Город Экономика Атомный водолаз из Челябинской области стал раллийным пилотом

Атомный водолаз из Челябинской области стал раллийным пилотом

Рабочий костюм Ивана Пикулина весит 80 кг.

Промышленным водолазам нужен специальный костюм

Он не любит купаться, но большую часть рабочего времени находится под водой. Представитель редкой профессии — промышленный водолаз — по долгу службы изучил все заводские водоемы в окрестностях комбината ПО «Маяк». А в свободное время он садится за руль «восьмерки» и гоняет на ралли. 74.ru продолжает серию публикаций о заводчанах Челябинской области, их трудовых буднях и хобби.

Если вы знаете интересных людей, работающих на челябинских заводах, и считаете, что о них стоит рассказать на 74.ru, пишите на почту редакции с пометкой «Несуровый Челябинск».

Зачем химкомбинату водолаз?

По первой профессии Иван Пикулин токарь-универсал. Он окончил профессиональное училище № 44 в Озерске и даже некоторое время работал токарем на производственном объединении «Маяк». Потом ушел в армию. А когда вернулся, ему предложили сменить профессию и перейти в водолазы.

— Меня это заинтересовало, хоть воды, если честно, побаиваюсь, а купаться вообще не люблю. Чувствовал, что токарь — это не мое, — рассказывает Иван. — На учебу поехал в Воронеж, провел там три месяца. Очень хорошая водолазная школа, инструкторы научили всему, что нужно.

ПО «Маяк» - первый промышленный объект отечественной атомной отрасли

С 2010 года Пикулин работает водолазом на ПО «Маяк». Это ведущее предприятие ядерного оружейного комплекса России. Здесь производятся компоненты современного ядерного оружия, а также перерабатывается отработавшее ядерное топливо реакторов.

Казалось бы, какие водолазы в нашей сухопутной области и при чем тут атомщики? На территории предприятия есть гидротехнические сооружения и несколько технических водоемов: часть из них служит для приема технологических отходов, другие используются для оборотного водоснабжения. А это значит, что нужны люди, которые будут следить за состоянием и эксплуатацией этих объектов.

Иван работает водолазом восемь лет

— Мы обслуживаем плотины, смотрим, нет ли размытости железобетонных плит и водозаборов, — поясняет водолаз реакторного завода Иван Пикулин. — Проверяем крепёжные части водозаборных сооружений. Чистим защищающие решётки, ремонтируем трубы, если требуются. Задвижки устанавливаем, кабель по дну прокладываем.

На предприятии водолазов всего трое. Они работают на озёрах разной величины и глубины — Иртяш, Акуля, Кизылтяш и другие. Работа тяжелая и ответственная, здесь требуется и здоровье, и знания, и особый склад характера.

На комбинате много техводоемов

— Когда ты находишься под водой, отвечаешь сам за себя, — говорит Иван. — А если наверху, то в ответе ещё и за своего товарища — водолаза, работающего в этот момент на глубине.

Ивану Пикулину — 31 год, сейчас у него шестой разряд. В прошлом году повысил квалификацию, и теперь может резать и сваривать конструкции под водой. Обычно водолазы погружаются на глубину до 15 м. Больше всего работы, конечно, летом. Но и зимой без дела не сидят — следят за эксплуатацией водозаборных сооружений. При необходимости погружаются в определенных пространствах в производственных помещениях.

Тяжелое снаряжение одному не надеть

— Под водой интересно работать, когда видимость хорошая. Рыбки плавают, растительность видно, — говорит Иван. — Но приходится работать и в грязных озерах — обслуживаем водозаборы, поставляющие воду для охлаждения ядерных реакторов. Это своего рода здания под водой, к которым подходят высоковольтные провода. Мы их проверяем постоянно. Также следим, чтобы прутья защитных сеток не ломались, не соприкасались друг с другом. Если обнаружили неисправности, то лебедкой поднимаем наверх, чистим, ремонтируем и вновь опускаем. В мутной воде приходится работать на ощупь.

Кстати, под воду они опускаются в костюмах весом под 80 кг. Это специальное водолазное снаряжение сухого типа. Сюда входят медный шлем с тремя иллюминаторами, который весит около 20 кг, ботинки со свинцовой подошвой по 16–19 кг каждый и грузы сзади и спереди по 18 кг. А резиновую «рубаху» вообще растягивают три-четыре человека. В подобном снаряжении во время войны разминировали плавучие бомбы, что, кстати, показано в фильме «Военный ныряльщик».

Такой шлем весит 20 кг

— В такой костюм самостоятельно не облачишься, — улыбается Иван Пикулин. — В воде еще ничего, а пока тебя оденут — сто раз вспотеешь. Особенно в 30-градусную жару, пять минут вечностью кажутся — быстрей бы в воду.

В таком снаряжении Иван и его коллеги могут работать под водой и час, и два.

— Бывает, надо сделать вроде бы простую операцию — наживить болт или гайку, и никак не получается, — вспоминает водолаз. — Руки в трехпалой рукавице затекают, да еще вода холодная — в апреле мы, например, работали. Или в колодце два на три метра задвижки устанавливали: ни встать, ни сесть, ни развернуться. Приходилось все делать лёжа, что на самом деле не очень-то легко.

Водолаз похож на космонавта

На одном из водоемов главной задачей было — не увязнуть в глинистом дне. По словам Ивана, бывало, что почти по пояс в ил засасывало. С трудом выкарабкивался — за счет подкачки воздуха в костюм.

Впрочем, есть у водолазов и более легкое снаряжение с автоматическим сбросом воздуха и шлемом из углепластика. Работать в нем гораздо удобнее. Но чаще всего водолазы «Маяка» погружаются все-таки в том самом 80-килограммовом одеянии.

— В любой работе есть сложности, зарплата невысокая. Но мне все равно профессия водолаза очень нравится, — говорит Иван. — Горжусь своей работой!

Парни погружаются на 15 метров

Въехал в автоспорт

Ивану всегда нравилась техника. В детстве играл машинками, в юности гонял на велосипедах и мотоцикле. А лет десять назад увлекся автоспортом.

— Зимой попал на соревнования, которые проходили в Озерске, — вспоминает Иван Пикулин. — Скорость, азарт, виражи — как-то все это меня захватило.

Молодой человек купил старенькую «восьмерку» и начал ее постепенно модернизировать. Добился быстрого разгона, но максимальная скорость составляет примерно 160–170 км/ч.

— Двигатель у машины простой, но доработанный, объём 1600 куб. см. Моя машина подготовлена в классе 1600Н, и там разрешаются доработки двигателя, — рассказывает он. — Запчасти все стандартные, но новые. Поршневая группа вымерялась на весах, головка блока дорабатывалась фрезерными работами. Кузов у машины уже третий.

Главное - правильно войти в поворот

Предыдущие пришлось сдать в утиль. Виной тому — перевороты и столкновения на соревнованиях.

— Восстанавливать уже не было смысла, — говорит Иван — Пришлось опять искать восьмой добрый кузов, усиливать его и ставить каркас безопасности.

Обычно на сборку автомобиля для соревнований уходит два-три месяца. Помогают друзья-товарищи и коллеги по команде.

Пока Пикулин катается в основном по области. В 2012 году Иван стал кандидатом в мастера спорта. Одна из значимых побед — первое место на одном из этапов на гонках в Башкирии в 2014 году.

Верная "восьмерка" принесла уже немало побед

— Всё упирается в деньги! Автоспорт — удовольствие дорогое, — вздыхает Иван. — И на подготовку машины, и на сами соревнования денег уходит много.

Нынешний год оказался неудачным — авария, поломки. В феврале в Кыштыме проходило ралли «Малахит» — этап Кубка России.

— На первом спецучастке я чуть не рассчитал скорость, неправильно вошел в поворот, и машину вынесло прямо на березу. Впервые до финиша не доехал, — рассказывает Иван. — Летом двигатель накрылся — на одной из последних гонок в Арамиле.

Кузов усилили, с двигателем поработали

Впрочем, Пикулин не унывает. Сейчас занят сборкой нового двигателя и вместе со штурманов Андреем Денисовым готовится к новому сезону авторалли.

— Люблю в машине ковыряться. В гараж приезжаю и чувствую себя как дома, — признается наш собеседник. — В гонках меня привлекает экстрим. А самое главное — люди, с которыми познакомился благодаря автоспорту. Мы постоянно встречаемся на соревнованиях, многих уже знаю.

Соревнуется зимой и летом

Ивана во всем поддерживает подруга Анастасия. Вместе они ездят и на соревнования, и отдыхать на природу.

Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.

Фото: Сообщество Мы с "Маяка" ВКонтакте
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления