RU74
Погода

Сейчас+16°C

Сейчас в Челябинске

Погода+16°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

5 м/c,

ю-з.

738мм 36%
Подробнее
5 Пробки
USD 90,92
EUR 98,90
Образование Факультет коммерции ЮУрГУ: формат образования по европейским стандартам

Факультет коммерции ЮУрГУ: формат образования по европейским стандартам

Грядущее вступление России в Болонский процесс повлекло за собой массу споров и обсуждений в образовательной среде. Вместе с тем к Болонскому соглашению присоединились уже более 46 стран мира. Очевидно, что в этой ситуации игнорировать европейские стандар

" src=

Грядущее вступление России в Болонский процесс повлекло за собой массу споров и обсуждений в образовательной среде. Вместе с тем к Болонскому соглашению присоединились уже более 46 стран мира. Очевидно, что в этой ситуации игнорировать европейские стандарты образования нельзя. Надо понять их, оценить их соответствие отечественным канонам образования и стремиться соответствовать. В этой ситуации факультет коммерции Южно-Уральского государственного университета, детально изучив специфику европейской системы образования, сделал «ход конем»: с 2007 года вся параллель первого курса одного из самых крупных экономических факультетов ЮУрГУ перешла на обучение по полной «Болонской схеме».

В России процесс перехода системы высшего профессионального образования на европейские образовательные стандарты начался несколько лет назад. Первопроходцами в этой области стали известные московские и санкт-петербургские вузы: Российский университет дружбы народов, Санкт-Петербургский электротехнический университет (ЛЭТИ) и др. Всего же более 60 отечественных вузов активно занимаются внедрением европейского формата обучения. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Болонский формат предусматривает принципиально иной взгляд на образование, во многом более глубокий и многоаспектный подход к изучению материала и оценке знаний студентов. Одновременно значительно увеличиваются права и возможности обучающихся, а главное – существенно повышается прозрачность всей образовательной системы.

Южно-Уральский государственный университет официально, по приказу Министерства образования и науки РФ, вошел в общероссийский эксперимент по расширению инновационной деятельности вузов и переходу на систему зачетных единиц в прошлом году. Европейскую модель образования первым внедрил факультет коммерции. С 2007 года весь первый курс факультета, а это более 900 человек, перешел на обучение по полной «Болонской схеме». О первых итогах и перспективах перехода рассказывает декан факультета коммерции ЮУрГУ профессор Виктор Михайлович Каточков.

– В традиционном, привычном всем нам варианте обучения студент приходит на лекцию и слушает учебный материал в интерпретации преподавателя. Впоследствии полученные знания закрепляются на практических занятиях, и далее материал «сдается» студентом на экзамене и зачете. При этом качество процесса зависит от многих отнюдь не бесспорных составляющих: прилежания студента, заинтересованности преподавателя в постоянном обновлении материала, везения на экзамене…

Согласно «Болонской схеме», в которой большее внимание уделяется самостоятельной работе, преподаватель заранее готовит информационный пакет по дисциплине, который выкладывается на единый информационный портал факультета. Студент же заблаговременно получает материал к занятию, готовится, изучает литературу и приходит уже знакомый с темой. Задача же преподавателя – проработать наиболее сложные моменты, акцентировать внимание на проблемных вопросах, изложить разные точки зрения специалистов. В результате получается более качественное и глубокое освоение материала.

Кроме того, знания студента оцениваются не в привычной нам четырехбалльной шкале от двойки до пятерки, а по балльно-рейтинговой системе. И баллы студенту тоже приходится зарабатывать. Получается, что вместо традиционной лотереи – когда обучающийся вытягивает «счастливый» или «несчастливый» для него билет на экзамене, мы приходим к последовательной и постоянной системе учета заработанных баллов и выстраивания индивидуального рейтинга студента. А это способствует повышению объективности оценки знаний, мотивации студентов к систематической самостоятельной работе над материалом в течение семестра, к исследовательской деятельности.

В настоящее время специалистами ЮУрГУ по заданию факультета разработан портал, где представлена полная картина успеваемости студентов. Такой информационый ресурс – неотъемлемая составляющая качественного образовательного процесса. Портал доступен преподавателям и студентам. В нем можно разместить задание к следующему занятию и посмотреть, сколько баллов набрал студент за предыдущую тему, вывесить примерные темы рефератов и задать преподавателю сложный вопрос. Естественно, что каждому студенту доступен только «его» раздел портала, а преподавателю – все, что касается его дисциплины. Таким образом, портал делает образование прозрачным, открытым. Студент всегда может узнать свои задолженности, выяснить, за что получена та или иная оценка.

Действует на факультете и такой обязательный элемент европейской системы образования, как служба академических консультантов – тьюторов. В вузах, работающих по традиционной отечественной схеме обучения, осваивать программу и решать возникающие проблемы студентам обычно помогает куратор, который живет проблемами своих подопечных, всегда в курсе их успеваемости.

В отличие от куратора тьютор – это преподаватель, который еще и помогает выстраивать образовательную траекторию студента. Ведь по «Болонской схеме» студенты сами выбирают необходимую траекторию обучения, планируют изучение тех или иных дисциплин. Это могут быть дисциплины, в знании которых заинтересован его потенциальный работодатель, или те, которые просто интересны студенту. В этой ситуации тьютор помогает каждому студенту выбрать последовательность изучения дисциплин, чтобы сделать их изучение максимально эффективным. Тьютор знает и выстраивает логику профессии.

«Тьютор», «кредиты» (с ударением на первом слоге)… С присоединением России к Болонскому соглашению многие отечественные вузы вплотную столкнулись с этим терминами, но интерпретировали их по-своему. Одни вузы просто пересчитали существующие стандарты обучения в кредиты: стали ставить в зачетки «4», в скобочках 75 баллов – «хорошо». Суть образования при этом не изменилась. Да и преподавание осталось прежним.

Факультет коммерции не пошел по этому заманчивому, но абсолютно бесполезному пути. Мы изменили саму систему получения знаний. Согласно европейским стандартам образования, студент учится сам, а преподаватель ему помогает, компетентно разъясняя непонятные места, акцентируя внимание на самых значимых моментах, поясняя и дополняя изученное. Именно поэтому наш девиз – «научить учиться». И отличие факультета коммерции состоит именно в том, что мы предлагаем студентам обучение по полной «Болонской схеме», в европейском формате.

Как известно, Болонская система обучения обеспечивает академическую мобильность студента. Поучиться два года в России, потом уехать в Германию и закончить там один-два семестра, а диплом получить в «родном» вузе – теперь это реальность. Но чтобы наших студентов принимали и засчитывали им предыдущие результаты обучения, чтобы к нам приезжали учиться, мы должны соответствовать международным стандартам качества. Поэтому, действуя вполне осознанно, мы несколько лет назад прошли сертификацию образовательной деятельности по российской системе менеджмента качества. А совсем недавно – прошли сертификацию по международной системе менеджмента качества. Это была очень сложна и ответственная проверка, но мы ее с честью выдержали. Факультету по праву есть чем гордиться. Международную сертификацию качества образовательной деятельности довольно редко проходят в вузовской среде. Факультет коммерции прошел ее в сложнейшей международной сертификационной организации TUV Reinland Group, сертификационные документы которой признаются во всем мире.

Академическая мобильность в едином европейском образовательном пространстве требует от студентов хорошего владения иностранным языком. Как правило, для прохождения стажировки в западно-европейских вузах требуется знание хотя бы одного иностранного языка – чаще всего, английского. Хотя возможны варианты. Приглашенные же профессора обычно читают лекции на английском языке с переводчиком.

Хочу заметить, что знание иностранного языка очень важно не только для иностранных стажировок. Владение им – замечательная возможность читать в подлиннике профессиональные сайты, вести деловые переговоры, участвовать в международных выставках. Это возможность более уверенно чувствовать себя на собеседованиях с потенциальным работодателем. Поэтому, по желанию студентов, мы предлагаем параллельно с основным образованием получить усиленную языковую подготовку и дополнительное образование «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Но вернемся вновь к Болонскому процессу. Перспективный проект факультета – двусторонние международные стажировки студентов и преподавателей – постепенно набирает обороты. В октябре этого года факультет коммерции ждет гостей: приедет первая группа студентов из университета штата Мэриленд. Планируются совместные занятия, круглые столы, конференции, насыщенная досуговая программа. Ведется подготовительная работа к летней и осенней стажировкам студентов факультета в Германии и Греции. А преподаватели планируют в конце осени обмен опытом со специалистами в области маркетинга из Нидерландов.

Почему именно эти страны? Дело в том, что их системы образования изначально были достаточно близки российской. Но на «Болонские рельсы» они стали переходить значительно раньше. И, естественно, сталкивались с похожими трудностями, проблемами, нестандартными ситуациями, знают из них выход. Поэтому и общих интересов у нас существенно больше.

" src=

Неоспоримое достижение факультета – востребованность его выпускников на рынке труда. К слову, свою миссию – обеспечение потребности регионального бизнес-пространства в квалифицированных кадрах – факультет исправно выполняет вот уже 14 лет. На динамичном рынке образовательных услуг этот срок говорит о многом.

Мы обучаем студентов по 18 образовательным программам, и все они неизменно востребованы работодателями. Изначально факультет открывает только те образовательные программы, которые нужны рынку – сейчас, через год, через 15 и 20 лет. Это наш основной и непреложный принцип. Поэтому если мы географически оказались на юге России, то выпускаем специалистов по товароведению и таможенной экспертизе во внешнеэкономической деятельности. Они нужны региональным предприятиям. Если мы выпускаем специалистов по рекламе, то они все работают по специальности, ни один попкорном в переходе не торгует. То есть диплом «безработного» студенты у нас не получают.

К производственной практике студентов факультет подходит очень рационально, расценивая ее не только как часть учебного процесса, но и как часть будущего трудоустройства. Начиная со второго курса студенты проходят практику на прогрессивных, успешно работающих на рынке труда предприятиях. Во время практики происходит знакомство с реальным бизнесом, оценка своих возможностей в нем, своих интересов. Соответственно, и предприятие подбирает себе будущих сотрудников. Таким образом, к четвертому курсу большая часть студентов уже знает, где будет работать, и чаще всего работает, то есть практически трудоустроена.

Кстати, мониторинг трудоустройства и последующей трудовой деятельности выпускников – обязательная составляющая болонского соглашения и системы менеджмента качества факультета. Мы уделяем этому вопросу достаточно много сил: несколько раз в год проводим анкетный опрос работодателей – узнаем, что руководителям предприятий нравится или не нравится в наших студентах. Кроме того, мы регулярно анализируем развитие рынка труда и потребности в специалистах. Наконец, поддерживаем теплые, дружеские отношения с выпускниками.

Накануне приемной кампании самое время узнать о новых образовательных программах, которые факультет предложит своим будущим студентам.

Одна из образовательных новинок этого года – специализация «связи с общественностью в коммерческих структурах». На региональном рынке специалистов по пиару готовят многие учебные заведения, но не спешите делать выводы. Прежде чем начать подготовку по специализации «связи с общественностью в коммерческих структурах», мы тщательно изучили и региональный рынок труда, и образовательные предложения вузов города. И оказалось, что большинство промышленных, торговых и финансовых предприятий региона самое пристальное внимание уделяют формированию и укреплению своего имиджа, развитию корпоративной культуры и позитивных отношений с персоналом, укреплению сотрудничества с деловыми партнерами и постоянными клиентами. И часто не имеют компетентных специалистов достаточной квалификации для того, чтобы делать это правильно.

Между тем в большинстве вузов города, ведущих подготовку специалистов по связям с общественностью, существенный уклон в преподавании делается на организацию политических пиар-компаний, формирование имиджа политика, работу с прессой. И ничтожно малое внимание уделяется вопросам управления пиар-деятельностью коммерческих предприятий: работе в условиях кризисных ситуаций, информационному сопровождению взаимоотношений с инвесторами, управлению внутренними коммуникациями внутри коллектива предприятия, организации положительного общественного мнения и поддержки деятельности предприятия органами власти, прессой, общественными организациями, меценатами. А ведь это важнейшее направление, у него свои законы и методы.

Мы будем готовить специалистов по связям с общественностью для коммерческих предприятий всех форм собственности и отраслей региональной экономики: для банков, страховых компаний, промышленных предприятий, торговых сетей. Почему? Задачи специалиста по пиару в коммерческих организациях – это работа с внутренней средой, наращивание марочного капитала бренда, упрочение позиций среди инвесторов, работа с постоянными партнерами, информационное управление кризисными ситуациями... Сегодня работодателям эти специалисты очень нужны. И, кстати, руководитель пиар-службы крупного предприятия обычно находится в ранге заместителя руководителя.

Вторая образовательная программа, которая чрезвычайно востребована региональным рынком труда – редчайшая специализация «производственная логистика».

Логистический рынок в регионе растет мощнейшими темпами. Южный Урал традиционно является крупным транспортным узлом, местом активной коммерческой и торговой деятельности. Неслучайно сейчас на территории одного только нашего города строятся сразу несколько логистических центров класса А. Примыкают к ним логистические центры класса В. Недавно нашим специалистам по логистике московский деловой журнал MosCapWorld поручил сделать обзор регионального рынка логистических услуг. Его результаты весьма интересны – региональный логистический рынок растет активными темпами и еще далек от насыщения. А специалистов в области логистики, несмотря на перспективность отрасли, практически нигде не готовят. Не случайно мы уже почувствовали большой интерес к этой специализации как со стороны работодателей, так и со стороны родителей абитуриентов.

Еще одна новинка этого года – специализация «организация и управление ресторанным бизнесом» в рамках специальности «экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания». Сферой общественного питания факультет коммерции занимается уже много лет. Специальность «технология продуктов общественного питания» давно является одной из наиболее востребованных абитуриентами. Однако в ее рамках в соответствии с квалификацией «инженер» сложно дать выпускникам большое количество знаний по экономике, менеджменту, управлению финансами на предприятиях общественного питания, в частности, в активно развивающемся сейчас ресторанном бизнесе.

Между тем практика показывает, что быстрорастущий ресторанный рынок часто испытывает недостаток именно в грамотных управленцах. Порой есть и компетентные технологи, и талантливый шеф-повар, и дизайнер интерьеров поработал на совесть. Но нет грамотного менеджера – того, кто умеет объективно оценивать конкурентную ситуацию в ресторанном бизнесе, рационально распределять имеющиеся ресурсы, планировать финансовые инвестиции, грамотно строить стратегические планы развития. И как следствие – закономерный итог: часто ресторан с прекрасной кухней и интересным, узнаваемым лицом через несколько лет исчезает, не выдержав конкуренции с более сильными игроками.

Поэтому основной прицел в специализации «организация и управление ресторанным бизнесом» будет сделан на мощное экономическое образование, обучение управлению финансовыми потоками, организацию работы с кадрами, долгосрочное маркетинговое планирование, бренд-менеджмент.

Появится на факультете с этого года и специализация «управление качеством в сфере быта и услуг». Ее выпускники будут востребованы в оптовой и розничной торговле, общественном питании, в медицинских и образовательных учреждениях, салонах красоты, фитнесс-центрах, туристических фирмах, страховых компаниях, дизайнерских центрах и так далее – везде, где населению оказываются услуги.

Специализация «управление качеством в сфере быта и услуг» в рамках специальности «управление качеством» сегодня особенно актуальна. Абсолютное большинство промышленных предприятий нашего города сертификацию своей деятельности по системе менеджмента качества уже прошли. Без этого они не смогли бы предлагать на рынок свою продукцию. На них давно и успешно работают специалисты по управлению качеством, поддерживая системы качественного управления в работоспособном состоянии.

Ситуация в сфере услуг в этом плане принципиально иная. Химчистки, парикмахерские салоны, торговые предприятия, учебные центры только начинают осознавать, что формирование системы качественного менеджмента (а именно так интерпретируется специалистами привычное слуху выражение «система менеджмента качества») необходимо не столько для потребителей, рекламы, деловых партнеров и т.д., сколько для самого предприятия. Внедренная система менеджмента качества – это порядок в управлении, документообороте, бухгалтерии, это качественная работа с потребителем и отсутствие нареканий с их стороны. При том, что любая услуга – продукт весьма специфический, в качественном ее оказании есть много подводных камней. И подготовка специалистов для этой отрасли тоже является очень актуальной, профильных специалистов по управлению качеством мало.

Впрочем, всего не расскажешь. Лучше всего прийти в ЮУрГУ и лично познакомиться с деятельностью одного из самых успешных факультетов Уральского региона.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления