RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

737мм 23%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Бизнес Экономика Черный список страховых компаний-банкротов растет

Черный список страховых компаний-банкротов растет

Задолженность почти двух десятков обанкротившихся страховых компаний по ОСАГО достигла 762 млн рублей. Российский союз автостраховщиков пока справляется с выплатой обязательств перед клиентами исчезнувших страховщиков. Однако список проблемных компаний в

" src=

Задолженность почти двух десятков обанкротившихся страховых компаний по ОСАГО достигла 762 млн рублей. Российский союз автостраховщиков пока справляется с выплатой обязательств перед клиентами исчезнувших страховщиков. Однако список проблемных компаний в скором времени может значительно расшириться.

Недавно были приняты серьезные поправки к закону об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

«Наибольшее одобрение у страхователей вызвало сокращение минимального периода использования транспортного средства в рамках срока страхования, а так же отказ от принятия на страхование прицепов к легковым автомобилям, – рассказывает директор уральского регионального центра ОСАО «Ингосстрах» Валерий Шелякин. – Корпоративные клиенты положительно отреагировали на применение территориального коэффициента по регистрации транспортного средства».

Однако новые правила могут еще выше поднять и без того критическую убыточность по ОСАГО, которая в ряде российских регионов, в том числе на Урале и в Сибири, уже превышает предельно допустимую норму.

«По итогам первого квартала в семи регионах России уровень выплат по ОСАГО составил 100% и более, а нормативный уровень на 77% превышен в 50 регионах», – говорит руководитель департамента стратегического маркетинга компании «Росгосстрах» Алексей Зубец, опираясь на данные, полученные в ходе последнего мониторинга российского страховой отрасли.

По словам эксперта, предоставление услуг по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств становится заведомо невыгодным для страховых компаний, поэтому в целом ряде регионов могут остаться только компании, заранее не ориентированные на выплату возмещений.

«Такое положение в долгосрочном плане неприемлемо для страхового рынка. В связи с этим уже до конца года могут потребоваться срочные усилия по спасению финансовой устойчивости системы ОСАГО», – заявляет Алексей Зубец.

Восемнадцать страховых компаний, лишившихся лицензии на обязательное страхование автогражданской ответственности в течение трех последних лет, не расплатились по обязательствам перед клиентами. Для урегулирования убытков по заключенным ими страховым договорам Российский союз автостраховщиков выплатил уже около 762 млн рублей. В свое время исчезнувшие страховые компании внесли в гарантийный фонд союза только 138 млн рублей. По словам вице-президента РСА Андрея Батуркина, «вполне вероятно, что к концу года объем средств, выплаченных союзом за компании, ушедшие с рынка, перевалит за миллиард».

В ближайшее время список проблемных компаний может пополниться, потому что у ряда компаний, доля рисков по ОСАГО в портфеле которых занимает значимую часть, выплаты по «автогражданке» практически равны размерам собранных премий. По статистике, собранной Российским союзом автостраховщиков, близки к критическому показателю убыточности по ОСАГО крупные российские страховые компании «Согласие» и «Национальная страховая группа», притом что далеко не все заявленные страховые случаи уже урегулированы. В страховой компании «Росгосстрах-Урал» показатель убыточности составляет 83% – за пять месяцев 2008 года страховые сборы по ОСАГО составили 819,7 млн рублей, а выплаты – 685,3 млн рублей.

При этом за пять месяцев было заключено 522 137 страховых договоров, а заявлено и урегулировано 30 189 страховых случаев. Однако холдинговая компания «Росгосстрах», обладающая разветвленной сетью филиалов и собирающая большую часть страховой премии по ОСАГО (8 478 млн рублей по данным за пять месяцев 2008 года, что составляет 26,6% общероссийских сборов по данному виду страхования), компенсирует высокую убыточность в «несчастливых» регионах за счет более благополучных. Гораздо сложнее сегодня приходится региональным страховым компаниям, которые не имеют такой возможности. Так, в магнитогорской компании «СКМ» убыточность по ОСАГО составляет 83,5% – благо, что доля «автогражданки» в портфеле компании, специализирующейся преимущественно на имущественных видах страхования, невелика и занимает не более десятой доли страховых сборов.

С проблемами могла бы столкнуться и челябинская страховая компания «Траст»: по данным РСА, на июнь 2008 года сборы компании по ОСАГО составили 19,2 млн рублей, а выплаты за тот же период – 13,2 млн рублей (убыточность на уровне 69%), однако страхование ответственности владельцев транспортных средств также не входит в число приоритетных направлений бизнеса, составляя лишь пятую часть сборов премий. Похожая ситуация складывается и в пермской страховой компании «УралАИЛ», и в компаниях «УралРОС» и «Северная казна» из Екатеринбурга.

«Убыточность по ОСАГО является существенной начиная со второго года вступления в силу закона об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, – рассказывает генеральный директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков. – Это связано с низким территориальным коэффициентом на Урале, высокой частотой дорожно-транспортных происшествий и высокой стоимостью запчастей и ремонта. Доля ОСАГО в портфеле компании непрерывно снижается – с 46,87% в 2004 году до 27,44% в 2008 году. Кроме того, с 2004 года в компании действует программа снижения убыточности: мы ограничили возможность страхования убыточных клиентов, жестко применяя коэффициент бонус-малус, страховую историю вновь пришедших клиентов тщательно проверяем, сотрудничаем только с проверенными экспертными бюро, отправляем автомобили на ремонт только в партнерские автосервисы, с которыми заключены договоры о специальных расценках в обмен на большой поток транспорта. Компания сознательно не рекламирует ОСАГО, предпочитая развивать другие виды страховых услуг».

Особенно неблагоприятная ситуация складывается в челябинской страховой компании «Южурал-АСКО». По итогам прошлого года компания собрала в качестве страховых премий 850 млн рублей, при этом на долю ОСАГО пришлось 367 млн рублей премии и 305 млн рублей выплат. В начале года ситуация несколько осложнилась: в первом квартале доля ОСАГО составила 60 млн рублей в 190 млн рублей совокупной премии, а выплаты возросли до 81 млн рублей. По итогам пяти месяцев компании удалось собрать по ОСАГО 117,5 млн рублей премии, выплатив при этом страховое возмещение в размере 116,8 млн рублей. Вопросы по поводу убийственно высокой убыточности по ОСАГО и мер, предпринимаемых компанией в связи с этим, в «Южурал-АСКО» оставляют без комментария.

Однако уже сейчас заметно, как страховая компания пытается решить сложившуюся проблему. В подразделениях компании страховые агенты отказываются перезаключить договор ОСАГО без оформления любого дополнительного полиса добровольного страхования. Страховые агенты объясняют новое правило просто: «Вышло указание сверху», обосновать, почему добровольное страхование вдруг стало обязательным, никто не в силах. Хотя выбор у клиентов все же есть: проехать в офис «Южурал-АСКО», расположенный на Троицком тракте, 13, где можно оформить полис ОСАГО без дополнительной страховой «нагрузки» либо обратиться в другую страховую компанию.

По словам главы Федеральной службы страхового надзора Ильи Ломакина-Румянцева, базовые тарифы по ОСАГО должны быть изменены не позднее лета будущего года. Если этого не произойдет, то в разряд убыточных компаний могут попасть не только региональные страховщики, но и компании федерального масштаба. Если же учесть, что некоторые страховые компании уже сегодня стараются уходить из высоко убыточных регионов или не выполнять в полной мере обязательств по выплатам, то это может привести к «лавиноопасной» ситуации на рынке страховых услуг. Еще в марте РСА направил в Минфин письмо с предложением повысить тарифы по ОСАГО для частных лиц – с 1980 до 2417 рублей, для такси – с 2965 до 7049 рублей, для маршрутных такси – с 1620 до 3154 рублей, для автобусов с числом сидячих мест более двадцати – с 2025 рублей до 3565 рублей, для троллейбусов – с 1620 рублей до 4964 рублей.

«Повышение стоимости полиса ОСАГО является необходимой мерой, а не желанием страховых компаний увеличить сборы по «автогражданке», – говорит Валерий Шелякин. – Повышение тарифов, с одной стороны, позволит избежать дефолта на страховом рынке и разорения мелких страховых компаний, а с другой – обеспечить защиту сотням тысяч автовладельцев, которые в противном случае могут остаться без страховых выплат».

Однако, по прогнозам представителей страховых компаний, давно ожидаемое страховым сообществом повышение тарифов произойдет не ранее 1 января 2010 года.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления