Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

Потребительская игла

Весна – время, когда желания обостряются. И не только романтические и сексуальные. Хочется переодеться в красивую и, главное, новую одежду, сменить автомобиль, похудеть к лету...

Поделиться

Поделиться

Весна – время, когда желания обостряются. И не только романтические и сексуальные. Хочется переодеться в красивую и, главное, новую одежду, сменить автомобиль, похудеть к лету. На весну приходятся свадьбы, затеваются ремонты. Ну и так по мелочи: бытовая техника, новый фотоаппарат, ноутбук или телефон. Можно, разумеется, сколько угодно иронизировать на тему «переходных сезонов» и «неустойчивой психики», но от желаний никуда не деться, а где же взять деньги. Ответ на этот вопрос знают все – потребительский кредит.

Мы узнали о том, что такое потребительский бум, в начале двухтысячных. Это был прорыв. Мы не читали договоры, не считали процентов и переплачивали за все в разы. Эффективная ставка в 100% годовых не была пределом. Дома валялись десятки кредитных карт вместе с пин-кодами. На иглу подсели все. Доходило до абсурда: бабулечки и мамаши писали письма в Центробанк с просьбами не давать кредитов их нерадивым детям. Сколько ни предупреждали СМИ о снижении покупательской способности, сколько ни говорили об ответственном отношении к обязательствам – не помогало...

Но это уже дела давно минувших дней. 2008-2010 годы сильно отрезвили наше потребительское сознание. Банковские аналитики внушали всем, что необходимо тратить, банковская реклама предлагала «суперусловия», а мы боялись нестабильности, увольнения с работы, банкротства предприятий. Банки представлялись чудовищными кровопийцами-ростовщиками. Связываться с ними не хотелось, но и без них – никуда. Желания-то непреодолимые. Но мы почти научились жить без кредитов.

Ах, чего только не делал регулятор, как ни лютовал господин Онищенко – и эффективную ставку банки в договоре уже указывают, и скрытые комиссии отменили, и размер шрифтов в договоре оговорен. Изменилась ли ситуация? Недавно я вела эфир на радио, где экспертом выступала милая девушка – начальник кредитного отдела филиала одного из московских банков. Звонили в эфир много. Вопросов задавали достаточно. О чем? О том, почему ставка высокая, почему ипотека в Европе дешевле, почему банкиры пишут все мелким шрифтом и что за этим скрывается? И никого не интересовало – на что надо обращать внимание, как найти то банковское предложение, которое наиболее выгодно? Что делать, если не получается вернуть кредит вовремя? Вывод из всего вышеизложенного следующий – ничего, кроме процента по кредиту, наших граждан по-прежнему не волнует. А ведь и на сумму переплаты, и на суммы ежемесячных выплат сильно влияет срок кредитования, график выплат, комиссии и штрафы – например, за досрочное гашение, и еще масса разных условий.

Поделиться

Все мы обсуждаем ужасы экспресс-кредитования. И сотрудники в магазинах за руки хватают, и ставка высокая, и шрифт в кредитном договоре мелкий – условий не видно. Все так. Однако если очень хочется ноутбук (фотоаппарат, телефон) – словом, вещь, которая не является для вас очень дорогой покупкой – и срок кредита будет небольшим, то смотрите внимательно на сумму переплаты, уточняйте условия досрочного гашения – и берите.

Если же покупка более серьезная – обращаемся в банк, а лучше в несколько. Оцениваем условия – ставки, сроки, предлагаемые условия гашения. Требования – залог, поручители. Дополнительные возможности – кредитные карты, СМС-информирование, сеть банкоматов с возможностью гашения кредита. Оценив все это в комплексе, выбираем тот банк, который наиболее удобен. Учитывайте все мелочи – в том числе и географическое расположение офисов, и наличие интернет-банка, и режим работы. Это гарантия того, что вам будет удобно делать платежи – это серьезно снизит риски просрочек и штрафов.

Вы мастер «случайных покупок», и они – самые удачные? Заведите кредитную карту. Сегодня это не просто кусочек пластика, на который зачисляется сумма кредита, и гражданин в соседнем банкомате получает наличные, платя огромные комиссии за снятие. Сейчас это интеллектуальный инструмент, расплачиваться которым стоит в магазинах и сервисных компаний. В некоторых магазинах по картам банков предусмотрены специальные скидки по партнерским программам. Если вы получаете зарплату на карту, то за кредиткой лучше обратиться в этот же банк. Меньше хлопот с оформлением, и, вероятно, в качестве приятного сюрприза вас ожидают некие льготные условия. Это и неудивительно – риски банка по таким кредитам значительно ниже. По некоторым картам предусмотрен грейс-период. Максимальный его срок на сегодня достигает 100 дней. Вот только не забудьте подключить услугу СМС-информирования. Она чаще всего платная, но 20-50 рублей – это значительно меньше, чем штраф, который придется заплатить, если вдруг просчитаетесь в датах. А так – все просто. За пару дней до выплаты прилетает сообщение со сроком и суммой. К карте очень удобно подключить интернет-банк, там и информация по счетам и возможность совершать операции.

В начале потребительского бума названия кредитов «на разные цели» были очень поэтичны – «Свадебный», «На здоровье», «Образование». Это делалось для того, что бы объяснить нам, куда можно тратить деньги. Сейчас наша потребительская изощренность позволяет обойтись без подсказок. Нам просто нужны деньги, цели находятся сами.

Банкиры констатируют, что сегодня объемы кредитования вернулись на докризисный уровень. А это означает очередной всплеск кредитной активности населения. Ничего дурного в использовании заемных средств нет. Психологи уверены, что банковское кредитование – это не только потребительская игла. При правильном подходе кредит хорошо дисциплинирует, повышает финансовую грамотность и работоспособность. Но и в этом случае каждый – сам кузнец своего счастья.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter