RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске

Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

0 м/c,

734мм 62%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Образование Уроки толерантности

Уроки толерантности

Осенью 2006 года Институт развития системы образования провел исследование толерантности среди российских школьников. Результаты повергли ученых в шок. 73 % опрошенных детей испытывают неприязнь к приехавшим в их города чужакам...

" src=

Осенью 2006 года Институт развития системы образования провел исследование толерантности среди российских школьников. Результаты повергли ученых в шок. 73 % опрошенных детей испытывают неприязнь к приехавшим в их города чужакам. И хотя в Челябинской области в отличие от центральных регионов России конфликты на этнической и конфессиональной почве проявляются достаточно редко, проблеме воспитания толерантности в челябинских школах уделяется очень серьезное внимание.

«В наших школах, в отличие от московских, особых проблем во взаимоотношениях между учениками разных национальных групп и различных социальных категорий нет, – говорит завуч школы № 15 Светлана Палагина. – В данной ситуации акцент педагога на национальной принадлежности, будь то урок литературы или истории, может заставить детей пристальнее присматриваться друг к другу, к своим нерусским однокашникам, выискивая у них недостатки. Это может повлечь за собой волну неприязни и ксенофобии к последним со стороны всего класса, а затем и школы».

Чтобы не допустить конфликтов и насилия на этой почве, в этой школе начали проводить специальные классные часы. Не осталась в стороне и местная общественная организация «XV легион». Периодически «XV легион » подготавливает и проводит социальные акции, направленные на единение и сплочение учащихся школы. «Очень важен и художественно-эстетический компонент, – считает завуч. – Понимание культуры другого народа, проявление интереса к ней способствует принятию другой нации. В качестве связующего звена в диалоге культур важно найти понятный и доступный всем язык. Мы избрали язык танца. Танцевальный ансамбль «Дживан» наглядно демонстрирует пример того, как могут взаимодействовать друг с другом разные культуры».

Нельзя забывать и об учебном процессе. «Из всех школьных предметов, на мой взгляд, большему развитию толерантности способствует литература и история, – отмечает г-жа Палагина. – Хотя последняя лишь частично, поскольку сводится к фактографии, сухому изложению фактов и запоминанию дат. Во многом такие требования к нынешним урокам истории предъявляет ЕГЭ». Неплохим подспорьем для учителя могут стать учебники для пятых-восьмых классов «Мир вокруг тебя», созданные Международной организацией «Красный крест». В них среди прочего затрагиваются и вопросы воспитания терпимости у подрастающего поколения, и социально-нравственные аспекты взаимоотношений с людьми. «В рамках отдельных тем мы проводим факультативные и обязательные занятия, на которых разбираем, как бы повел себя ученик в той или иной жизненной ситуации и чем он при этом руководствовался», – рассказывает Светлана Палагина.

Однако в одиночку с воспитанием толерантности школа не справится. «Важная роль в этом принадлежит родителям ребенка, – убеждена педагог. – Именно они способствуют формированию взглядов на эту проблему внутри семьи. Они зачастую первые могут ограничить ребенка в просмотре тех передач, которые способны повлечь за собой насилие и агрессию».

В одной из школ Челябинска в этой работе участвует музей «Быт и культура народов Урала». «В воспитании толерантности мы прежде всего опираемся на культурно-этнический аспект, – сказала корреспонденту Cheldiplom.ru психолог школы № 67 Ольга Кустикова. – Раз в год проводим фестиваль народов Урала. В нем принимают участие не только ученики, но и учителя и родители. Каждый класс представляет на этом празднике отдельную народность с ее обычаями, бытом и культурой. Фестиваль длится несколько дней».

По этому же пути пошли и школы Советского района. «Важно воспитывать толерантность с раннего возраста, при этом должны прививаться манеры поведения в открытом мире, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе одной из них. – В нашей школе регулярно проводится «неделя искусств», в которой принимают участие дети разных национальностей. У каждого ребенка есть возможность показать окружающим его сверстникам самое интересное и необычное, что веками создавалось и хранилось в его культуре».

Результаты подобной работы педагогов чувствуют дети. «В школе, где я учусь, ученики в основном живут дружно, – отметил десятиклассник одной из челябинских школ Евгений. – У нас есть школьная футбольная команда, в которую входят русские и армяне. И она неплохо играет». Правда, такая идиллия наблюдается не во всех челябинских школах: не так давно в лицее № 11 произошла драка между двумя подростками. Сейчас педагоги пытаются выяснить, что послужило ее причиной: обычная юношеская конкуренция или национальная неприязнь.

Антон НОВИКОВ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления