RU74
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Челябинске

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

5 м/c,

ю-з.

738мм 36%
Подробнее
5 Пробки
USD 90,92
EUR 98,90
Экономика Игорь Файнман, директор челябинского представительства Национальной Факторинговой Компании: «Помимо выгод, связанных с получением доступа к финансированию и снижению рисковой нагрузки, компании еще и получают возможность списать дебиторку»

Игорь Файнман, директор челябинского представительства Национальной Факторинговой Компании: «Помимо выгод, связанных с получением доступа к финансированию и снижению рисковой нагрузки, компании еще и получают возможность списать дебиторку»

Факторинг – это финансовая услуга, которая позволяет компаниям не только проводить сделки с отсрочкой платежа, но и снизить риски возникновения просроченной задолженности. О том, какие возможности открывает факторинг для торговых организаций, как складывается стоимость факторингового финансирования и как превратить дебиторскую задолженность из тормоза в генератор развития бизнеса, в интервью сайту ChelFin.ru рассказал директор челябинского представительства Национальной Факторинговой Компании Игорь Файнман.

Игорь, расскажите, какие возможности открывает для бизнеса использование факторинга?

– Чтобы понятнее объяснить, я сначала скажу о том, что представляет собой клиент факторинговой компании. Как правило, это торговая или производственная компания, которая закупает или отгружает товар с отсрочкой платежа. Соответственно, эта компания нуждается в финансировании или закупок, или того коммерческого кредита, который она предоставляет своим покупателям. Кроме того, у компании есть потребность в исключении риска возможной неоплаты – отгрузить с отсрочкой-то она отгрузила, но есть ли стопроцентная уверенность, что дебитор заплатит? Соответственно, факторинг – это комплекс услуг, который как раз и решает возникающие в процессе торгово-производственных отношений задачи. Он включает в себя финансирование и отсрочки, и закупок, и даже покупку образующейся дебиторской задолженности, чтобы компания сняла с себя кредитный риск, получив одновременно необходимо финансирование.

Какова же схема работы по факторингу?

– Механизм предельно прост. Компания-поставщик передает нам документы по отгрузке. А мы в зависимости от ее потребностей оказываем услуги – просто выплачиваем финансирование на срок отсрочки платежа, выкупаем дебиторскую задолженность, принимаем на себя обязательства на случай возможной неоплаты товара, и когда покупатель вдруг не платит по истечении срока отсрочки, фактически возмещаем поставщику убытки.

Вы еще и выполняете функцию страховой компании, страхуете риски неоплат?

– Скорее, исключаем, выплачивая 90% от суммы поставки, так как мы все-таки не страховая, а факторинговая компания. Кстати, страховщики выплачивают в среднем лишь 70-85% от суммы поставки. Однако услуги страхования коммерческих кредитов в России почти не развиты, поэтому стоит обратить внимание на следующие нюансы. Во-первых, сроки выплаты возмещения. Период ожидания выплаты может составлять от 180 до 240 дней против максимальных 120 дней при факторинге. Во-вторых, объем передаваемой дебиторской задолженности. Обязательным требованием страховой компании будет передача всей дебиторской задолженности, а в случае работы с фактором речь идет только о согласованном списке покупателей. В-третьих, размер покрытия риска, о чем уже сказано выше. В-четвертых, требования к минимальному обороту на страхование. Страховым компаниям интереснее работать с теми поставщиками, оборот на страхование которых превышает 400 миллионов рублей. Факторинговая компания готова работать с гораздо меньшими объемами (от 60 миллионов рублей в год). И наконец, комиссия. Факторинговая компания начисляет комиссию на фактически выданное поручительство, а страховая компания – на весь оборот или на сумму установленного лимита.

Вы ссылаетесь на неразвитость рынка кредитного страхования в России. А как давно существует рынок факторинга?

– Чуть более десяти лет. Его история неразрывно связана с деятельностью Национальной Факторинговой Компании. Первые попытки проводить операции с дебиторской задолженностью в СССР предпринимались еще в 1980-х годах, однако днем рождения факторинга можно считать 29 января 1999 года, когда было принято решение о начале развития факторинга в рамках акционерного банка инвестиционно-банковской группы «НИКойл».

То есть Национальная Факторинговая Компания появилась первой на российском рынке факторинга?

– Если быть точным, то Национальная Факторинговая Компания как раз и создала в России этот новый рынок и вот уже 12 лет занимается его развитием. С 1999 года управление факторингового обслуживания, состоявшее из шести человек, выросло до размеров и статуса самостоятельной компании с банковской лицензией. Так как мы специализируемся только на факторинге, мы имеем возможность быстро и качественно развиваться, предлагая клиентам все новые решения и гибкий поход. Только за последние два года продуктовый ряд пополнился четырьмя настраиваемыми продуктами. Один из них – это «Закупочный факторинг».

Расскажите, пожалуйста, подробнее о новом продукте.

– Это уникальный продукт для российского рынка, который был специально разработан для крупных покупателей, для финансирования их закупок. Механизм взаимодействия таков: поставщик отгружает компании товар и предает в НФК электронный реестр поставок. Компания проверяет и подтверждает действительность поставок. Понятное дело, что не по телефону и не по почте. Процедура осуществляется с помощью специальной системы «Электронный факторинг» – это система электронного документооборота. После того, как компания акцептует поставку, мы выплачиваем компании-поставщику финансирование в размере 100% от суммы поставки. По окончании отсрочки компания оплачивает поставки на счет НФК.

И какие выгоды при этом получает покупатель?

– Ну, все более чем очевидно. Во-первых, компания получает отсрочку платежа на необходимый срок и сумму. Во-вторых, поскольку работа по закупочному факторингу равнозначна оплате товара по факту отгрузки, поставщик имеет возможность предоставить покупателю дополнительные льготы и бонусы. В-третьих, компания-покупатель экономит. Или зарабатывает. Как угодно. Ведь комиссия за факторинг в большинстве случаев меньше, чем стоимость коммерческого кредита от поставщика.

А какой факторинговый продукт сегодня самый востребованный?

– С каждым годом в портфеле НФК растет доля безрегрессного факторинга – в 2010 году мы перешагнули 40%-ный барьер. Безрегрессный факторинг – это сочетание финансирования поставок с отсрочкой платежа с одновременной возможностью исключить риск неоплаты отгружаемого товара. Факторинг без регресса предполагает покупку дебиторской задолженности в момент отгрузки товара, то есть помимо выгод, связанных с получением доступа к финансированию и снижению рисковой нагрузки, компании еще и улучшают качество баланса, поскольку просто списывают дебиторку. При этом хотелось бы отметить, что НФК работает с покупателями любого масштаба – от ИП до крупных предприятий из любых регионов страны, то есть мы предлагаем «безрегресс» не только поставщикам федерального ритейла.

Красиво вы очень все описываете. А как формируется цена и от чего она зависит?

– Три составляющих – комиссия за финансирование, которая зависит от срока отсрочки; комиссия за факторинговое обслуживание, зависящая от объема переданной дебиторской задолженности; комиссия за исключение риска неоплаты отгруженного товара, которая также зависит от объема передаваемой дебиторки и, безусловно, от ее диверсификации.

На самом деле не всегда факторинговые компании имеют понятную и прозрачную модель ценообразования. При заключении договора нужно обязательно обратить внимание на то, как формируется стоимость.

В заключение хотелось бы услышать примеры применения факторинга конкретными компаниями. Какие задачи они решили, насколько улучшили свои финансовые показатели?

– Хорошо, давайте, раз уж мы говорили о продукте «Закупочный факторинг», приведу конкретный пример. Напомню, что этот продукт был специально разработан для закупок.

Одна из крупнейший региональных торговых сетей использует схему финансирования закупок с середины 2010 года. Принцип работы простой. Поставщики отгружают в сеть продукцию на условиях отсрочки платежа 120 дней и по факту подтверждения отгрузки покупателем, торговой сетью получают денежные средства от НФК. Фактически факторинговая компания производит оплату за полученный покупателем товар по факту отгрузки, однако покупатель получает необходимый ему коммерческий кредит. И оплачивает фактору комиссию, которая зачастую меньше, чем стоимость коммерческого кредита.

Преимущества такой схемы в данном конкретном случае заключаются в следующем – поставщики готовы давать покупателю скидку за досрочную оплату товара и увеличить отсрочку платежа с увеличением суммы товарного кредита. В результате срок отсрочки от поставщиков увеличился с 30 до 120 дней, а скидка за раннюю оплату товара и положительная разница стоимости ранее получаемого коммерческого кредита и нынешней комиссии за факторинг позволили увеличить прибыль от продаж на 12,5%.

Еще вот такой пример: клиент, один из крупнейших игроков регионального рынка поставщиков электроники и бытовой техники, отгрузив товар покупателям с отсрочкой платежа, продал НФК образовавшуюся дебиторку в размере 27 миллионов рублей. Сразу же после продажи задолженность перед поставщиками сократилась на 15 миллионов рублей и были проведены авансовые платежи на пять миллионов.

Такой аспект, как хорошая финансовая отчетность, принципиально важен для компаний, которые стремятся получить банковский кредит в нужном объеме и на выгодных условиях. Все потому, что банки с большей охотой и на большие сроки кредитуют компании с небольшой долей понятной им дебиторской задолженности.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

На правах рекламы.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления