните сами».

Поддержал главу города и исполнительный директор ОАО «Челябэнерго» Евгений Крючков. «В «Челябэнерго» за последние девять месяцев заявок на подключение поступило на 60% больше, то есть более шести тысяч, – говорит он. – Но сети проектировались под потребности 80-х годов – тогда речи о малом бизнесе не было вообще. Ресурсы почти исчерпаны. Мы не можем заставлять население оплачивать стоимость наших работ. Источник один – тарифы и инвестиции. Сегодня наши тарифы составляют 7-12,5 тысяч рублей за киловатт. Для сравнения: в Перми – 15-25, в Екатеринбурге – 25 тысяч. За счет чего мы должны снижать цены на наши услуги? Кто нам компенсирует наши затраты? Население не должно оплачивать подключение малого бизнеса – это не логично».

Александр Калинин в свою очередь парировал: «Цены на товары и услуги определяются издержками малого бизнеса, а они растут космическими темпами. Причины: высокая арендная плата, повышение зарплат работникам, выход предприятия из тени. Издержки растут – прибыль падает». Малый бизнес, который в России ежегодно растет на 10 %, столкнулся, по мнению г-на Калинина, с серьезными ограничениями. Связаны они с изменением рыночной ситуации, резким ростом затрат на производство и сокращением резервов.

Поднял г-н Калинин и другие актуальные вопросы, касающиеся поддержки малого бизнеса: недостаточность инвестиций, дефицит кадров и ограниченный доступ к мировому опыту. «Сколько бы бюджет не выделял средств – этого все равно мало. Большие деньги есть в больших банках, – говорит защитник интересов малого предпринимательства. – Нужно включать финансовые мультипликаторы: на один рубль бюджетного фонда – 20 рублей банковских средств».

Необходимо помогать малому бизнесу и в доступе к кадровым ресурсам. По мнению г-на Калинина, одним из решений кадровой проблемы может стать финансирование под дефицитные специальности – так называемые «синие воротнички». Необходимо в этой связи учитывать и мировой опыт. «50 % оплаты стоимости стажировок за границей для специалистов должно происходить из средств областного и городского бюджета, – говорит докладчик от «Опоры России». – Петр I силком отправлял людей за рубеж под страхом высылки в Сибирь. Наши специалисты готовы учиться – нужно только поддержать их».

На это возразил первый вице-губернатор Челябинской области Владимир Дятлов: «Я бы хотел, чтобы некоторые вещи назывались корректно: сотрудники предприятий сегодня бесплатно ездят на стажировки в страны Европы и Америки. Президентская образовательная программа действовала и в прошлом, и в этом году».

Между тем, не все в порядке в Челябинске и с инновационным предпринимательством. Так, проректор по научной работе ЮУрГУ Сергей Ваулин тему развития инновационного предпринимательства на основе качественного роста и преобразования малого бизнеса назвал наиболее сложной. «Наш университет вынужденно вошел в эту сферу. Наши специалисты могут изобретать, но не продавать, – сказал г-н Ваулин. – Мы готовы собрать группу единомышленников, но не коммерсантов. Поэтому был создан инновационный инкубатор, найдены инвесторы. В настоящее время работает 23 малых предприятия».

Однако количество должно перерасти в качество. В этой связи на базе университета создан центр по обучению бизнес-специалистов. Кроме того, совместно с производственным объединением «Полет», университетом создан первый технопарк. «Есть все: инновационный фонд, обучение кадров, но… нужны деньги, – говорит Сергей Ваулин. – Нашим соинвестором может стать Южно-Уральский венчурный фонд. «Фонд Бортника» готов вкладывать дополнительные деньги на развитие производства, но – только на условиях софинансирования. Есть идеи, кадры, технопарк, дальше – долина смерти».

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter