Экономика «Мобильные» банки новой формации

«Мобильные» банки новой формации

Сотовые ретейлеры увидели огромный потенциал в развитии сервиса по предоставлению банковских услуг. Перспективное направление бизнеса намерены активно развивать сети салонов сотовой связи...

Сотовые ритейлеры увидели огромный потенциал в развитии сервиса по предоставлению банковских услуг. Перспективное направление бизнеса намерены активно развивать сети салонов сотовой связи «Евросеть» и «Связной». Теперь в салоне можно не только приобрести сотовый телефон, но и оформить кредит на любые цели, открыть счет в банке, заключить договор пенсионного страхования.

На днях руководство крупнейшей сети салонов сотовой связи «Евросеть» заявило о том, что вскоре компания начнет выдавать нецелевые кредиты для частных лиц. Покупателям будет предложено оформить карту участника бонусной программы «Кукуруза» с кредитным лимитом от 10 до 50 тыс. рублей. Обслуживание карты будет бесплатным. Процентная ставка, как сообщается, находится на уровне ставок POS-кредитования в российских банках. Причем для всех регионов условия получения займа будут одинаковыми. Пока в качестве партнера проекта выступил банк «Хоум Кредит», однако известно, что «Евросеть» ведет переговоры еще с несколькими крупными игроками российского рынка потребительского кредитования. Это могут быть «Русский стандарт», «Альфа-банк», «Ренессанс Капитал», «ОТП Банк», «Кредит Европа Банк» и другие. Предполагается, что в будущем владелец карты сможет получить кредит сразу в нескольких банках – по своему выбору.

«Это новый финансовый продукт – выдача нецелевого кредита через салоны ритейлерской сети, – говорит PR-директор «Евросети» Ульяна Смольская. – Средства, полученные пользователем при оформлении кредита наличными на карту «Кукуруза», становятся доступны для снятия сразу же после подписания договора – это отличает новый кредитный продукт от прочих кредитных предложений».

По словам Ульяны Смольской, преимущество в том, что клиенту не нужно обходить несколько банков, выбирая лучшие условия кредитования: можно выбрать самый выгодный или удобный кредит, посетив любой из салонов «Евросети», и оформить карту «Кукуруза».

«Расширение объема предоставляемых услуг в финансовом секторе, несомненно, является одним из наиболее важных драйверов роста выручки сотового ритейла, – комментирует аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. – Процессинг оказывает значительную поддержку финансовым показателям профильных розничных сетей. В партнерских программах POS-кредитования розничные сети с существенной географией присутствия играют роль сильного канала дистрибуции услуг. Кредитные организации фактически получают доступ к готовой, разветвленной сети продаж».

По оценкам «Евросети», кредитом могут воспользоваться около 10% участников бонусной системы, число которых уже достигло порядка 2 млн пользователей.

Эксперты полагают, что появление в списке услуг сотового оператора финансовых операций стало очередным ответным шагом в адрес основного конкурента сети – группы компаний «Связной». В 2010 году «Связной Банк» поглотил «Промторгбанк», став в результате универсальным банком с филиалами в четырех регионах страны. Сегодня «Связной Банк», является универсальным банком федерального масштаба с одной из самых широких сетей обслуживания в стране (2300 центров мобильной связи). Осенью прошлого года «Связной Банк» вышел на финансовый рынок с громкими карточными проектами – банк выпустил кредитно-дебетовые пластиковые карты на выгодных условиях. В частности, по универсальной карте банка клиентам предлагалось установить кредитный лимит с 50-дневным грейс-периодом (распространяющимся только на безналичные операции). При среднемесячном остатке собственных средств на карточном счете в текущем месяце от 10 тыс. рублей на данный остаток начисляется 10% годовых. Также клиенты «Связного Банка» могли снимать собственные средства в рублях без комиссии в банкоматах сторонних банков (при сумме снятия от 1 тыс. рублей). «Связной Банк» ежемесячно предложил клиентам бесплатное обслуживание карты, sms-оповещение и межбанковские переводы.

Через четыре месяца после запуска кредитно-дебетовых карт банк уведомил своих клиентов об изменении тарифной линейки. В официальной информации было сказано, что с 1 марта банк будет начислять процент по остатку на карточном счете только в том случае, если среднемесячный остаток на счете будет составлять не менее 10 тыс. рублей. Помимо этого банк ввел плату за ежегодное обслуживание карты в размере 600 рублей в год, 300 рублей за выпуск именной карты, комиссию за sms-информирование в размере 50 рублей в месяц. Кроме того, если клиент совершает снятие денежных средств в банкоматах других банков на сумму менее 1 тыс. рублей, то комиссия составит 100 рублей. Также банком была введена плата за проведение межбанковских переводов (от 25 до 1 тыс. рублей).

«Мы проанализировали поведение клиентов, увидели, как они пользуются картой в качестве кредитного и расчетного продукта, как снимают деньги в банкоматах, какие у них остатки по счетам. В соответствии с результатами этого анализа мы скорректировали модель продукта, введя ряд дополнительных условий», – отметил председатель правления «Связного Банка» Сергей Радченков.

Столь сильная корректировка тарифов привела к тому, что многие владельцы пластиковых карт попросту решили разорвать отношения с кредитной организацией. В банк поступило около 400 заявлений на закрытие карты.

«Нас просто заманили в клетку как кроликов. Наобещали хороших условий, а потом клетку захлопнули в надежде, что большинству будет просто лень отказываться от услуг банка и переходить к другим, а часть вообще не узнает про смену тарифов», – пишут блогеры.

По словам блогеров, представители банка не звонили клиентам с предупреждениями об изменении тарифов, не рассылали sms. Соответственно, многие действующие клиенты даже могли бы и не узнать о произошедших изменениях.

Увидев отток клиентов, руководство банка решило оставить тарифы по действующим договорам без изменения до 31 декабря 2011 года, но новым клиентам пришлось получать карту уже на новых условиях. «Для тех, кто оформил карту до 1 марта, мы оставили прежние тарифы до конца года, так как считаем это наиболее правильным решением с точки зрения выстраивания долгосрочных отношений с клиентами», – отметили в пресс-службе банка.

По мнению заместителя председателя Уральского банковского союза Евгения Болотина, банки вправе устанавливать любые комиссии, какие посчитают нужными. Однако лишь в том случае, если это прописано в договоре. «Моя позиция такая: читайте то, что подписываете», – отметил эксперт.

Стоит отметить, что сегмент экспресс-кредитования является одним из наиболее доходных для банков, именно поэтому финансовые организации в последнее время стали все более активно продвигать услуги экспресс-кредитования. Ставки по таким займам порой доходят до 50% годовых, а то и превышают эту планку. Впрочем, из-за высокой скорости рассмотрения кредитных заявок это направление несет для банков повышенные риски, поэтому традиционно в этом сегменте лидировали специализированные частные банки.

«POS-кредитование – это выдача банками кредитов непосредственно в точках продаж. Специфика заключается в коротких сроках кредитования (от нескольких месяцев до 1 года) и относительно небольших суммах, – говорит аналитик «Инвесткафе» Александра Лозовая. – Из-за минимальных требований к заемщику (в основном, требуется только паспорт) сегмент POS-кредитов относится к категории самых рисковых для банков. Поэтому ставки по таким кредитам всегда гораздо выше среднерыночных».

По словам Максима Клягина, банковские организации, ориентированные на розничный бизнес, в том числе на POS-кредитование, контролируют качество за счет использования систем экспресс-оценки. Кроме того, повышенная процентная ставка по таким кредитам частично компенсирует риски кредиторов.

По данным Analytic Research Group, на 1 января 2010 года объем российского рынка POS-кредитов составлял почти 111 млрд рублей. В начале 2008 года рынок оценивался в 140 млрд рублей, а во время кризиса (осень 2008 – весна 2009 годов) рынок «схлопнулся» практически до нуля. «В силу своей специфики, рынок POS-кредитов очень быстро и гибко реагирует на изменение рыночной конъюнктуры», – добавляет Александра Лозовая.

Крупнейшие доли рынка экспресс-кредитования принадлежат банку «Хоум Кредит» (26%), «Русскому стандарту» (18%) и «Альфа-банку» (14%). Далее с небольшим отрывом следуют «ОТП Банк» (13%), «Русфинанс Банк» (9%), Росбанк (6%), «Кредит Европа Банк» (2%) и «Ренессанс Кредит» (0,5%).

Кстати, в 2009–2010 годах о намерении выйти на этот рынок также заявили ВТБ24, банк «Траст», МДМ-банк. На этой неделе правление Сбербанка планирует принять решение о выходе на рынок экспресс-кредитования. Однако выдача кредитов будет производиться не в салонах сотой связи, а в торговых сетях. Вероятнее всего, в процессе реализации проекта будет создано совместное предприятие с французским «БНП Париба», работающим в торговых сетях под брендом Cetelem. Совместная работа, несомненно, будет взаимовыгодной, поскольку Cetelem получит дополнительные ресурсы роста, а Сбербанк – доступ к технологиям работы в сегменте, считающемся одним из самых прибыльных в банковской системе. При этом ранее Сбербанк не исключал приобретения ХКФ-банка. «Мы хотели купить одного из лидеров рынка, но, честно говоря, мы просто не сошлись в цене», – приводит слова главы Сбербанка Германа Грефа газета «Коммерсантъ».

Интересно, что взаимодействовать с сотовыми ритейлерами готовы не только банки, но и другие игроки финансового рынка. Так, в мае 2009 года НПФ «КИТ Финанс» и «Связной» подписали агентское соглашение, в результате чего продажи договоров обязательного пенсионного страхования по итогам первой половины прошлого года увеличились в 16 раз – до 160 тыс. «Евросеть» также активно сотрудничает с негосударственными пенсионными фондами, в числе ее партнеров значатся НПФ «Норильский никель» и НПФ «Промагрофонд», НПФ «Благосостояние».

Уже сейчас становится ясно, что предоставление финансовых услуг в салонах сотовой связи – весьма удачная идея, позволяющая сторонам привлекать все большее число клиентов и получать хорошую прибыль.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления