RU74
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Челябинске

Погода+8°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

2 м/c,

южн.

745мм 53%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,26
EUR 98,83
Образование Александр Базаев, первый проректор ЧЮК-ЮУПИ-МПГУ, действительный государственный советник Челябинской области: «Могу читать студентам около двух десятков дисциплин!»

Александр Базаев, первый проректор ЧЮК-ЮУПИ-МПГУ, действительный государственный советник Челябинской области: «Могу читать студентам около двух десятков дисциплин!»

" src=

Звание действительного государственного советника Челябинской области почетно хотя бы тем, что его обладателей не так уж много. Для Александра Базаева этот высший чин гражданской службы – своеобразный показатель заслуг перед родной областью, которая оценила и признала его труд. Но, поступая в 1979 году в ЧГПИ, ни о каких наградах Александр и не думал: все мысли занимала наука история.

– Выбор профессии был обусловлен любовью к такой дисциплине, как история. Мне вообще нравилась эта наука, и после восьмого класса у меня уже не было сомнений, что я пойду в педагогический институт и буду историком, – рассказывает Александр Григорьевич. – Кроме этого, у нас был особенный факультет – историко-педагогический. То есть он готовил не просто учителей истории, у нас еще добавлялась специализация «методист воспитательной работы», которая позволяла глубоко изучать аспекты, связанные с методикой воспитания. В те годы подобных факультетов было несколько на всю страну.

Уникальный факультет предполагает огромный конкурс при поступлении?

– Получилось так, что на этот факультет можно было поступать только по направлению бюро обкомов комсомола, а мне еще в школе нравилось заниматься комсомольской работой. И вот со всей страны туда приезжали ребята. Там был огромный конкурс, формально он составлял 3-4 человека, фактически был 10 человек на место.

После поступления на заветный факультет началась студенческая жизнь. Как один из самых ярких моментов студенческих лет вспоминает Александр Григорьевич прохождение практики во Всероссийском пионерском лагере «Орленок».

– Наш факультет ездил на практики в «Артек» и «Орленок», это были пионерские лагеря ЦК комсомола, фактически лучшие лагеря нашей страны. И шесть месяцев проработать там было достаточно важным и с точки зрения формирования профессиональных качеств, и для понимания педагогической профессии.

Я работал в «Орленке» пионерским вожатым в дружине «Комсомольская» – а это 720 детей. Причем в «Орленке» обычно были дети от 12 до 16 лет, но были и иностранные делегации. Так, у нас были вьетнамцы, в возрасте старше 30 лет. Они – ветераны войны с американцами, все в орденах и медалях. А рабочий день – это песня! Планерки, фестивали, праздники, походы, соревнования… Считалось, что «Орленок» – это школа комсомольского и пионерского актива, и там проходили увлекательные занятия, встречи с интересными людьми. К нам приезжали знаменитые актеры, режиссеры, композиторы. В частности, Владимир Шаинский, Борис Грачевский…. В конце каждого дня было такое мероприятие «Вечерний огонек», когда на костровом месте все отряды собирались вместе и подводили итоги дня, рассказывали, чем он им запомнился. С точки зрения методики воспитательной работы и воспитательного эффекта это было очень ценной, интересной находкой. Еще у нас были свои «орлятские» песни, например, «Звездопад», «Радуга», «Вечер бродит», «Милая моя». Знаете такие? – спрашивает Александр Григорьевич и начинает тихонько напевать слова песни «Вечер бродит».

24 газеты, 29 журналов и рыба с душком

А как проходил процесс обучения в институте?

– О, это для меня отдельная тема. У нас очень любопытная группа сформировалась. На четвертом курсе из 25 человек 18 были отличниками. Каждое семинарское занятие проходило как научная конференция. Я сейчас много принимаю участие в конференциях, и могу сказать, что уровень наших научных выступлений на семинарских занятиях первого курса зачастую был значительно выше, чем на многих сегодняшних научных конференциях. На первом курсе девчонки у нас плакали, когда не могли выступить на семинаре. Представьте, они добросовестно готовились по учебнику, а преподавателю было интересно услышать не учебную, а научную, концептуальную точку зрения. Парни в основном предлагали вниманию преподавателя мнения такого характера, и завязывались настоящие дискуссии. А девочек не спрашивали. И у нас были на этой почве серьезные конфликты. Девчонки перед началом семинара подходили к нам и на полном серьезе говорили «Вы руки не поднимайте! Мы что, зря всю ночь сидели и т.д.»

Как у историка, у вас, наверное, есть какой-то излюбленный временной период?

– Помню, на первом курсе я очень увлекся историей древнего мира. Вот есть в истории такой период – называется Ахейская Греция, по сути это первый этап зарождения Греции как рабовладельческого государства. Я очень много этой проблематикой занимался, и меня даже хотели на первом курсе послать на учебу в аспирантуру в МПГУ по этой специальности. И только то, что я был первокусником, не позволило этого сделать. А разговор с деканом факультета Лидией Анатольевной Туркиной, очень своеобразной женщиной, на эту тему был. Ну, а в целом, понимаете, от процесса познания можно получать такое удовольствие! Научный поиск, научное познание… – это что-то невообразимое. Я, обучаясь на третьем курсе, выписывал домой 24 газеты и 29 журналов! Я это все читал, и испытывал колоссальное удовольствие от учебы! В нашей группе очень ценились знания, это уникальное явление.

От сегодняшних студентов преподаватель может чему-то научиться?

– Конечно, истина-то старая: процесс обучения двусторонний. Есть преподаватель, есть студент. Вопрос другой: в группе, как правило, в общей совокупности 10 – 20% студентов – слабый потенциал, 70% – середнячки и 10 – 15% – это талантливые ребята. Вот эти 10 – 15% тебе подсказывают, задают интересные вопросы.

Можете вспомнить вопрос, которым озадачил вас студент?

– Хм, один раз мне задали такой вопрос: вот вы рассказываете про Грецию, а какое у греков было самое любимое кулинарное блюдо?

Наверное, что-то морское?..

– Молодец! Главное – оказалось, что речь идет о том, что греки по-особому солили рыбу в бочках, и получалась такая рыба с душком, несколько протухшая. У них это считалось любимым и распространенным блюдом.

Откуда берутся директора и политики?

Получив в 1984 году диплом «учителя истории, обществоведения, методиста воспитательной работы», Александр Григорьевич стал работать секретарем комитета ВЛКСМ ЧГПИ и начал преподавать в родном вузе.

– В 22 года я уже преподавал у филологов, а в 23 года, когда создали факультет начальных классов, я стал первым преподавателем дисциплины «история партии» у первокурсников. Потом уже ушел в обком комсомола.

Чем вас так привлекала комсомольская работа?

– Ну… А почему сейчас политикой занимаются люди? Нам же иногда кажется, что политика – грязное дело, а когда объявляют выборы, на каждое место вдруг оказывается множество претендентов. Вот что они идут в политику? Хотят самореализоваться, проявить свои организаторские и управленческие способности, им нравится общение, словом, тут много аспектов. Или почему сегодня в профсоюзы идут студенческие? Избираются, бьют себя в грудь и говорят – мы будем защищать интересы студентов! Нравится людям. А откуда директоры и руководители берутся? У нас же их в школе не готовят. Думаю, что есть какая-то категория людей, у которых получается этим заниматься. Это происходит или в силу генетических способностей, которые заложены в человеке или в объективно-субъективные обстоятельства способствуют… До 1990 года я пять лет проработал директором зональной комсомольской школы, могу сказать, что комсомол – это тоже политика.

Скандал с Жириновским

Я знаю, что вы работали руководителем пресс-центра в Челябинском областном Совете народных депутатов в девяностые годы. Каково было работать на такой должности в период гласности?

– Это вообще интересно, любопытно, по этому поводу можно много говорить. Я был руководителем пресс-центра, начальником отдела по связям с общественными организациями, политическими партиями, СМИ Челябинского областного совета народных депутатов. Это был последний совет народных депутатов, в котором было 250 человек. В те годы я также вел массу телевизионных и радиопередач, сам их придумывал.

Что мог увидеть рядовой челябинец, включив местный канал?

– Например, передачу «Из компетентных источников», которую я придумал и вел два года. Аналогично идет передача с Лужковым по ТВЦ «Лицом к городу». Мы выводили в эфир начальников главных управлений образования, соцзащиты, труда, экономики… была прямая линия, задавались вопросы и разъяснялась народу политику, действия областного совета.

Это вообще был период, когда по радио и телевидению мне приходилось выступать раза по три-четыре в день. Тогда мы активно сотрудничали с областным телевидением и радио, с Вячеславом Болотниковым, который был главным редактором отдела информации областного телевидения, с Евгением Кицисом, который был главным редактором на областном радио, с Борисом Дурмановым, Леней Григорьевым, с Пашей Большаковым, который тогда работал журналистом и был депутатом областного совета народных депутатов, с Борисом Киршиным, Александром Драгуновым...

А как проходила работа с политическими партиями?

– Подумайте, что значит «Отдел по связям с общественными организациями, средствами массовой информации и политическими партиями» в 1990 году? Это же период, когда все начало формироваться, когда распалась КПСС, возникло множество других партий… Тогда я познакомился с Ельциным, Жириновским, которые приезжали в Челябинск в ходе предвыборной кампании.

Какое впечатление на вас произвел, скажем, Жириновский?

– Он тогда слишком эмоционально общался с избирателями на площади ЧТЗ в ходе предвыборного митинга, когда приехал в 1992 году. А я чуть не попал в серьезный скандал с Жириновским. Ну, то есть могли быть такие последствия. Я критично отозвался о работе его предвыборного штаба в присутствии журналистов.

Как все это получилось?

– Так как я был руководителем пресс-центра, то должен был организовывать работу журналистов. В 1992 году Борис Ельцин и Владимир Жириновский приезжали в Челябинск одновременно. И ситуация складывалась такая: позвонили из службы Жириновского и сообщили время приезда политика. Мы под это время программу начали делать. Через три часа идет другой звонок – Жириновский к вам не приезжает. Я даю отбой журналистам. Через два часа раздается опять звонок: нет, Жириновский приезжает, но он не такую программу хочет, а другую. Причем приезд его уже завтра. А вы представляете себе, что значит организовать освещение журналистами приезда кандидата? У нас 52 территории, у каждой своя газета. И надо обзвонить 52 главных редактора после каждого звонка из штаба Жириновского и сообщить окончательное время и место. Позже в курилке я возмутился, мол, что это за организация такая? Разве можно менять решение через каждые два часа, когда столько людей в этом задействовано? А один журналист очень большой газеты по тем временам услышал этот нелицеприятный отзыв и, видимо, ему очень хотелось показать, какой Ельцин хороший, а Жириновский неорганизованный, что он сослался на мои слова.

Какая последовала реакция?

– Мне позвонили представители избирательного штаба Жириновского, сказали, мол, Александр Григорьевич, ну что ж ты так, у нас выборы идут, а ты политические оценки даешь, ты же на госслужбе. А по сути-то все разгорелось из-за уровня организации, а в газете представили примерно так: « И вот вышел руководитель пресс-центра областного совета депутатов, ответственный за встречу журналистов и кандидатов в президенты, и сказал, что это за политик такой Жириновский, который никак не может организоваться и т.д.»

Образование – это махина, которая касается каждого

Александр Григорьевич, не могу не попросить вас выделить главную проблему отечественного образования.

– За все образование говорить сложно, и выделять одну проблему – глупо. Образование – это такая система огромная, это махина, которая касается практически каждого. Есть традиционные проблемы образования, предположим, проблема качества образования. Она всегда была: и при Яне Амосе Каменском , который придумал классно-урочную систему, она была в школе Платона, Аристотеля, Пифагора… То есть это философская проблема на все времена, а есть проблемы сегодняшнего дня.

Какие?

– На мой взгляд, в сегодняшнем образовании есть принципиальные, краеугольные проблемы, которые находятся в зависшем состоянии. Вот, например, а что такое образование у нас вообще? С 1992 года в законе об образовании появился термин «образовательные услуги». Такой подход совершенно поменял природу образования. Сегодня эти услуги потребитель, то есть гражданин, заказывает, то есть оплачивает. А учебное заведение действует не в таком классическом понимании, что должно сеять разумное-доброе-вечное, а выступает в роли исполнителя услуги. Со всеми вытекающими последствиями. Студент – заказчик и потребитель услуг – и рассуждает так: хочу – приду на занятия, хочу – не приду. Был вообще период, когда студенты говорили – мы вам платим, что вы с нас требуете еще контрольные работы и рефераты? Это вот было в середине 90-х годов. Но с формально-то он оплатил услугу, а воспользовался или нет – его право.

Новейшая история привлекает с точки зрения обывателя

Знаю, что вы совсем недавно защитили кандидатскую работу.

– Да, 16 голосов за, 0 – против. Тема кандидатской: «Охрана труда как политика и идеология Советского государства в период 1918-1929-х годов».

Почему такой временной период?

– Это интереснейший период в истории России. Дело в том, что тогда за 10 лет сменилось три эпохи. 1918-20-е годы – это эпоха военного коммунизма, Гражданской войны, когда жилищные услуги были бесплатны, транспорт был бесплатным… В период Гражданской войны очень сложно говорить об охране труда, но тем не менее была принята первая Конституция и первый Трудовой кодекс. Второй период – это 1921 год. Десятый съезд партии, выступление Ленина, новая экономическая политика. За все стали платить, стали развиваться частные предприятия. Появилась буржуазия. А 1929 год – период первой пятилетки, тогда началась система планового хозяйства. Это время – просто удивительный период, когда принципиально менялись эпохи.

А современная история вас привлекает?

– Новейшая история привлекает с точки зрения обывателя, а не специалиста. То есть я слежу, я читаю, я смотрю, я слушаю.

Доводилось ли вам работать в других странах?

– Нет, только в Челябинске. Я за всю свою жизнь за границей был три раза. В годы своей комсомольской юности съездил в Румынию и Югославию в качестве руководителя туристических групп, два года назад съездил на Кипр на конференцию. А вот сколько я изъездил по России – не сосчитать. Но это не связано с увлечением путешествиями, это были деловые поездки, командировки.

Сегодня на конференциях в самых разных городах страны Александру Григорьевичу тоже приходится бывать часто – должность первого проректора образовательного комплекса обязывает. Своим нынешним местом работы Александр Григорьевич доволен: по профессии историк, такое свойство, как уникальность, неповторимость, он умел оценить всегда.

– ЧЮК-ЮУПИ-МПГУ – своеобразный образовательный конгломерат, здесь под одной крышей собраны три учебных заведения. Я вообще считаю, что у каждого образовательного учреждения должны быть свои черты, свои изюминки, – рассуждает первый проректор. – Например, по степени насыщенности компьютерной техникой другого такого учебного заведения нет. У нас 100% аудиторий оснащены мультимедийной техникой, компьютеризированы. И самое главное – создавая эти условия, мы прекрасно понимаем, что наличием компьютера никого не удивишь. В этом вопросе мы солидарны с Чеховым: если ружье висит на стенке, оно должно выстрелить. Так что если ты установил мультимедийную технику в аудиториях, она должна работать. И она работает. Я думаю, мы сегодня в лидерах по такому вопросу, как система стимулирования и мотивации обучения студентов, получения качественных знаний. В рамках этой системы мы ежегодно проводим конкурсы на лучшего студента. 40 студентов-победителей у нас получают стипендию по четыре тысячи рублей ежемесячно. Или другой пример поощрения – уже пять лет студенческие группы в составе 35 человек выезжают в Египет.

Что преподаете студентам?

– Я преподаю студентам образовательное право. Вообще, у меня три высших образования. По первому я учитель истории и обществоведения, второе образование связано с юриспруденцией (закончил УРАГС), а по третьему – я менеджер организации, это я уже ЮУПИ заканчивал в 2004 году. Я очень много работаю с дипломниками – как по юридическим дисциплинам, так и по финансовым, по менеджменту. А вообще могу читать около двух десятков дисциплин.

Планы на будущее

Когда-то единственная запись в трудовой книжке могла служить предметом гордости ее владельца, но сегодня люди ценят не чистые страницы важнейшего документа по личному составу, а опыт работы на разных, в чем-то похожих, в чем-то параллельных должностях. Трудовую книжку Александра Базаева можно изучать долго и с любопытством. Он работал заместителем начальника главного управления профессионального образования Челябинской области, потом первым помощником первого заместителя губернатора Челябинской области по социальным вопросам, позже занял должность первого заместителя начального главного управления профессионального образования и науки, а после реорганизации – главного управления образования и науки Челябинской области…

За долгую службу на таких ответственных должностях у вас, наверняка, много наград?

– Да что о наградах говорить? Хотя есть какие-то вещи, которые любопытны. Два года назад я стал лауреатом премии Законодательного собрания Челябинской области в сфере «Образование». Мне очень приятно, что губернатор на днях отметил мои заслуги в этой области почетной грамотой, но это не первая грамота за трудовую деятельность на данном поприще. Понимаете, приятно получать награду, зная, за что ты ее заслужил. И ведь у тебя еще какое-то внутреннее чувство должно быть по отношению к этой награде. Если ты считаешь, что твой труд заслуженно оценили и признали, тебе действительно становится очень приятно и чувство удовлетворения появляется. Конечно, у меня есть самые разные награды, но награда губернатора для меня очень почетна. Почетно для меня быть действительным государственным советником администрации Челябинской области, это самый высший чин гражданской службы.

Расскажете о своих планах на будущее?

– Ответ традиционный: дальнейшие планы связаны с семьей и работой. У меня два внука воспитываются, одному четыре года, другому год. Поэтому планы на будущее связаны с внуками и с работой, конечно. Сейчас думаем, как сделать так, чтобы нашим студентам было хорошо, уютно, комфортно и чтобы они получали современные знания. Вот я люблю эту фразу и часто ее повторяю: «учебное заведение должно давать путевку в жизнь», и мне бы хотелось сделать так, чтобы наше учебное заведение стало таким своеобразным трамплином в их жизни, профессиональной карьере.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления