RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

737мм 23%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Экономика Валерий Панов, депутат Государственной думы России: «Самый надежный способ не разориться – верить в собственные силы»

Валерий Панов, депутат Государственной думы России: «Самый надежный способ не разориться – верить в собственные силы»

" width=

Депутат Государственной думы, президент регионального объединения работодателей «ПРОМАСС» Валерий Панов имеет за плечами не только богатый опыт законотворческой работы, но и антикризисного управления. В непростые для российской экономики времена Валерий Панов в качестве арбитражного управляющего возглавил оказавшийся у порога фактического банкротства УралАЗ и сумел вернуть предприятие в ряд ведущих российских машиностроительных заводов России. В интервью сайту Chelfin.ru Валерий Панов заявил о том, что российской экономике не грозит вторая волна кризиса.

И все-таки, Валерий Викторович, многие аналитики предсказывают, что российскую экономику вот-вот захлестнет вторая волна кризиса. Насколько серьезно вы воспринимаете эти прогнозы?

– На мой взгляд, все разговоры о том, что со дня на день нас накроет вторая волна кризиса – это искусственно генерируемые слухи.

И кто же, на ваш взгляд, генерирует эти слухи?

– Некоторые не слишком профессиональные аналитики, которых охотно цитируют СМИ. Да, осень и зима всегда были непростыми периодами для российской экономики. И в этом смысле нас ждут впереди нелегкие времена. Но объяснение этого видится мне прежде всего не в кризисе, а в таких факторах, как сезонность...

Надо понимать, что в этом году многие компании существенно снизили инвестиционную деятельность. Никто не будет спорить с тем, что главный инвестор на сегодня – это государство. При этом оправданно, что государственные инвестиции направлены в первую очередь на строительство дорог, жилья и других важных инфраструктурных объектов.

Поэтому я бы не стал придавать большое значение прогнозам о якобы приближающейся второй волне кризиса.

Уверен, если хорошо подготовиться, то второй волны можно и избежать.

Что вы имеете в виду?

– Я считаю, что развитие кризиса в большей степени спровоцировали внутренние причины, чем внешние. Мы слишком мало делали, чтобы минимизировать последствия начинающегося кризиса для экономики, пассивно наблюдая за происходящими в финансовом секторе США процессами...

Первые лица государства и многие топ-менеджеры крупных государственных и негосударственных корпораций в это время делали очень оптимистичные заявления...

– В обществе на тот момент царила иллюзия того, что воцарившееся незадолго до этого в экономике России благополучие, высокие цены на нефть и управляемая инфляция – это надолго, что будет еще лучше. Но специалисты не могли не понимать, что ценовая ситуация на рынке недвижимости все больше напоминает мыльный пузырь, который вот-вот лопнет. При молчаливом согласии всех участников рынка этот пузырь раздувался, цены на квадратные метры ползли вверх, в геометрической прогрессии опережая и рост ВВП, и рост реальных доходов населения...

Длительное время обслуживать такую доходность было невозможно.

Профессионалы не могли не понимать, что непропорциональное соотношение важнейших экономических показателей не может в итоге не спровоцировать некий коллапс.

В таком случае чего можно ждать от российской экономики в ближайшее время?

– На мой взгляд, центральные власти сегодня проводят излишне консервативную кредитно-денежную политику, которая, имея целью сдерживание оттока капитала, фактически ограничивает развитие реального сектора экономики. Сегодня кредиты имеют запретительную процентную ставку. И как следствие, предприятия по сути лишены возможности кредитоваться.

Я не знаю, в каком секторе экономики можно сегодня добиться того уровня рентабельности, который бы перекрывал существующий размер ставок по банковским кредитам. Если ты честно платишь налоги, ведешь легальный законный бизнес, то у тебя нет такой рентабельности. И следовательно, кредитуясь на предлагаемых банками условиях, вы отдаете себе отчет в том, что вы разрушаете свой бизнес.

Но банкиры утверждают, что высокие процентные ставки есть следствие высокого риска роста «токсичных» активов.

– Отговорка. Я не понимаю, как понятие «токсичные активы» связано с запредельно высоким уровнем процентной ставки. Очевидно, что обслуживание дорогих кредитов ложится тяжелым бременем на кредитора. Очевидно также, что не каждое предприятие потянет такой кредит. Поэтому, повышая кредитную ставку, банки тем самым увеличивают риск невозвратов кредитов.

Правительство, призывая банки активнее кредитовать реальный сектор экономики, утверждает, что эффективная ставка кредитования не должна превышать 20%.

При этом на практике она значительно превышает заявленные 20%. Почему? Банки говорят нам: мы ожидаем массовой волны невозвратов, поэтому накапливаем резервы. Получается, что один сектор экономики работает в ущерб другому. Такого быть не должно.

Не надо забывать о том, что основной продукт создается в других отраслях. И кредитуя реальный сектор, мы тем самым опосредованно уменьшаем риски невозврата кредитов.

И тем не менее банки постепенно снижают процентные ставки по кредитам.

– Действительно. Но очень медленно. Посмотрим правде в глаза: на встрече с премьером правительства банкиры говорили одно, но затем поступали иначе. Да, Путин сегодня призывает банки кредитовать экономику под 14 процентов годовых. Покажите мне сегодня банк, предлагающий такие кредиты?

Высокая процентная ставка не единственное, что сдерживает рост отечественной экономики?

– Большая проблема – это существующая сегодня практика формирования залогов. Прежде банки занижали стоимость залогового имущества на 20 процентов. И об этом говорили как о серьезной проблеме. Но сегодня-то банки занижают стоимость залогов уже на 50 процентов. Есть экономическое обоснование такой политики банков? Не ищите его. С точки зрения экономики объяснения этому нет и быть не может. И это еще одна запретительная мера, препятствующая восстановлению экономики.

Год назад Государственная дума принимала закон, призванный стимулировать низкую эффективную процентную ставку, а также устранить распространенную практику дополнительных «поборов» за открытие счета или кредитной линии. Сегодня мы снова вернулись к тому, от чего, казалось, уже ушли.

Еще год назад основным источником дешевых кредитных ресурсов для России был Запад. С началом кризиса этот источник заимствования полностью иссяк, что привело к росту стоимости денег. Когда, на ваш взгляд, дешевые западные кредиты снова станут доступны для нас?

– Забудьте про Запад. Если искать сегодня источник дешевых кредитных ресурсов, то на Востоке. Но и там просто так денег не дают. И в этом смысле банкиров, которые, не доверяя оптимистичным заявлениям первых лиц государства, продолжают накапливать резервы, можно понять.

Где же выход?

– Нужно кредитовать тех, кто ведет прозрачный бизнес внутри страны. К сожалению, в строительной отрасли таких почти нет сегодня. Живой пример. Один из авторитетных представителей строительной отрасли Челябинска генеральный директор КПДиСК Юрий Федоров в интервью СМИ прямо заявляет о том, что ни один строитель никогда не откроет вам реальную себестоимость квадратного метра. И это очень плохо.

Сегодня в честных правилах игры должен быть заинтересован не только промышленный бизнес, но и финансово-кредитный сектор экономики. Бизнесу и банкам сегодня не хватает доверия друг к другу.

Источник для роста нужно искать внутри страны. К примеру, государственные резервы сегодня вложены в драгоценные металлы и казначейские облигации США под унизительно малые проценты. Всем очевидно, что фактически эти деньги не работают. Я убежден, если инвестировать эти средства в реальный сектор отечественной экономики, это даст очень позитивный результат.

О неэффективности такой политики говорили давно.

– Наша беда в неверии в собственные силы. Есть две ключевые причины, которые делают нашу экономику столь неконкурентоспособной. Это неэффективные технологии плюс коррупция. Президент называет страшные цифры: размер откатов при распределении господрядов достигает 40 процентов.

Можно ли было, на ваш взгляд, предотвратить начало кризиса?

– Я считаю, что кризис в сложившихся обстоятельствах – объективная вещь. Ни одна страна не в состоянии в полной мере в одиночку противостоять мировому кризису. Другое дело, что начало кризисных явлений в экономике требовало принципиально иных шагов. Не нужно было банкам давать деньги, провоцируя тем самым банкиров на спекулятивные операции. Ведь что произошло? Государственные субсидии не пошли в экономику, а осели на счетах банков. К сожалению, в правительстве не сразу поняли ошибочность такого подхода.

Об этом, кстати, сказал президент Медведев, признав первые шаги правительства по противодействию кризисным явлениям в экономике неэффективными.

– Совершенно верно. Есть страны, в которых государственное инвестирование экономики через банковскую систему имело результат. В частности, Китай, где банки, претендующие на получение государственных инвестиций, отчитываются о том, куда затем пойдут эти деньги.

В СМИ появлялись комментарии, авторы которых утверждали, что нынешний кризис спровоцирован действиями узкого круга финансистов. Что вы об этом думаете?

– Это очень напоминает теорию заговора. Якобы, есть список людей, которые в тайне от всех разработали и воплотили на практике план, который привел к возникновению мирового кризиса. Нет, я не верю в такой сценарий. Кризис был вызван ошибочной финансово-денежной политикой, основанной на выпуске необеспеченных финансовых инструментов.

Россия, на ваш взгляд, переживает этот кризис болезненнее других стран?

– У меня есть такое ощущение. Мы действительно переживаем этот кризис иначе. И речь здесь может идти о ментальных отличиях в том числе. Американец уже не замечает кризис, он привык. Да, есть безработица, но она практически не увеличивается, и большинство предприятий работают.

У нас все проистекает гораздо более болезненно. Почему? Наверное, потому что этот кризис – первый для нас такого рода. Кризис 1998 года был чисто внутренний. Его причина была в том, что старая экономическая система распадалась, а западные экономические инструменты еще не прижились на нашей почве.

Из кризиса 1998 года мы вышли достаточно быстро. И прежде всего благодаря тому, что отечественная валюта обесценилась, и предприятия, импортировавшие свою продукцию, получили мощный приток инвестиций. Это привело к оживлению в экономике.

Увы, сегодня этот механизм не даст того же эффекта, потому что кризис поразил все ведущие экономические державы. И это не позволяет нам рассматривать внешний рынок в качестве ключа для оживления собственной экономики. Рассчитывать нам нужно на внутренний спрос. Чем быстрее мы сделаем прозрачным механизм ценообразования, тем быстрее мы раскрутим тот маховик, который приведет к возрождению российской экономики.

На ваш взгляд, сколько банков останется, когда кризис завершится?

– Думаю, резкого уменьшения количества банков не произойдет. Уйдут в первую очередь небольшие банки, которые создавались под какие-то локальные проекты. Выживут крупные банковские учреждения во главе с профессиональным менеджментом, который готов проводить гибкую финансово-кредитную политику. И все же я далек от мысли, что выживут только крупные банки.

Что бы вы посоветовали простым людям, которые на фоне продолжающихся разговоров о второй волне кризиса озабочены перспективой сохранения своих сбережений?

– Прежде всего – верить в собственные силы. Это самый надежный способ не разориться. И не стоит верить в авантюры. Помните, на МММ не заработаешь. Во всем мире такой источник дохода является очень серьезным преступлением.

И все же, евро или доллар?

– Прогнозировать, как поведет себя валютный рынок, не возьмусь. Все мои деньги – в рублях. Не верите в рубль, тогда придерживайтесь осторожной тактики: разделите свои сбережения на примерно равные доли, вложив деньги одновременно в евро и доллар. И часть своих накоплений обязательно храните в рублях.

Если же говорить о том, как не только сохранить, но и приумножить, то, на мой взгляд, кризис – хорошая пора для покупки недвижимости. Цены на нее сегодня упали практически до уровня себестоимости. Дешевле 20 000 рублей за квадратный метр сегодня строить невозможно. И если сегодня на рынке появляется предложение покупки недвижимости по цене 22-23 тысячи рублей за квадратный метр, то это тот минимальный уровень, ниже которого стройка просто не опустится.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления