Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

Опасная зависимость: как застраховаться от банкротства контрагентов?

Жизнь в условиях неопределенности привычна для российского бизнеса. Меняющееся законодательство и негласное право государства принимать решение о судьбе той или иной отрасли выработали у предпринимателей иммунитет к рискам...

Поделиться

Жизнь в условиях неопределенности привычна для российского бизнеса. Меняющееся законодательство и негласное право государства принимать решение о судьбе той или иной отрасли выработали у предпринимателей иммунитет к рискам, который, в свою очередь, нередко мешает им верно ценить более предсказуемые факторы. Так, заполучив одного крупного покупателя, многие производители забывают о диверсификации рисков, в то время как излишняя зависимость от контрагента может обернуться для компании весьма плачевно.

Строить бизнес в России – это как бежать по пересеченной местности, преодолевая разнообразные препятствия. Уверенности сегодня не добавляет и сложная ситуация в мировой экономике. Так, результаты сентябрьского исследования о состоянии делового климата в промышленности и ожиданиях предпринимателей на ближайшие три-четыре месяца, проводимого общественной организацией «Деловая Россия», продемонстрировали существенное ухудшение ситуации в промышленном секторе экономики. Индекс предпринимательской уверенности в сентябре прошлого года упал до рекордно низкого уровня – минус 8 пунктов. Падение, по данным исследования, произошло, главным образом, «за счет существенно ухудшившихся ожиданий предпринимателей, в частности, пессимистичного настроя относительно будущего объема производства». Компании уже заметили сокращение платежеспособного спроса и говорят об увеличившихся фактах применения серых зарплатных схем. При этом эксперты не исключают дальнейшего ухудшения ситуации.

По информации Федеральной налоговой службы, в первом полугодии 2009 года 143,5 тысячи крупных компаний объявили о закрытии. Два года назад малый бизнес просто лег и до сих пор полностью не оправился. И во многом его проблемы были связаны со сложностями крупных корпораций. Малый бизнес работает на задворках у большого: если вдруг трудности вскрылись у крупных компаний, то организации поменьше, зависящие от них, автоматически умирают.

С подобной ситуацией столкнулся один крупнейший дистрибутор бытовой техники и электроники, когда в 2009 году его финансовая устойчивость попала под угрозу из-за дефолта нескольких его крупных покупателей. Безусловно, тот факт, что данное предприятие предоставляет контрагентам отсрочку платежа, используя поручительство под поставку определенному заказчику, позволил избежать серьезных финансовых проблем. Компания тем самым страхует себя: если контрагент не оплатил счет, то факторинговая компания возмещает 90% от суммы поставки клиенту и далее самостоятельно занимается взиманием задолженности в свою пользу. Одна из самых крупных разовых выплат НФК в пользу данного клиента составила 11 млн рублей.

Однако практика показывает, что мало кто из компаний настолько предусмотрительно относится к рискам неплатежей, чтобы воспользоваться страхованием. Поэтому нередко приходится слышать о компаниях, которые долгое время добиваются в суде выплат от контрагентов. Но к моменту возвращения задолженности их самих уже признают банкротами.

Поделиться

Оценивая сегодняшнюю ситуацию на рынках, направления ее развития сложно прогнозировать. В условиях непредсказуемости даже самые грамотные планы и стратегии могут оказаться нереализуемыми. Реалии отечественного рынка говорят о том, что рискуют не только предприятия, ориентирующиеся в формировании сбытовой политики на очень узкий круг заказчиков. Непростая экономическая ситуация может сказаться на целой отрасли, а следовательно, подкосить финансовое состояние сразу группы клиентов. В качестве одного из довольно распространенных рецептов, позволяющего избежать подобного риска, эксперты предлагают развитие альтернативных направлений бизнеса. В кризис многие холдинги смогли удержаться за счет более прибыльных подразделений и пострадали в гораздо меньшей степени, чем те компании, которые концентрировались на одном виде деятельности.

Диверсификация – решение, которое в определенной степени защищает от таких глобальных и сложно прогнозируемых рисков, как отраслевые кризисы. Однако оно подразумевает немалые финансовые риски, связанные с выходом на новые рынки, а также трудности последующего управления сложной организационной структурой предприятия. Кроме того, на практике, причина, по которой многие отечественные предприятия страдают от неплатежей, гораздо чаще связана с их собственной непредусмотрительностью: отсутствие элементарной оценки контрагентов и системы управления дебиторской задолженностью.

Чаще всего банкротству предшествует множество трудностей (финансовых, управленческих), но о них нередко не знают большинство контрагентов. Застраховаться от этого сложно. Единственный выход – вести постоянный мониторинг бизнеса партнеров. Сигналом о сложностях у контрагента должны стать даже задержки платежей. Несвоевременная оплата даже со стороны одной компании может повлечь за собой опасный сдвиг в денежном потоке. В том случае, если на данного заказчика приходится значительная доля продаж, задержка способна привести к нехватке оборотных. Если же в один момент крупный контрагент окажется не в состоянии исполнить обязательства по оплате продукции, то последствия для производителя могут быть весьма болезненны.

Еще одной из возможностей приобрести дополнительную уверенность в безопасности является страхование коммерческих кредитов. В этом случае организация снижает риск неплатежа контрагента, поскольку полис покрывает около 70-90% возможных потерь. Однако многим компаниям данный вид услуг недоступен, так как страховщиков привлекают покупатели не из малого бизнеса, а предприятия, сумма оборота которых приближается к 400-500 млн рублей в год. И, обращаясь в страховую, предприниматель рискует упустить ряд выгод: больший размер лимитов на дебиторов, больший процент покрытия риска, оптимизация расходов на оплату комиссии за покрытие риска (в т.ч. за счет возможности отнесения расходов на себестоимость, а не на прибыль).

В психологию отечественного бизнеса свои коррективы вносят и решения государства, и пережитые кризисы. Однако не стоит списывать на неопределенность отсутствие желания у многих предпринимателей заниматься в принципе стратегическим планированием и оценкой риска компании. В действительности многие факторы вполне поддаются прогнозированию, и более того – для минимизации их влияния существуют готовые инструменты. Ответ на вопрос, как обезопасить компанию от неплатежей контрагентов, на самом деле предельно прост – грамотная финансовая политика!

Игорь ФАЙНМАН, банкир

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter