Город

МВА и российский бизнес: горе от ума

С грустью смотрю на свой диплом MBA на стене в офисе. Я отчетливо понимаю, что знания, которые стоят за вышеупомянутым дипломом, не помогали мне все эти годы. Это розовые очки, которые не так-то просто снять, когда выходишь...

С грустью смотрю на свой диплом MBA на стене в офисе. Я отчетливо понимаю, что знания, которые стоят за вышеупомянутым дипломом, не помогали мне все эти годы. Это розовые очки, которые не так-то просто снять, когда выходишь в российскую действительность молодым и «очень умным».

Европейское образование формирует следующую картину мира: бизнес – это некий сложный механизм, а люди – это грамотно расставленные шестеренки с гарантийным сроком. В случае увольнения человека происходит просто замена детали, и бизнес продолжает эффективно работать. В России бизнес всегда строился на личности и личных взаимоотношениях, что не так предсказуемо и не так управляемо, как конкретный механизм. Людям, получившим в наследие европейский MBA, настоятельно рекомендуется учитывать не только CPV-анализ и EBIDA, но прежде всего российский менталитет и семидесятилетний опыт плановой и централизованной экономики. И нужно проводить колоссальную работу с людьми, а не шаблонно копировать прочитанные в учебниках европейские бизнес-процессы. И нарабатывать именно свой, уникальный российский опыт.

Вспоминается анекдот о европейских технологиях на российской земле. Купил концерн BMW завод АВТОВАЗ. Перенастроили производство, запускают конвейер. Бац! На выходе «Жигули»! Демонтируют оборудование, привезли новое из Германии, установили, наладили, запускают. И снова «Жигули»! Увольняют весь персонал завода, привозят работников из Германии, налаживают, проверяют, запускают. На выходе – вновь «Жигули»! Около завода холм, на нем отдыхают главный инженер и директор завода (оба с приставкой экс). Смотрят на все это. Инженер – директору:
– А я тебе говорил – место проклятое!!! А ты все: «Руки у вас не из того места растут»...

Место на самом деле у нас не проклятое, а уникальное. Опыт народных героев и бизнесменов Чичикова и Остапа Бендера в который раз подтверждает, что харизма и творческое мышление может открыть гораздо большие горизонты, чем попытка скопировать, глубоко не вникая, опыт MсDonald's или CocaCola. Есть известная истина: что русскому хорошо – то немцу смерть, и опасно ею пренебрегать.

Лично мне импонирует бизнес-модель, которую построил Евгений Чичиваркин. До сих пор, заходя в «Евросеть», чувствуешь отголоски его творческой личности. Он не получал специального бизнес-образования, а только благодаря уникальному опыту ведения бизнеса на оптовом рынке «Лужники» умудрился выстроить корпорацию с огромной филиальной сетью. Я уверен, что он не применял знания Роберта Киосаки и матрицу МакКинзи и не занимался тимбилдингом. Свой бизнес он строил на творчестве, интуиции и инноваторстве, и до сих пор к его советам прислушиваются начинающие и опытные бизнесмены.

Или давайте посмотрим на опыт нашего земляка, к советам которого прислушиваются топ-менеджмент самой крупной в России корпорации. Я говорю о Андрее Кочергине, выросшем в Ленинском районе Челябинска. Свои знания он получил в жесткой российской действительности, а не из европейских учебников, некачественно переведенных нашими соотечественниками. И написал свою книгу «Мужик с топором», которая не требует перевода и вдохновляет не хуже, чем Бодо Шефер и Брайн Трейси.

Специалистов с западным МВА можно выделить сразу: это яппи, говорящие длинными витиеватыми фразами, смысл которых понятен только им. Они используют массу красивых экономических терминов, англицизмов и сложных гарвардских оборотов. А говорят они так совершенно не потому, что хотят выделиться из массы и поставить собеседника в неловкое положение, а потому, что у них так выстраивается мышление за время образования. Они становятся настолько профессионалами, что сложно смотрят на простые вещи. Напичканные знаниями, они не видят реальности.

Мой очень хороший друг сказал мне однажды слова, которые меня очень зацепили. В то время я был слишком увлечен полученными знаниями и находился в состоянии эйфории от бизнес-тренеров европейского происхождения. «Ной создал ковчег, а профессионалы создали «Титаник», друг мой. Ты никогда не сможешь построить бизнес и достичь успеха без интуитивных решений, авантюризма и доли дилетантства». В России невозможно все просчитать, и я лично забросил массу интересных и перспективных проектов из-за калькулятора в голове и сложных формул, в которые я верил больше, чем в самого себя. Грустно…

Я не пытаюсь отвратить от учебы или принизить европейское образование. В конце концов, оно мне в какой-то мере помогло стать топ-менеджером и, решив созданные им дополнительные проблемы, я стал только сильнее. Учите западные технологии, но и нарабатывайте свой уникальный опыт. Читайте европейские учебники, но не воспринимайте их как панацею или таблетку от российской действительности. Больше учитесь и еще больше – думайте.

И не забывайте хорошо отдыхать. На МВА нас учили личной эффективности и быть трудоголиком на работе, а индийская поговорка учит: «Лошадь сдохла – слезь». А мы все ходим на курсы по оживлению лошадей и уговариваем их встать...

Найдите себя и свое дело!

Игорь ФАЙНМАН, банкир
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления