Авария сама по себе является стрессом для любого автолюбителя. Но зачастую это только «цветочки» в страховой эпопее. Например, если после оформления всех необходимых документов на страховую выплату выяснилось, что в страховой компании насчитали вдвое меньшую сумму возмещения, чем та, что потребуется на ремонт автомобиля. О том, как вести себя в подобной ситуации, ChelFin.ru выяснил у экспертов.
Руководитель юридического отдела «Межрегионального союза защиты прав страхователей» Иван Бирюков: «При занижении страховой компанией суммы страхового возмещения страхователь может взыскать остаток невыплаченного возмещения следующими способами:
Страхователь должен произвести ремонт автомобиля за свой счет и от полной оплаты суммы за ремонт автомобиля отнять сумму выплаченного страхового возмещения, а затем на эту разницу обратиться в суд за получением остатка.
Страхователь должен провести независимую оценку восстановительного ремонта автомобиля (независимую экспертизу) у эксперта, и если оценка покажет сумму восстановительного ремонта действительно больше, чем оплатила страховая компания, обратиться с исковым заявлением в суд, отняв от суммы оценки восстановительного ремонта автомобиля сумму страхового возмещения. При этом на страховую компанию возлагается обязанность оплатить все расходы, связанные с подачей искового заявления в суд (оплата экспертизы, госпошлины за подачу иска и так далее)».
Директор дирекции розничного бизнеса ОСАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев: «Если автомобиль застрахован по программе автокаско, нужно требовать не деньги, а натуральную форму возмещения. Иными словами, надо настаивать, чтобы автомобиль отремонтировали в автосервисе за счет страховой компании. В этом случае отпадает необходимость думать о стоимости ремонта.
Если же автомобиль не был застрахован и речь идет о выплате в рамках ОСАГО, то без знания подробностей ситуации трудно давать рекомендации. Во-первых, в ОСАГО выплата производится за минусом износа запасных частей. А во-вторых, стоимость ремонта у дилера и в гараже может реально различаться не только вдвое, но и в разы».
Константин Танчук, «продуманный» пострадавший
: «О том, как сложно получить страховую выплату после ДТП и сохранить ее приемлемый размер, известно многим. Когда я попал в ДТП, то решил пойти по другому пути, чтобы выиграть и по срокам, и по сумме выплаты. Во-первых, я добился, чтобы оценкой ущерба занимался независимый оценщик. Обратился в страховую компанию виновника. По истечении положенного срока никаких выплат я, естественно, не получил (в страховой это объясняли очередью и отсутствием денег). Отсрочки продолжались еще долго.
Тогда я обратился к юристам. Собрал все положенные документы и обратился в суд. С исполнительным листом я начал узнавать, в каких банках у страховой компании в Челябинске есть счета. Оказалось, что денег на них практически не бывает (компания оказалась не очень благонадежна). Тогда мне порекомендовали обратиться в службу судебных приставов в городе, где находится головной отдел выплат страховой компании – в Новосибирске. Я собрал все документы и отправил. И через месяц-два получил все деньги в полном объеме. Кстати, мне компенсировали все затраты и на оценку, и на юристов, и даже на почтовые переводы. Главное – тщательно сохранять все чеки и договоры. И напоследок я подал в суд по утере товарной стоимости автомобиля и неустойки за просрочку страховой компании по выплате. Времени весь этот процесс занял достаточно много, но сумма, которая была выплачена, покрыла все неприятные воспоминания».