Бизнес

Start-up как способ проверки психического здоровья

По образному выражению одного из важных чиновников, «малый бизнес, как трава, пробивается скорее вопреки». Согласно опросу ВЦИОМ, в 2011 году, ожидая второй волны кризиса...

По образному выражению одного из важных чиновников, «малый бизнес, как трава, пробивается скорее вопреки». Согласно опросу ВЦИОМ, в 2011 году, ожидая второй волны кризиса, 86% предприятий вынуждены были предпринять меры по сокращению издержек (участь эта миновала лишь каждое десятое предприятие). При этом 70% фирм проявили гибкость и стали осваивать выпуск новой продукции, использование современных технологий и даже виды деятельности, а 66% нашли выход на новые рынки сбыта.

Несмотря на все эти сложности, служба поиска на Mail.Ru зафиксировала явный рост интереса россиян к предпринимательству: частота поискового запроса «Как открыть свое дело?» за последний год выросла на 62%. По данным анализа более 300 000 запросов, наибольшую активность проявляют люди в возрасте 19–25 лет.

И практически каждый потенциальный стартапер спрашивал о «средней стоимости разработки бизнес-плана для бизнеса, который реально будет работать». Бизнес притягивает. На разнообразных мероприятиях финансовые площадки пользуются большой популярностью у начинающих предпринимателей — буквально яблоку негде упасть. Банкиры активно отбиваются от вопросов: «Почему вы нам не даете денег на start-up?» и выглядят этакими ростовщиками-кровопийцами. При этом залы мастер-классов по бизнес-планированию, маркетингу, ИТ-грамотности не многих интересуют. А ведь во время недавно прошедшего кейс-клуба наиболее эффективные решения по развитию предлагали как раз предприниматели-«ветераны», владельцы состоявшихся бизнесов.

Стартаперы так и не хотят понять, что инвестиции в бизнес — это не только деньги. Это силы, время, энергия, разочарования в перспективах и даже в себе самом. Что, кроме бюджета, продвигаться можно и за счет собственных ресурсов, и главная стратегическая задача начинающих — найти личными продажами хотя бы минимум клиентов, чтобы продержаться до насыщения рынка информацией об их проектах. Поэтому самые жизнеспособные проекты те, которые начинают предприниматели с некоторым бизнес-опытом.

Диагноз: консерваторы

Малый бизнес не имеет ресурсов для того, чтобы регулярно проводить обучение — и самого предпринимателя, и персонала. Множество государственных структур, крупных предприятий, банков вкладываются в обучение клиентов из этого сегмента. Вот только на эти занятия приходят единицы. Предприятия малого бизнеса знают о существовании современных подходов к менеджменту, маркетингу, рекламе, но всерьез уверены, что это «для теоретиков» и переубедить их практически нереально.

Социологическое агентство «Левада-центр»* провело исследование: «Инновационный и предпринимательский потенциал общества». Исследовались предприятия малого бизнеса в регионах России. По результатам исследования был определен портрет стартующего предпринимателя. Таких портретов — два. Во-первых, это немолодой житель среднего города, преимущественно не имеющий высшего образования. После этого рушится образ молодого ответственного трудоголика, любящего свое дело, вооруженного новейшими знаниями и «предпринимающего». Становится понятно, откуда дремучий консерватизм в малом сегменте и почему отрицаются любые формы продвижения, кроме предоставления обыденной и привычной скидки. Маркетологи любой компании-производителя знают, насколько сложно договориться о трейд-маркетинговых мероприятиях с малым предпринимателем. А вот за акцию «2 по цене 1» он проголосует двумя руками. Вот и получается, что малый бизнес использует толькоустаревшие технологии, игнорирует маркетинг, заменяя его интуицией, занимается «торговлей», практикуя не самые законные приемы конкуренции.

Второй тип стартапера — молодой человек до 30 лет, недавно получивший высшее образование — как правило, по специальности «менеджмент». Он знает о том, как рассчитать инвестиции в проект, ему даже рассказали на лекциях о том, как правильно проводить рекламные кампании и считать показатели их эффективности. Но мало кто объяснил, что профинансировать бизнес-проект с «нуля» могут по старой английской пословице только 3 F: friends, family, fools — друзья, семья или дураки. Именно поэтому большинство банков на вопрос о финансировании начинающих предприятий жестко отрезают — «стартапы» не финансируем.

Экономия «по мелочи»

Юлия Кульчицкая

Консерватизм — это только одна сторона медали. Не самая страшная. На рынке консерваторы со временем смываются прогрессом. Однако у малого бизнеса есть еще одна фишка — низкие издержки. Казалось бы, все наоборот — крупные предприятия должны выигрывать за счет эффекта масштаба,, и низкие издержки должны «нравиться» банкам, предоставляющим кредиты. Но не тут-то было. Оружие малого предпринимателя — низкие налоги, которые они ухитряются вовсе не платить, используя различные «серые» схемы. В отличие от «малышей» большие предприятия всегда на виду у налоговой инспекции. Малый бизнес фактически платит только социальные налоги, да и то умудряется часть заработной платы выдавать «в конвертах», работать с любыми формами оплаты. Это и порождает проблемы, связанные с невозможностью предоставить хотя бы какую-то финансовую отчетность в банк и показать обороты на счетах.

Еще одно неизбежное следствие подобной «экономии» — снижение качества продукта. «Зачем за бороться за качество, если основная конкуренция разворачивается в ценовом сегменте», — рассуждает начинающий предприниматель. Качеством продукции, гарантиями, вопросами стандартизации озадачены средние и крупные предприятия. Малое предприятие может себе позволить снижение цены в ущерб качеству продукта.

Налоги и качество — две самых крупных зоны, на которых может экономить малый бизнес. По мелочи тоже набирается достаточно: помещения (в отдаленных районах, без ремонта, без элементарных удобств), персонал (малоквалифицированный, без опыта, ни разу не обучавшийся и перенимающий технологии у консервативных собственников), отсутствие фирменного стиля, паразитирование на брендах крупных марок. Все это позволяет выигрывать в конкурентной войне, приучая потребителя не платить за качественный продукт или услугу, сбивая рыночные цены.

Как быть?

После одного из круглых столов, где банкирам опять пришлось слушать обвинения в том, что они не дают кредитов на развитие малого бизнеса, предлагают начать с минимальной суммы потребительского кредита и развиваться постепенно, один из банкиров остался поговорить с юношей, которому для открытия магазинчика модной одежды требовалось полмиллиона рублей. Банк предложил взять обычный потребительский кредит — сто тысяч. «Нет, ну что я могу сделать на эти деньги?!» — возмущался будущий предприниматель. «Вот смотри, берем часть товара на реализацию, проводим переговоры с поставщиком об аренде фирменного оборудования, для рекламы используем бесплатные или почти бесплатные способы — социальные сети, промоутеров, флешмобы. На это денег хватит. Если я рискую деньгами своих вкладчиков, кредитую твой проект, то и ты рискни своим имуществом», — отвечал банкир. Они еще долго общались и вполне возможно, что договорились.

Предпринимательство — это образ жизни, а не временная работа по найму Если очень хочется в бизнес, то есть список вопросов, которые надо задать себе, принимая решение стать предпринимателем. Итак:

  1. Что я умею делать лучше всего?

  2. Почему мне за это будут платить деньги?

  3. Кто будет продавать то, что я буду создавать?

  4. Нужны ли мне деньги на первом этапе?

  5. Что я готов предложить за первоначальный капитал?

  6. Как долго я готов заниматься тем, что мне нравится больше всего.

Разумеется, чтобы ответить на эти вопросы, надо иметь некоторый жизненный опыт и зрелость мышления.

Все вышеизложенное ни в коей мере не относится ко всем малым предприятиям. Существуют малые предприятия, благодаря которым растет интеллектуальный уровень их клиентов. Особенно это заметно в небольших городах региона. Но при этом они так же страдают от недобросовестных действий конкурентов.

Поэтому, возможно, поддержка малого бизнеса могла бы включать в себя не только раздачу субсидий, но обучение, поддержку инновационных бизнес-решений, конкурсы на лучшее развитие или направления развития бизнеса, которые бы оценивали не только оборот предприятия и предусматривали для победителей реальные возможности развития. А самому малому бизнесу неплохо бы помнить, что после сегодня наступает завтра, а затем и послезавтра, и ценовая конкуренция, ориентированная на снижение качества продукта, не сможет вечно работать на развитие бизнеса. Да и не развитие это, а временная поддержка, которая не только не позволит создать необходимую репутацию предприятию, но и разрушит все, что с большим трудом отстроено сегодня.

* Признан иноагентом

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления