RU74
Погода

Сейчас+17°C

Сейчас в Челябинске

Погода+17°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +14

0 м/c,

737мм 45%
Подробнее
3 Пробки
USD 89,70
EUR 97,10
Образование Дистанционное обучение – технология будущего?

Дистанционное обучение – технология будущего?

Что такое современные дистанционные технологии образования, по всем ли специальностям можно пройти такое обучение и по каким методикам работают вузы? Эти вопросы обсуждали участники круглого стола на...

" src=

Что такое современные дистанционные технологии образования, по всем ли специальностям можно пройти такое обучение и по каким методикам работают вузы? Эти вопросы обсуждали участники круглого стола на сайте Cheldiplom.ru «Дистанционное образование в Челябинске. Плюсы и минусы».

Для участия в дискуссии были приглашены ведущие специалисты крупнейших вузов Челябинска: начальник центра заочного и дистанционного образования ЧелГУ Шакир Ягафаров, проректор ЧГПУ по заочному обучению Константин Звягин, директор и заместитель директора Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ Виктор Бородкин и Ольга Елагина, директор челябинского филиала и начальник учебной части челябинского филиала Современной Гуманитарной академии Валерий Кожушко и Евгения Елизарова, проректор по информационным технологиям ЮУПИ Татьяна Богданова, главный специалист Министерства образования и науки Челябинской области Елена Тюрина, а также директор кадрового агентства «Труд» Елена Зверева.

Вступительное слово было предоставлено руководителю сайта Cheldiplom.ru Екатерине Тарасовой:

– Сайт Cheldiplom.ru постоянно предоставляет площадку для дискуссий всем образовательным учреждениям города. Сейчас учебные заведения предлагают множество вариантов обучения и получения знаний. Темой сегодняшней встречи стали вопросы: что же такое дистанционное образование, каковы его отличительные признаки, особенности и перспективы развития? Для того чтобы разобраться в этих и многих других вопросах, мы попросили представителей вузов рассказать, что они предлагают современному студенту при дистанционном обучении.

Способы и методы дистанционного обучения

" src=

– Добрый день, коллеги! Я хотел бы затронуть прежде всего правовой вопрос дистанционного обучения, – начал дискуссию директор челябинского филиала Современной Гуманитарной академии Валерий Кожушко. – Еще два года назад никаких нормативных актов по этому поводу не существовало. Накануне круглого стола я узнал, что и сейчас нет никаких регламентирующих документов о дистанционном образовании. Как вы знаете, раньше была методика дистанционного обучения. Так вот, сейчас есть только один документ – положение об утверждении перечня документов о лицензировании. Комплекс документов там ничем не отличается от того перечня, с помощью которого лицензируется классический вуз. И если нет регламентирующих документов, то что тогда дистанционное образование? Есть не совсем правильное мнение, что дистанционное образование – образование, которое получают не выходя из дома. Я с этим категорически не согласен. Да, учиться можно не выходя из дома. Во многих вузах есть огромное число хороших наработок. Еще Лев Толстой в 1862 году в статье о воспитании и образовании писал: «Зачем слушать лекции, когда можно взять учебник и почитать? Любому студенту будет лучше учиться дома, нежели где-то». Прошло немало лет, и слова Льва Толстого подтвержаются. Да, читать лекции на компьютере можно не выходя из дома, но аттестация знаний студента должна проходить в обязательном порядке в учебном заведении. Также там должна быть система распознавания личности студента. Студент должен неоднократно тестироваться и сдавать экзамены. Например, у нас это проходит 45 – 50 раз. Когда я спрашиваю, как проверяют знания студентов в других вузах, пишут ли они курсовые работы, слышу: «А это на их совести». Это не дистанционное образование. У нас студенты приходят на занятия согласно учебному плану. И как положено по закону, консультации и практические занятия проходят в вузе и наших филиалах. У нас много разных компьютерных программ. Для практики любому студенту-дистанционнику определенное число часов в неделю необходимо быть на занятиях. И надо обязательно появиться в вузе, чтобы человека знали. Вот это – дистанционное образование.

" src=

– Я согласен с Валерием Ивановичем в том, что в сфере дистанционного образования действительно много вопросов, на которые нет ответов, – продолжает тему начальник центра заочного и дистанционного образования ЧелГУ Шакир Ягафаров. – Но согласен частично, потому что есть все-таки регламентирующий документ, который определяет использование дистанционных образовательных технологий. Да, действительно, пару лет назад шли споры и обсуждения – что такое дистанционное образование, самостоятельная это форма обучения или нет. В 2005 году был издан приказ министра образования, который определяет порядок использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Поэтому надо определиться с терминологией. Как такового дистанционного обучения, наверное, нет. Есть обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Причем они могут использоваться как в заочной, так и в очно-заочной, очной форме обучения и в форме экстерната. Поэтому дальше при обсуждении я буду говорить о дистанционных образовательных технологиях. У нас в ЧелГУ дистанционные образовательные технологии в соответствии с приказом министра образования уже внедрены. Для обучения с использованием образовательных технологий нужны многие составляющие. Во-первых, должна быть обеспеченность техникой: компьютерами, оргтехникой. Следующее – сети, связывающие эти компьютеры. Дальше – наполненность учебно-методическими комплексами, которые должны быть разработаны, напечатаны в бумажном варианте и размещены в электронном. Следующий компонент – персонал, подготовленный для проведения этой деятельности: руководители, преподаватели и учебно-вспомогательные работники. Все эти компоненты у нас в ЧелГУ присутствуют. В прошлом году на такую форму обучения мы набрали порядка 800 человек. Это студенты-заочники. ДОТ мы распространяем на наши представительства. У нас есть программная оболочка, которая дает возможность сопровождать весь процесс обучения – от поступления абитуриента до выпуска специалиста. Она постоянно пополняется учебно-методическими комплексами, и каждому студенту предоставляется его бумажный и электронный вариант. Также с ее помощью можно пройти промежуточные тестирования, подготовиться к итоговому тестированию по конкретным дисциплинам, изучить текстовый материал, решить задачи.

" src=

– В вузах уже сложилось понимание того, как работать с ДОТ, но я согласна с тем, что проблемы остаются, – говорит проректор по информационным технологиям ЮУПИ Татьяна Богданова. – Например, не существует единых стандартов и организационных подходов к формированию контента, выбору технологий. Остро стоят вопросы по оценке качества образования для Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

В Южно-Уральском профессиональном институте ведется достаточно традиционная подготовка студентов очной и заочной форм обучения. Накопленные электронные образовательные ресурсы института были использованы при создании интерактивного учебного центра института. Обучение в интерактивном учебном центре возможно вне зависимости от удаленности студента от сервера.

Это очень серьезная материально-техническая база, долгосрочное вложение денежных средств. Когда начали работу, выяснилось, что вся наша техника: компьютеры, сети, сервера – нуждаются в обновлении. Так как мы предложили нашим студентам новый вид деятельности, то оборудовали дополнительные автоматизированные рабочие места для самостоятельной работы в аудиториях института.

Есть еще вопросы, о которых мы сегодня обязательно поговорим с коллегами. Например, как соотнести академический час рабочей программы с расчасовкой в электронном учебном курсе? Сегодня для образовательных учреждений существует множество предложений о приобретении готовых учебных курсов. Но, к сожалению, после их сравнения с требованиями государственного стандарта по учебной дисциплине находятся вопросы, которые не отражены в предложенном курсе. Кроме текстографической части, даже если она очень удобно изложена, с гиперссылками, необходимо интерактивное общение. Студент должен самостоятельно изучать теоретический материал, воспользоваться тренингом, пройти самостоятельно тестирование для самопроверки, сделать вывод о том, освоил он программу или нет... Эти тренинги несут не контролирующую, а обучающую функцию: если студент ответил на поставленные вопросы, значит, он может дальше продолжать изучение теоретического материала. Если нет, то программными методами его возвращают обратно – проработать неосвоенные вопросы. Для консультации с преподавателем можно переписываться посредством электронной почты: сформулировать вопрос, получить ответ, предоставить какую-либо работу на проверку, получить рецензию. Это очень удобно, но никоим образом не отменяет традиционную форму общения преподавателя со студентами на консультациях в период экзаменационной сессии. Даже при использовании тестовых технологий контроля знаний сохранена сама обстановка экзамена. Назначено время, место проведения контрольного мероприятия, преподаватель или уполномоченный представитель института, который присутствует на экзамене.

Статистика нашей сети подтверждает, что такой возможностью сейчас пользуются в Южно-Уральском профессиональном институте более двух тысяч студентов заочной формы обучения. Кроме реализации традиционных программ, у нас есть предложения по дополнительным образовательным услугам, то есть тематические курсы. Количество студентов и слушателей здесь порядка десяти тысяч. Это очень немало.

" src=

– Не в обиду всем присутствующим будет сказано, но именно педагогическому институту нужно давать характеристику дистанционного образования – присоединяется к коллегам проректор ЧГПУ по заочному обучению Константин Звягин. – Если взять тематику круглого стола – «За или против», то ответ ЧГПУ – конечно же, за. Но за - обдуманно. Я хотел бы четко разъяснить нашу позицию. Во-первых, как правильно сказали участники круглого стола, на сегодняшний день в законодательной нормативной базе нет дистанционной формы обучения. Если я возьму закон о высшем послевузовском и профессиональном образовании, то мы сможем прочитать: «Дистанционное обучение – совокупность образовательных технологий, при которых целенаправленно, опосредованно или не полностью опосредованно взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места расположения и рапределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций». То есть большая часть педагогической общественности сразу ставит знак равенства между заочной формой обучения и дистанционным образованием (ДО). На сегодняшний день ДО – каждодневная многочасовая работа студента и преподавателя в соответствии с графиком. Это может проходить на различном расстоянии в соответствии с расписанием – это раз. Во-вторых, если у нас есть заочная форма образования, то применять дистанционные технологии мы можем во время общения педагога и студента в сроки учебно-экзаменационной сессии. Хотим мы или не хотим, но должны выполнять государственный образовательный стандарт. Сейчас опыт ДО сводится к тому, чтобы обеспечить методическими материалами студента для его самостоятельной работы. Еще одна позиция: раз мы рассматриваем ДО как образовательные технологии, то говорить о том, что мы организуем нашу основную образовательную программу по этой форме, нельзя. Поэтому даже когда мы говорим о ДО в нашем университете, четко разводим две позиции – применение дистанционных технологий для реализации части основной образовательной программы и применение ДО для оказания дополнительных образовательных услуг. Во втором случае идет 100-процентная выдача информации через ДО.

Следующая проблема, которую стоит затронуть – выбор ДО-технологий. По информации федерального института развития образования, на сегодняшний день мы остановились в большей степени на Интернет-средствах. Идентификация знаний, тестирование качества обучения студентов, общение преподавателей и учащихся и, самое главное, управление учебным процессом – по всем пунктам Интернету можно поставить «отлично». Еще одна позиция – бюджет ДО. Федеральным институтом развития образования были предоставлены цифры: для разработки курса ДО общие затраты на внедрение – до 1000 у.е., на год – 500-3000 у.е. Если для каждого студента необходимо разработать образовательную траекторию, затраты составят 1-10 у.е. Общие затраты равны 20000-50000. Тут же возникает вопрос: может ли образовательное учреждение сразу заниматься становлением системы ДО? Без целенаправленного финансирования это невозможно. Следующая проблемная позиция – кадровый состав ДО. В нашей стране, к сожалению, не предусматривается подготовка педогогических кадров для такой формы обучения. Соответственно, нет образовательных программ для подготовки преподавателей и только сейчас начинаются разработка курсов повышения квалификации и переподготовки. Это минус.

" src=

– Мне бы хотелось развеять некоторые сомнения коллег, – берет слово главный специалист Министерства образования и науки Челябинской области Елена Тюрина. – Очень правильно, что о дистанционных формах обучения заговорили сейчас. Я считаю, что говорить о ДО только в высшем и среднем профессиональном образовании – полная несправедливость, нужно учитывать и ДО в общем образовании. Более того, в Челябинской области есть четырехгодичный опыт использования таких технологий. Это только задатки дистанционных форм обучения, но проблемы, которые стоят перед вами, стоят и в общем образовании. И если мы научимся сами и дадим возможность нашим детям получать образование в дистанционной форме по всем видам обучения, это будет замечательно. Человек сможет потом переобучаться и совершенствоваться, используя ДО. Я понимаю, что объять необъятное невозможно, но мне бы хотелось в ходе обсуждения расширить рамки круглого стола. Согласитесь, что ваши специалисты, окончившие вуз, нуждаются в дальнейшем повышении квалификации. Нужна система ДО: общее – профессиональное – высшее обучение.

Что изучают на расстоянии?

" src=

– В 2004 году, когда сформировался институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ, мы начали внедрение ДОТ в разные специальности гуманитарного и технического плана, – рассказывает заместитель директора Института Открытого и дистанционного образования ЮУрГУ Ольга Елагина. – Соотношение было примерно равным. За два года работы пришли к выводу, что в принципе ДОТ можно внедрять в любую специальность без исключения. Но не по всем дисциплинам. Учебные планы состоят из четырех блоков: общегуманитарные и социально-экономические дисциплины – здесь внедрение очень простое и легкое. Естественно-научные – ДО возможно, но не во всем обучении, так как одно дело – решить задачу по химии и совсем другое – смешать в пробирке два вещества. Следующие – дисциплины общепрофессионального цикла. Экономические, гуманитарные, юридические дисциплины идут очень легко, много расчетных задач, которые просто реализовать с помощью Интернет-технологий. А технические специальности – практически невозможно, так как у них должна быть мощная лабораторная база. Ну и в специальном блоке дисциплин, где учат на конкретного специалиста, например, на банковского служащего, должна быть отработана передача мастерства. ДО в данном случае может использоваться только на этапе передачи теоретических знаний. Поэтому в конечном итоге мы пришли к тому, что сейчас в ЮУрГУ каждая кафедра решает, как будет готовить специалистов с применением дистанционных технологий. Это закреплено в нашем положении о ДОТ, которое мы утвердили в 2007 году. Кафедра сама определяет объем обучения по дисциплинам. Она, к примеру, может решить, что из 60 дисциплин 30 может идти дистанционно, а остальные – с применением ДОТ. Это правильный опыт, так как кафедра несет ответственность за выпуск специалиста, а вуз – ответственность за техническое и методическое обеспечение.

Еще один момент – подготовка методических пособий. Есть интересный результат. У нас семь факультетов готовит студентов по одной определенной специальности, например, финансы и кредит или менеджер. Это значит – как минимум, семь преподавателей читают одинаковые дисциплины. И значит, есть, как минимум, семь видений, как нужно преподавать эту дисциплину. Поэтому мы пришли к такому решению: у нас есть электронно-методические ресурсы, которые мы разработали за два года. Мы предлагаем их преподавателю. Но его право – согласиться с этим учебником или нет. Во втором случае мы требуем, чтобы преподаватель написал свой сценарий ведения дисциплины, руководство под тот учебник или под тот ресурс, который он считает наиболее правильным. Подсказку нам дали, как ни странно, математики. Теперь у нас два вида математики в вузе: одна обычная, учебник, а вторая – в виде своеобразного навигатора по учебнику. Студент идет в библиотеку, берет книжку и, действуя по электронному сценарию-руководству, сам себя учит. И мы пришли к тому, что в этом году начали создавать не полновесные электронные учебники, а вот такие руководства к существующим электронно-методическим учебным ресурсам.

" src=

Для ДО существуют определенные ограничения, прописанные министерством образования, – уточняет директор Института Открытого и дистанционного образования ЮУрГУ Виктор Бородкин. – Это касается перечня спрециальностей, по которым невозможно и не допускается дистанционное обучение и в очной, и в заочной форме, и в экстернате. Вы знаете – физиков, химиков и биологов у нас не готовят заочно. Но даже по этим специальностям допускается использование ДОТ в первом блоке гуманитарных и социально-экономических дисциплин и втором – естественно-научных. А далее – не разрешается. Ограничений по специальностям, я считаю, нет, а вот по дисциплинам есть.

Знания через антенну или кабель

– Я считаю, что дистанционное образование сейчас экономически неэффективно, – говорит директор челябинского филиала Современной Гуманитарной академии Валерий Кожушко. – Я так и не понял, как можно обучаться через Интернет, например. У нас есть представительство, в котором скачивается через спутниковую антенну больше терабайта информации в день. Стоимость этой информации через Интернет – два миллиона триста тысяч рублей. А у нас любой студент может скачать информацию, можно сказать, бесплатно. В современных условиях Интернет-обучение не может существовать автономно. Оно должно идти в паре со спутниковым или телекоммуникационным обучением. Мы единственный вуз в Челябинске, который использует спутниковую технологию обучения. Она собой представляет следующее: у нас есть много представительств и филиалов. В каждом их них поставлена спутниковая антенна, которая настроена на прием. У нас на более чем 300 представительствах поставлены антенны ВСАД. Например, такие антенны есть во многих школах из отдаленных районов. Когда работает эта станция, идет обратная связь. Обучение осуществляется в прямом эфире: вы можете придти и посмотреть на проведение подобных теоретических и практических занятий. Конечно, можно это делать через Интернет, но сколько это будет стоить? Такое оборудование для школы обойдется в 245 тысяч рублей. Ежедневно у нас скачивается и раскладывается по полочкам новая информация. Имея подобную огромную базу, даже в небольшом населенном пункте можно дать качественное образование. В 1998 году была задача сделать образовательное телевидение в Челябинске. Мы предложили всем желающим подключиться к этой программе, так как у нас такое телевидение работало с 1996 года и распространяло свое вещание где-то на четверть земного шара. Прошли годы, образовательного телевидения в области я еще не видел, а наше работает. И сейчас по кабельному телевидению можно посмотреть два наших канала бесплатно. А к вопросу о повышении квалификации – у нас не первый год существует программа. Прежде, чем принять на работу человека, он ее проходит и сдает зачет. Вы говорите – нет законченной системы всех уровней образования? Приходите к нам и посмотрите – у нас все есть! С четвертого класса мы начинаем ДО. Также есть курсы профильного образования. И я, и наше руководство считаем, что один из основных нюансов ДО – контроль. У нас вне зависимости от технологии проводится объективный срез качества образования. Также с удовольствием посмотрел бы наработки в этом направлении у коллег.

" src=

– В зависимости от группы преподаватель решает, как провести то или иное занятие, – добавляет начальник учебной части Челябинского филиала Современной Гуманитарной академии Евгения Елизарова. – Недавно мы стали проводить занятия по системе Платона. Московские преподаватели занимаются со студентами в прямом эфире в определенной аудитории. Учащимся это нравится, нам тоже. Это могут быть обсуждения не только между двумя городами, но и с несколькими городами, соединенными в сетку. Я считаю, что за этой технологией будущее. Каждый месяц количество подобных занятий увеличивается, и это достаточно удобно. По некоторым дисциплинам сложно найти достаточно грамотных преподавателей, а в Москве они есть.

" src=

– У меня другая точка зрения, – продолжает дискуссию проректор ЧГПУ по заочному обучению Константин Звягин. – Можно говорить, какое средство преподавания лучше – Интернет, почта, спутники. Но это только средство для воплощения идеи. Поэтому когда мы прорабатываем систему ДО, определяемся прежде всего с содержанием и методикой обучения. Для педагогов именно эти моменты главные. А насчет средств передачи информации – все зависит от бюджетирования. Если говорить о нашем опыте, то я согласен с ЮУрГУ – любая специальность может быть реализована с применением ДОТ, но с учетом содержания образования. В каждом вузе, я думаю, существует своя программная оболочка реализации. На сегодняшний день мы разработали программную оболочку с кодовым названием «дистанционный лицей». Основная ее специфика в том, что содержание образования выстраивается по модульной системе. Причем каждый модуль достаточно автономен, и их изучение можно выстраивать по решению профессорско-преподавательского состава либо по порядку, либо независимо от порядкового номера. Каждый модуль предлагает теорию в электронном виде, практическую часть в том же виде и определенную форму контроля. Только после освоения текущего модуля можно приступать к изучению следующего. Помимо этой содержательной части в программную оболочку входит раздел, связанный с управлением, – электронный деканат. Мы четко видим, как выполняется та или иная программа конкретным студентом. И последнее – эта оболочка предполагает блок самоконтроля. Студент сам может оценить результат своего обучения, а потом уже пойти на атестацию к преподавателю.

" src=

– Я согласен с коллегами. У нас в ЮУрГУ в этом году принято решение об использовании дистанционных образовательнвх технологий при заочной форме обучения, – заявляет Виктор Бородкин. – В масштабах всего вуза, а это более трех тысяч человек, основная идея – модульный подход. Такая система позволяет студенту дозированно изучать материал. Студент-заочник получает теорию на лекциях, далее он уезжает домой на три-четыре месяца и потом возвращается на зачет. В рамках традиционной системы студент на эти месяцы предоставлен сам себе. После введения модульной системы студент после каждого модуля обязан пройти контрольное мероприятие. Сетевое тестирование, контрольная работа – мы нагружаем студента промежуточным контролем.

При традиционной заочной форме снижается возможность получения студентом консультаций. Она появляется с использованием ДОТ. Через ICQ или специальные форумы, оболочки можно задать вопрос преподавателю. Все это возможно. И соответственно, каждый учебный курс рассчитан таким образом, чтобы студент мог самостоятельно его изучить. Это основные наши подходы.

" src=

– Телекоммуникационные спутниковые технологии – недешевое удовольствие, – соглашается с коллегами Шакир Ягафаров. – Есть кейс-технологии, когда студент получает конкретный учебно-методический комплекс, Интернет-технологии. Мы столкнулись с проблемой: если покупать пособие на стороне, не все воспринимается нашими кафедрами. По каждой дисциплине наши преподаватели разрабатывают авторские учебно-методические комплексы. Это очень дорогое удовольствие. Разработчики получают вознаграждение в вышеуказанных условных единицах, но университет идет на эти затраты. Мы получаем все в бумажном и электронном варианте. Поэтому те студенты, которые поступают к нам на обучение с использование ДОТ, сразу по этим дисциплинам получают комплект учебно-методических комплексов (кейсы). Далее они получают логин и пароли доступа в нашу систему, которая предоставляет им электронный вариант этих кейсов. В них – теория, тесты для самоконтроля, список литературы, контрольные задания, примеры и их решения. Этим студент может пользоваться в период от сессии до сессии. Кроме того, мы не исключили общение преподавателей со студентами. Наши преподаватели выезжают во время сессии в представительства для проведения консультаций для студентов. В Челябинске это лекции, на базе представительств – консультации. Мы считаем, что непосредственное общение с нашими доцентами и профессорами очень нужно студентам, особенно на первых курсах. Таким образом, мы фактически используем несколько технологий.

" src=

– Сочетание сетевых технологий и кейс-технологий – наиболее удачный, по моему мнению, опыт, – считает Татьяна Богданова. – К этому я хотела бы добавить, что в нашем образовательном учреждении внедрена автоматизированная система управления образовательным процессом. Сначала данные абитуриента в приемной комиссии заносятся в программный модуль «Абитуриент», после зачисления – в модуль «Студент». В этот момент у каждого студента автоматически формируется учетная запись на сервере. Логин и пароль – все это учащийся получает вместе со студенческим билетом на руки. Конечно, студенту проще всего снизить свои затраты, если он будет заниматься на базе компьютерных классов института. Что касается экономики процесса: на территории Челябинской области у нас 14 филиалов и представительств. Мы воспользовались технологиями Уралсвязьинформа, построили региональную сеть на основе IP VPN соединения. Таким образом, наши структурные подразделения в области имеют доступ к ресурсам центрального сервера без использования Интернет-трафика.

По ряду общепрофессиональных дисциплин подготовлен виртуальный лабораторный практикум. Это очень большой медиаобъект: его нужно один раз скачать и установить на рабочий компьютер для того, чтобы студент не тратил трафик. Это наше специальное программное решение – гибридный Интернет. Теоретическая часть общения проходит через сетевые технологии, а вот практическую часть для объектов, использующих большой трафик, мы предоставляем на локальных носителях – дисках.

Дистанционные образовательные технологии: про и контра

– Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) позволяют сделать более гибким рабочий график, – продолжает Татьяна Богданова. – Это дает возможность использования широкого спектра различных медиаресурсов, свободу передвижения, расширение зоны охвата, новые целевые аудитории. Это новые методы передачи знания. Вообще все, что связано с новациями – всегда интересно и полезно. Когда мы говорим о дистанционных технологиях, речь идет о воспитании и закладке основы информационной культуры. Соответственно, если мы готовим специалиста, который должен быть востребован в ближайшем будущем на рынке труда, то хотим мы этого или нет – действительность обязывает нас научить нашего выпускника пользоваться новым оборудованием и технологиями. Сегодня общество разделилось на тех, кто знает, что такое Интернет, читает новости, переписывается, и на тех, кто этим ресурсом не пользуется. Если учесть, что про каждого абитуриента мы не сможем сказать, была ли у него такая возможность ранее, значит, мы обязаны его в эту среду погрузить. Хотят наши студенты или не хотят, они научатся это делать потому, что вуз им такую возможность предлагает и настойчиво заставляет эти технологии использовать.

Минусы – у вузов есть проблема в решении организационных вопросов. Нет элементарных нормативов по трудозатратам преподавателя при подготовке электронного курса. Есть проблема, связанная с индивидуальными особенностями восприятия информации в таком виде у учащихся. Есть проблема с мотивацией к такому стилю обучения. Естественно, все эти проблемы на порядок усложняют задачи преподавателя.

" src=

– Я бы вообще не говорила о минусах, так как минусов в образовании нет, – говорит Ольга Елагина. – ДОТ снимают болевые точки классического образования. Почему мы в этом году решили на всей заочке вводить ДОТ? Потому что студент-заочник брошен. А благодаря компонентам ДО мы помогаем ему быть постоянно в курсе событий. Но при этом растут и наши проблемы. Я согласна с тем, что есть ряд преимуществ. Остановлюсь на двух – доступность и гибкость. Но даем ли мы эту самую доступность и насколько мы гибки на сегодняшний день? Что декларируется, когда мы читаем рекламные объявления? Что всем даются равные возможности, что учиться могут домохозяйки, инвалиды, военнослужащие, заключенные, иностранцы и так далее. Например, у нас учились вахтовики. Пока люди находятся не на вахте, они могут подключаться к Интернету. Но на Севере им тоже хочется продолжить обучение. Они нашли интересный способ – купили ноутбуки, подключились через спутниковую связь к Интернету. Здесь встает вопрос затратности на первом этапе: студент должен быть материально обеспечен. Ему нужен компьютер с программным обеспечением и выходом в Интернет. Поэтому равные возможности достаточно условны на сегодняшний день. Далее: у нас многие студенты получают одновременно несколько образований. Они сравнивают содержание курсов. Мы должны быть очень хорошо методически подкованы для того, чтобы дать качественное образование. У нас тоже работает модульный принцип, о котором мы уже говорили. Также должен соблюдаться принцип интерактивности, причем не только на уровне человек – человек, когда студент может получит консультацию, но и человек – средство обучения. Сейчас продукт сам обучает студента. Роль преподавателя, естественно, меняется: он становится не обучающим, а консультирующим и контролирующим. Мы выходим опять на болевую точку – преподаватель. Действительно, не все преподаватели сегодня замотивированы на подобную работу со студентами. Вот тут я, пожалуй, не соглашусь с тем, что старшее поколение отторгает нововведения. Если человеку интересно, то без разницы, сколько ему лет. У нас есть 60-летние профессора, которые разрабатывают великолепные комплексы и работают с удовольствием, передают свои знания другим. И есть молодежь, которая не хочет так работать. Еще один момент, который тоже ставит под сомнение доступность ДОТ: мы сейчас принимаем студентов на основе вступительных испытаний. На мой взгляд, это можно оспорить – доступность и открытость предполагает, что учиться могут все. Нашел в Интернете то, что тебя интересует, появился, оплатил (а дистанционное обучение всегда платное), и ты уже студент. А дальше – захватил тебя материал или нет, справляешься ты с тем содержанием, которое тебе предлагают, или нет. Здесь уже идет естественный отсев, как показывает опыт зарубежных стран. Если 60 процентов студентов заканчивают этот курс – он качественный. Если нет – надо исправлять положение дел. Я согласна с тем, что у ДОТ высокая трудозатратность, которую очень трудно посчитать. Для того, чтобы создать действительно полновесный мультимедийный комплекс на один час, как посчитали американцы, потребуется 1000 часов работы профессионалов. Среди них преподаватель, художник, программист, методист – целая группа, которая делает одночасовой мультимедийный продукт. Это действительно очень сложно. И еще. На сегодняшний день на рынке образовательных услуг мы видим совершенно разные программы. Как правило, это гипертексты, очень редко – виртуальные лаборатории. Они очень дорогие. Причем качество этих текстов также не проходит какие-то внешние экспертизы. Продукт создали и выпустили на рынок. Встает проблема, насколько он действительно соответствует стандарту и кто его будет проверять. Сейчас каждый понимает госстандарт так, как ему угодно.

Екатерина Тарасова:

– Оправданы ли большие трудозатраты для производства этого высокотехнологичного продукта?

– Давайте рассмотрим две категории затраты, – отвечает Ольга Елагина. – Первая – при создании учебника, а вторая – при преподавании. Начну со второго. Первый год для преподавателя очень тяжелый, отрабатывается педагогическая технология. Тогда он пробует себя как дистанционный преподаватель. Он должен продумать сценарий, войти в эту систему, набрать банк ответов на контрольные работы. Студенты задают часто одни и те же вопросы и делают одни и те же ошибки. Поэтому в первый год преподаватель должен все это систематизировать, отладить, набрать, скопить. Второй год – уже легче. Часть работы уходит за ненадобностью. Когда мы работали с юристами, они в первый год обучения предложили студентам за семестр написать 10 рефератов. Это смешно. В результате у них остался один реферат, два теста и эссе. Так что первый подготовительный этап действительно очень трудозатратен. Потом преподаватель работает по схемам и может действительно стать не обучающим, а контролирующим и консультирующим. А к учебникам у меня двойственное отношение. Как я говорила – учить можно по любому учебнику. Другое дело, что не все книги студенту доступны.

Главный редактор 74.ru Сергей Крапивин:

– Повысит ли дорогостоящее программное обеспечение стоимость обучения?

– Нет. И это не альтруизм, – объясняет Ольга Елагина. – Во всем мире ДО дешевле, чем обычное обучение. Студент не приезжает, не проживает, что очень дорого. Кроме того, вуз экономит свой аудиторный фонд, не тратит деньги на командировки преподавателям. Для того чтобы в филиале или представительстве педагог прочитал лекцию, он должен уехать на два дня. Здесь получается, что он приезжает один раз на консультацию перед экзаменом, потому что у студента уже есть учебник и руководство, как этим учебником пользоваться.

" src=

– А для работодателя, принимающего в свою фирму выпускника, который освоил ДТО, главное – навыки, – говорит директор кадрового агентства «Труд» Елена Зверева. – В процессе учебы это формируется следующим образом: понимание-знания-умения-навыки. Каждому работодателю необходимо, чтобы работник прошел необходимый период адаптации и сразу включился в работу. Сейчас работодатель настолько искушен, что ему хочется вкладывать как можно меньше средств в обучение сотрудника с получением максимальной отдачи. По этому поводу перед круглым столом я опросила своих клиентов из разных областей – инженерной, торговой и аудиторской. Все они хотят видеть идеал – человека, закончившего государственный вуз на очном отделении с красным дипломом и огромной мотивацией к работе.

Не так страшна ВТО…

" src=

– Насколько я помню, в советской школе давали мало, – вспоминает Валерий Кожушко. – Сейчас же дают еще меньше. Но ДО при этом ценно тем, что человек сам добивается всего. Как говорил один товарищ, вернувшийся из Америки – меня в этой стране научили трудолюбию. Там четко ограничены все рамки. Если нужно сдать контрольную работу в это время – немного опоздаешь, и твою работу не примут. Классическое образование сейчас готовит людей, которые разучились работать. В советское время получение образования считалось тяжелым трудом, и около 40 процентов студентов не могли закончить свое обучение. Когда меня спрашивают, отчисляю ли я студентов, я отвечаю «да». А люди удивляются – зачем, это же деньги? Перспективы – за массовым ДО. Я считаю, что в скором времени классическое образование станет дорогостоящим штучным товаром. И это будут исключительные специальности наподобие ядерной физики. Для всех остальных будет объявлено всеобщее образование. У высшего образования появится совершенно другой уровень мышления. Конечно, такой работник более ценен. Россия готовится вступить в ВТО. Правительство заботится о промышленности и совершенно не задумывается о развитии высшего образования. Я думаю, что по примеру Америки к нам скоро придут объединенные университеты. Например, в Екатеринбурге я уже видел объявление о наборе в Шведский университет.

" src=

– Начну с минусов, – рассказывает Константин Звягин. – У россиян своеобразный менталитет. Дневное отделение для студентов все равно останется предпочтительнее. ДО будет набирать обороты, но как вуз мы выдаем каждому диплом государственного образца и очникам, и заочникам. Поэтому должны гарантировать и качество ДО. Чем больше у студента свободного времени – тем меньше контроль. Есть огромная вероятность того, что студенты не будут сами обрабатывать этот материал. Плюсы вы перечислили, а что касается перспектив – для развития ДО необходимо стратегическое партнерство вузов, работодателей, студентов. Я думаю, что ДО станет полноценной самостоятельной формой обучения.

" src=

– Уважаемые коллеги, конкуренции не надо бояться, – замечает Виктор Бородкин. – Вот смотрите: если западные автомобили не выросли бы вдвое в цене после прохождения таможни, наш автомобильный рынок давно загнулся бы. Это небольшая ремарка, конечно. Западные вузы будут давать образование по огромной цене. Не думаю, что каждый студент сможет себе позволить в них учиться. Поэтому западное образование так и останется элитным. А за ДО – будущее.

– Дело не в увеличении количества образовательных услуг, а в улучшении их качества, – продолжает мысль Ольга Елагина. - И мы можем конкурировать друг с другом и при этом сотрудничать.

" src=

– Я бы разделил плюсы и минусы для студентов и преподавателей, – комментирует вопрос Шакир Ягафаров. – Для студентов плюс в том, что он слушает лекцию, получает учебно-методические комплексы по дисциплинам, доступ к электронным ресурсам университета, имеет возможность самотестироваться в период между сессиями, задавать вопросы преподавателям через Интернет. Это дает возможность получения качественного образования. Также я хотел бы отметить, что любой студент, обучающийся с использованием ДОТ, вне зависимости от его желания вынужден приобщаться к самым передовым информационным и коммуникационным технологиям. Для вуза минусом, конечно, являются материальные затраты. А плюс – приведение в порядок учебно-методических комплексов. В университете разработана система «Ментор», которая позволяет читать лекции и транслировать их через Интернет в мультимедийные аудитории наших представительств. Эти лекции студенты могут принимать на свои персональные компьютеры, подключенные к Интернету. Система «Ментор» позволяет транслировать речь преподавателя, т.е. передавать звук и слайды. При этом у студентов есть возможность задавать вопросы лектору и получать на них ответы в процессе чтения лекции. Для потребителя стоимость прослушивания такой лекции будет составлять порядка 20-30 рублей. Это гораздо дешевле, так как не нужно передавать видеоизображение и выезжать преподавателям в представительства. Внедрение этой системы чтения лекций студентам, обучающимся с использованием ДОТ, намечено на второй семестр этого учебного года. В настоящее время идет подготовка лекций по дисциплинам, по которым разработаны учебно-методические комплексы. Отмечу, что в ЧелГУ ДОТ будут развиваться, но стопроцентного охвата, скорее всего, не будет. У ДОТ есть свои особенности, которые не всех могут устроить, поэтому часть студентов предпочтет традиционную заочную форму обучения. По некоторым оценкам, во всем мире охват ДОТ составляет порядка 30-40 процентов.

" src=

– Технологии ДО будут сохраняться и развиваться, – резюмирует Татьяна Богданова. – Слишком много у этой формы обучения плюсов. Для студента появляются новые возможности, для преподавателя – широкое поле для инновационной деятельности, а для учредителя – эффективные долгосрочные капиталовложения. И государство не останется от этой проблемы в стороне. Россия вступает в ВТО, и вскоре все вопросы по правовому регулированию ДОТ будут решены. Для осмысления и обработки всех накопленных статистических данных по внедрению относительно новой образовательной технологии еще понадобится время.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления