RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

4 м/c,

южн.

737мм 40%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Экономика Еду закодируют: кто выиграет?

Еду закодируют: кто выиграет?

Все пищевые товары в России планируется закодировать. Это даст возможность потребителям проверять сведения о качестве, безопасности и легальности продуктов питания на любом этапе их продвижения. Идея электронного учета сейчас обсуждается в Минэкономразвития. Эксперты продуктового рынка Южного Урала считают, что теоретически перевод разрешительной документации на продукцию в электронную форму должен помочь потребителям. А для производителей это нововведение может как упростить документооборот, так и, наоборот, усложнить его, создав дополнительные бюрократические препятствия при получении разрешительных документов на выпуск товаров. Эксперты Chel.ru сомневаются в необходимости такого закона. Для минимизации возможных проблем они указывают на необходимость максимально четко прописать предлагаемую в законопроекте инициативу и отработать ее внедрение на отдельном регионе.

Каждому продукту – свой номер

В минэкономразвития страны обсуждается проект «Перевода разрешительной документации на продукцию в электронную форму и перехода от государственного контроля разрешительных документов на продукцию к государственному контролю сведений о такой продукции». Рабочий вариант этого документа попал в федеральные СМИ. Согласно проекту каждый покупатель в онлайн-режиме сможет проверять сведения о качестве, безопасности и легальности продукции, а контролирующие органы получат доступ к полному спектру сведений о товаре в едином госреестре. Для этого предлагается внедрить в России уникальный идентификационный номер партии товара (УИНП), который мог бы «служить ключом доступа ко всем выданным органами госвласти на партию товара документам». Планируется, что маркировку с УИНП, содержащим 41 цифровой знак, производитель будет наносить на каждую единицу продукции.

Разработчики предлагают сделать получение УИНП первым шагом, предваряющим получение разрешительной документации. Затем указывать его в каждом документе – свидетельстве или сертификате. И только с пометкой УИНП документы в электронном виде посредством интернета и ведомственных каналов связи, по задумке разработчиков, будут поступать в информационные системы органов власти.

В идеале система должна коррелировать не только с внутриведомственными электронными системами, но и с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая на данный момент внедряется «Ростелекомом».

Идеологами и разработчиками данной концепции, по информации «Коммерсанта», стали некоммерческое партнерство ESR Russia (объединяет крупнейших ритейлеров и производителей FMCG) и информационно-консультационный центр «Бизнес-Тезаурус». Сейчас идет сбор замечаний от бизнеса, на основании которых концепция дорабатывается.

УИНП – удар по контрафакту?

Участники пищевого рынка Южного Урала отметили, что законопроект позволит потребителям выбирать действительно качественные товары, а также может повлиять на уход с рынка производителей некачественной продукции и решить проблему неучтенного производства. Однако, не на имеющемся уровне развития IT-технологий в России.

«В принципе, идея не плохая, – соглашается коммерческий директор розничной сети «Проспект» Андрей Грибанов. – Теоретически с помощью УИНП можно будет вычислить долю контрафактной пищевой продукции в России. Но существующий уровень развития IT-технологий в стране делает это едва ли возможным. Вообще не понятно, как можно создать базу данных, в которой будет собрана информация обо всех продуктах и о том, из чего они произведены». В пример эксперт привел ситуацию на алкогольном рынке. По его словам, система не справлялась с количеством запросов, занести в нее данные было практически не возможно, а потому неделями простаивали заводы. «При этом система ЕГАИС до сих пор внедрена только в производстве, а дистрибуция и ритейл по-прежнему исключены, – уточнил Андрей Грибанов. – Летом прошла информация об очередной ее отсрочке».

Президент и собственник объединения «Союзпищепром» Александр Берестов отметил, что в некоторых крупных городах, к примеру, Москве и Санкт-Петербурге существует проблема «гаражного» производства. «Возможно, введение УИНП поможет выявлять факты выпуска продукции «на коленке», – заметил он. – Предполагаю, что законопроект может помочь от этого избавиться, хотя и сомневаюсь в этом».

Информирование потребителя или формальность?

Теоретически, по мнению экспертов Chel.ru, закон о переводе разрешительной документации на продукцию в электронную форму должен упростить документооборот. Однако при этом они указали на российскую практику внедрения новшеств, которая в большинстве случаев наоборот приводит к усложнению порядка оформления документов и увеличению сроков. Еще они предположили, что получение разрешений на основе УИНП может превратиться в пустую формальность.

«На своем опыте знаю, что перевод в электронный вид какого-либо документооборота или бизнес-процесса делает его гораздо эффективнее, – рассказал Евгений Наруков. – О нем перестают забывать, регламент становится всем понятен, и скорость документооборота значительно возрастает. В этом законе, на первый взгляд, прописана очень здравая, понятная мысль». Между тем он указал, что недостаточно создать интересный законопроект. «Успех идеи на 80 процентов зависит все-таки от ее правильной реализации, – уверен Евгений Наруков. – Если процедура окажется сложной, то не исключены проблемы с IT, а длительное получение УИНП и вовсе может привести к простаиванию заводов».

Схожего мнения придерживается и председатель совета директоров ОАО «Челябинский городской молочный комбинат» (ЧГМК) Владимир Данилов. Он считает, что законопроект значительно усложнит документооборот, причем как для производителей, так и для контролирующих органов. Свою точку зрения он пояснил на примере ЧГМК. Прежде чем выпустить молочную продукцию, предприятие получает в контролирующих органах сертификат соответствия. Затем на его основании производитель самостоятельно выписывает удостоверение качества, которое вместе с накладными отправляет в магазин. «Ежедневно наш завод выдает около 50 наименований товара, – рассказал он. – Если нас обяжут получать УИНП на каждую партию товара, то нам необходимо будет не только ежедневно получать 50 новых УИНП, но и каким-то образом наносить их на упаковку. Ведь если этот уникальный код мы будем указывать исключительно в накладной, то потеряется весь смысл закона, направленного, в первую очередь, на информирование потребителя».

Российские IT-технологии могут «не потянуть»

Эксперты указали еще на одну проблему, с которой разработчики проекта могут столкнуться при его внедрении – необходимость очень мощного оборудования, способного в кратчайшие сроки и без сбоев обрабатывать колоссальный поток информации и, скорее всего, большого штата грамотных сотрудников.

«Думаю, есть вероятность, что и сотрудники, и техника в один из моментов могут не справиться с огромным потоком информации, – продолжает Владимир Данилов. – Тогда УИНП начнут присваивать в автоматическом режиме. То есть выдача этого номера превратится в пустую формальность».

Схожего мнения придерживается и господин Берестов: «Объединение «Союзпищепром» выпускает более 300 наименований продукции. Выпускаемый ассортимент в целом по стране превышает несколько тысяч наименований. Учитывая это, ежедневная выдача такого количества УИНП мне видится весьма проблематичной».

Помощь или бюрократический препон?

Вместе с тем местные производители пищевой продукции указали, что существующая на сегодня система идентификации пищевых товаров достаточно прозрачна, проблем с получением необходимой разрешительной документации сейчас нет. Если вопросы и возникают, то, на их взгляд, они связаны в основном с алкогольной и табачной продукцией.

«На российские прилавки попадает немало алкогольной и табачной продукции, произведенной по серым схемам, – комментирует Александр Берестов. – А в отношении бакалеи и пищевых продуктов проблемы, на мой взгляд, нет. У нас в стране существует система штрих-кодирования «ЮНИСКАН», которой пользуются все крупные производители. Этот именной штрих-код указывается в договоре поставки, и по нему можно вычислить буквально все – кто, что и когда произвел».

«Молочная продукция сейчас идентифицируется абсолютно полным образом, – уверен Владимир Данилов. – На каждом пакете есть дата выпуска и наименование. Этого вполне достаточно, чтобы вычислить весь технологический процесс производства конкретной партии товара».

По словам Евгения Нарукова, в их птицеводческой компании бизнес-процессы отлажены несколько лет назад и с тех пор работают без сбоев. «На нашем предприятии работает более десятка государственных ветеринарных врачей, которые в круглосуточном режиме контролируют все процессы, – рассказал он. – Если они видят, что все в порядке, сразу же подписывают ветеринарное свидетельство. Такие свидетельства мы получаем на каждом переделе. То же самое и с сертификатами соответствия на продукцию, выдаваемыми нашим отделом контроля качества. Как на этот процесс повлияет нововведение, остается только предполагать».

Указали эксперты и на то, что в стране более 10 лет с успехом работает система качества ИСО 9000. «Когда коту делать нечего, что он делает? Правильно: санитарный день проводит! – шутит господин Берестов. – Можно подумать, у нас в стране возникла проблема с идентификацией соответствия пищевых товаров. В России более десяти лет работает система качества ИСО 9000 и другие стандарты. На соблюдение этих требований всех производителей регулярно проверяют контролирующие органы». По словам собственника «Союзпищепрома», ежемесячно компания за разрешительные документы платит до двух миллионов рублей. Из них только по «Чебаркульской птице» – 1,6 млн рублей.

«Мы уже получаем разрешения СЭС, Роспотребнадзора, оплачиваем сертификацию, получаем штрих-коды на продукцию», – перечисляет президент ООО «Хлебпром» Илья Мительман. При выходе в продуктовую сеть, по его словам, документы и наличие сертификата качества в обязательном порядке проверяют специалисты этой сети. Покупатель может ознакомиться со всей продукцией на этикетке. «Этого вполне достаточно, чтобы наш продукт был безопасен, – уверен он. – А от недобросовестных производителей дополнительный контроль никоим образом не убережет. Тогда зачем еще одна контролирующая станция, еще один бюрократический препон для развития малого и среднего бизнеса?»

Электронным документооборотом – по конкуренции

Внедрение системы присвоения УИНП, по мнению игроков пищевого рынка, может повлиять на скорость реагирования компаний на изменения на рынке, а значит сделает их менее конкурентоспособными. «Небольшие и средние компании должны быть особенно гибкими не только при реагировании на ценовые изменения на рынке, но и в кратчайшие сроки внедряя новинки, развивая ассортимент, – поясняет Илья Мительман. – Каждое согласование требует времени, а значит, может негативно отразиться на конкурентных преимуществах. Чем больше документов собирается, тем дольше идет внедрение новинок и ноу-хау».

Чтобы минимизировать возможные проблемы при внедрении данного законопроекта, эксперты пищевого рынка Южного Урала предложили протестировать его на отдельном регионе страны. «Необходимо отработать внедрение УИНП в одном из регионов, – считает господин Наруков. – В таком случае удастся исключить большинство недоработок».

А в заключение респонденты сайта заметили, что так или иначе внедрение нового законопроекта наверняка ляжет на плечи конечного потребителя продукции. «Когда узнаю об очередном законопроекте, всегда возникают вопросы: сколько будет стоить эта инициатива, и кто за это будет платить, – высказывается Андрей Грибанов. – Не думаю, что средства на это, тем более в полном объеме, будут выделены из федерального и областного бюджетов. А значит, все дополнительные расходы будут включены в стоимость товаров».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления