Народному артисту России Юрию Цапнику исполнилось 65 лет. За 40 лет на сцене челябинской драмы им сыграны сотни ролей, но каждая новая поражает свежей гранью таланта и богатого внутреннего мира артиста. Для такой энергетики необходим экологически незамутненный источник. Юрию Викториновичу он, видимо, дан свыше – тончайшая ирония, никогда не переходящая в цинизм.
Юбиляра нужно пожалеть
– Как чувствуете себя в роли эмигранта в новом спектакле Петра Орлова «Спасибо, Марго»?
– Это не главная специфика – эмигрант. Здесь важнее, что он – математик и все считают его слегка долбанутым. Поэтому больше всего я боялся перекоса в сторону идиотизма. Нельзя, чтобы герой выглядел дурачком. По-моему, перекоса нет. Но и сильно ученого человека не должно быть. Это просто человек со своими тараканами...
– Это не первый ваш спектакль с Петром Орловым. Можно сказать, что режиссер и актер обрели друг друга?
– В принципе, да. Это уже четвертый спектакль.
– Петр Орлов – режиссер нового поколения. Умудренному профессией актеру труднее работать с молодым режиссером?
– У хорошего режиссера нет возраста, с ним всегда работать приятно. Потом, у Петра хорошая щукинская школа, где и я учился. Причем на режиссуре, правда, немного не доучился. Поэтому мы понимаем друг друга с полуслова, у нас единый стереотип мышления, можно сказать. И это помогает. Кстати, я никогда не понимал, что значит «трудно работать».
– Минул еще один юбилей. Согласны с теми, кто считает юбилеи поводом для подведения итогов за определенный отрезок времени?
– Я считаю, что юбилей – это пора, когда нужно пожалеть юбиляра. (Смеется.) Какие итоги? Очень редко я останавливаюсь, чтобы оглянуться, заняться анализом...
– Страшно?
– Да нет. Просто смысла не вижу в этом. Изменить ничего нельзя, два раза в одну реку не войдешь, как гласит древняя китайская мудрость. Единственное, о чем остается жалеть, – о каких-то не сыгранных ролях, не сбывшихся мечтах. Так и об этом не стоит задумываться. Есть данность и надо смотреть вперед. Часто спрашивают, о какой роли вспоминаете, какая любимая? Какую сегодня играю, та и любимая. Она проходит, ты пережил это и намечается роль другая, ты снова должен что-то придумать, сделать ее хорошо. Конечно, все мы хотим в молодости Гамлета сыграть. В «Волках и овцах» в молодости, к примеру, я с удовольствием сыграл бы Мурзавецкого. Но вот играю сейчас Чугунова. Многие роли прошли мимо, но жалеть об этом не стоит.
Киношные издержки
– Сейчас в работе семь спектаклей. Маловато?
– Были годы, когда я в новых спектаклях вообще был не занят, режиссер делал ориентир на молодежь. И я нормально к этому относился. Любой артист может оказаться в такой ситуации, он ведь человек подневольный.
– С новым худруком театра Линасом Зайкаускасом есть планы?
– В «Лавине» мне была дана роль, но не получилось. Приехал Петр Орлов и нужно было быстро поставить «Спасибо, Марго»! Сейчас будет другая работа, Линас собирается ставить спектакль специально на нас, на стариков. Это пьеса двух авторов – поэта Осовского и Линаса Зайкаускаса. Так что планов громадье.
– В Челябинске уже стали моветоном актерские бунты. Как к этому относитесь?
– Не участвовал и не собираюсь. Сугубо отрицательно отношусь к творческим бунтам. Происходят они, на мой взгляд, не от большого ума. Как только театр становится филиалом союза писателей, все катится по наклонной вниз. В нашем театре такого раньше не было, у нас были самые чистые отношения в РСФСР (Улыбается.) – и чисто художественные, и чисто человеческие.
– Столичному актеру проще – не сошелся характером и вкусами с режиссером, ушел в другой театр. А здесь куда?
– Есть другие города. В этом отношении я просто отвечаю на вопрос: тебе не нравится, ты не нравишься – решай проблему кардинально. А вот ходить и гнусить, что все плохо – недостойное дело какое-то. Не по мне это.
– Радует, что вы продолжаете сниматься в кино, и ожидается сериал «Серебро» с вашим участием. Что за фильм, почему пригласили вас и почему вы согласились?
– Предполагалось, что я буду играть отца, а в роли моего сына будет мой сын. (Улыбается.) Но они долго не могли запуститься, а у Яна уже были подписаны договоры, и вот я остался, а сына моего играет молодой свердловский актер.
– Когда ждать сериал, и на каком канале?
Родился 21 ноября 1945 года. Окончил Иркутское театральное училище в 1966 году. С 1970 года – актер челябинского театра драмы. В театре сыграно около 400 ролей. Среди них Поль Рибандель в «Бале манекенов» Ясенского, Бельведонский в «Бане» Маяковского, Шут в «Короле Лире» Шекспира, ХХ в «Эмигрантах» Мрожека, Швейк в «Иосифе Швейке против Франца Иосифа» Гашека, Лорд Горинг в «Идеальном муже» Уайльда, Тригорин в «Чайке» Чехова, Егорушка в «Самоубийце» Эрдмана. Снялся в фильмах: «Взломщик (1986), «Предлагаю руку и сердце» (1988), «Бумажные глаза Пришвина», «Улицы разбитых фонарей-8» (2007), «Серебро» (2008). В 1976 году стал лауреатом фестиваля «Польская драматургия в СССР», Первая актерская премия за роль Поля Рибанделя в спектакле «Бал манекенов». В 1987 году – лауреатом Венецианского кинофестиваля (приз критики и журналистов за фильм «Взломщик»), в 1990 году – приз в Мангейме (Германия) за фильм «Бумажные глаза Пришвина». В 1997 году получил звание «Народный артист России». В настоящее время работает в спектаклях: «Спасибо, Марго»! Мухарьямова, «Поминальная молитва» Горина, «Голодранцы-аристократы» Скарпетта, «Волки и овцы» Островского, «Повесть о юности и любви» Васильева, «Слишком женатый таксист» Куни, «Божьи одуванчики» Иванова. Женат. Сын Ян Цапник – киноактер. Внучка Лиза учится в четвертом классе гимназии.
– Пока ничего не знаю, сам бы хотел посмотреть, что получилось. Никакой телевизионный канал участия не принимал в съемках, поэтому ясности нет.
– Снимали в Екатеринбурге?
– В павильонах Свердловской киностудии, под Пермью, под Ханты-Мансийском, под Екатеринбургом. Это 1630-й год и раньше, я играю приказного дьяка – по современным меркам министра МВД. А «сын мой» попадает в «интересную» историю - прокололся на Москве и его посылают служить за Урал, руководить какой-то крепостишкой. Со временем он становится государственным мужем. А я – папенька – конечно же, пекусь о нем, навещаю. Есть там и побоища, как принято в исторических фильмах...
– Получили удовольствие от съемок?
– Это переключение на иной вид актерской профессии, что всегда хорошо. Съемки продолжались около двух лет, я периодически ездил и снимался. Роль интересная, шуба только тяжелая у боярина – с высоченным воротником. А огромная шапка килограммов 10 весит. Когда снимали в павильоне, на улице жара стояла 35 градусов. (Смеется.) Как в бане в этой шубе. Но это нормальные киношные издержки.
Жить или играть?
– Вам сегодня часто говорят родные, доктора, что надо бы себя поберечь? Как воспринимаете?
– С юмором. Как можно себя поберечь? Зритель деньги не за это платит. На 30 процентов работать на сцене – полная ерунда. Да и не получится.
– Есть для вас разница в понятиях «играть» и «жить» на сцене?
– Это зависит от материала. Комедия, например, требует игры со своим отношением к тому, что делаешь. Это высший пилотаж. Надо все сделать легко, занебрежняк. А «жить» – это серьезные спектакли, где ты в предлагаемых обстоятельствах, обостренных. Там надо роль именно прожить, иначе это будет вранье, и не получится заставить зрителя думать вместе с тобой. И это не легче игры. И там, и там – серьезные затраты.
– Петр Орлов по сути ставит кассовые спектакли. Правда ли, что современный зритель идет в театр только развлечься?
– Нет. Если спектакль хороший, то неважно – комедия это, мелодрама или высокая трагедия. Важна, конечно, ценность изначального материала. Если материал трогает, то зал и сердцем воспринимает, и думает. Но на серьезные спектакли зритель сегодня идет тоже хорошо. Выпустили мы ко Дню Победы «Завтра была война» – и молодежь смотрит, и старики. И по серьезному все воспринимается, и трогает этот спектакль одинаково всех.
– Есть спектакли, на которых зал не полон?
- На Островского уже не так активно идут, нет особого ажиотажа. Но, самое интересное, когда приходят школьники, они шумят только первые три минуты. А потом настолько внимательно и понимающе смотрят – диву даешься. Видимо, свежо воспринимается. Значит, со времен Островского в нашем государстве в этом плане ничего не поменялось.
– Читаете современную литературу? Если да, то как выбираете – по рейтингам, премиям, друзья советуют?
– Разные источники. Но в современной литературе пока больше вопросов, чем ответов. А у Чехова и Толстого есть ответы и на день сегодняшний. То же самое происходит иногда в современных постановках классики. Недавно МХТ привозил к нам «Гамлета», я оба спектакля посмотрел и ничего не понял. Опыты театральные нужны, наверное, но ценность некоторых сомнительна. Есть спектакли достаточного художественного достоинства, а есть просто попытки все поставить с ног на голову. Если Добчинский и Бобчинский бегают по сцене на детских лыжах, то это должно быть оправдано. Иначе для чего же это было сделано? Вот и получается, что самая большая шутка в спектакле, где Гоша Куценко играет «Ревизора», это когда Пушкина на Путина заменили: «И с Путиным на дружеской ноге». И чего?
– А вы выстраиваете некий рейтинг ролей, которые сыграны?
– У меня их уже 400, наверное. Но как можно выстроить рейтинг? Есть роли маленькие, но очень дорогие. Например, я играл Подсолнуха или Волшебный Бугорок. Надо же было придумать такое, чтобы они стали интересны зрителю! А Баба Яга, Карлсон... я очень любил эти роли. Рейтинг – это, скорее, то количество зрителей, которые оценили твои затраты. Есть еще разные премии. К примеру, Первая премия за роль в «Бале манекенов» на фестивале польской драматургии. Это другой рейтинг.
– И были призы за роли в кино. Вы ездили на торжественные церемонии награждения?
– Меня как-то «не смогли найти». (Улыбается.) Вместо меня в Италию мужик из Госкино поехал. Правда, подарок потом передал. А в Мангейм, по-моему, даже и режиссер не ездил.
– Но в Польше приз вам вручили в собственные руки?
– Да. И недавно мы ездили на творческий юбилей режиссера «Бала манекенов» Ежи Ероцкого в Польшу. Через 30 лет вспомнить и пригласить! Это уже чего-то стоит. Тем более что, когда Ежи Ероцкий в Челябинске ставил, у него все постановки на пять лет вперед были расписаны. Но вот выяснилось, что мы у него самые любимые артисты. Я верю, что это было сказано не для красного словца. И это приятно.
«Мне за Яна не стыдно»
– В вашей копилке не только театр и кино, но есть также рекламные ролики. Что это – просто желание заработать?
– Интерес. Мне сказали, что сниматься я буду с большим догом, а потом с двумя щенками этого дога и, наконец, с маленьким терьером. А собак я очень люблю. И ко мне все собаки и кошки хорошо относятся. (Улыбается.) Все от этого дога шарахались, а мы с ним сразу подружились, он меня слушался. Даже вызвал некоторую ревность своей хозяйки.
– Дома есть четвероногие?
– Вот в день выборов я похоронил свою Клепочку, 13 лет было собаке. Жена до сих пор плачет... и я тоже. Трудно с ними расставаться. А кошка сама напросилась в дом. Я на скамейке на улице сидел, она прыгнула на плечо и легла, как воротник. Принес домой – живи. А однажды с мужиками возле базара стояли, разговаривали, вдруг ворона вот так же прилетела и села мне на плечо. Мужики смеются: «Ты что – дрессировщик?»
– Скажите, у актерской профессии есть рамки?
– Это бездонная профессия. Творческая профессия не бывает иной.
– Чем сегодня заполняете свободное время?
– Да нет его! Репетиции, спектакли, дома что-то надо успеть сделать – время бы найти.
– Отказались от охоты и рыбалки?
– На рыбалку обязательно! Но летом. Зато всю зиму готовишь снасти, что-то усовершенствуешь. Правда, озера сейчас все откуплены. А форель – бройлерная (Смеется.) На охоту в последние два года не хожу, только взносы плачу. Открытие охоты совпадает с открытием работы.
– Отказались преподавать актерское мастерство в школе для юных тележурналистов тоже по причине нехватки времени?
– Некогда, хотя там славные ребятишки были. Правда, мне нравится учить только тех, кто хочет научиться. Не люблю студентов, которые приходят с претензией: «Учите меня!» и «Вы должны!»
– А для сына своего вы только отец или хотелось иногда что-то подсказать, преподать урок мастерства?
– Никогда. Я вообще был против, чтобы Ян поступал в театральное. А жена была против спорта, потому что она – профессиональный спортсмен. Но сын меня не послушал.
– Сейчас раскаиваетесь в том, что сопротивлялись его желанию стать актером?
– (Смеется.) Да, мне за Яна не стыдно, он стал хорошим артистом.
– Но жалеете, наверное, что он ушел из БДТ, что теперь вообще не играет в театре?
– Я его хорошо понимаю, на зарплату артиста театра не прожить, а сниматься некогда – в театре все время занят. Ян в БДТ по 30 спектаклей в месяц играл. А надо семью кормить, дочь воспитывать – одна гимназия сейчас сколько стоит...
– В каком классе ваша внучка?
– В четвертом. Девушка большая, с юмором. Нынче летом к ним в Питер летал.
– Чем вас Лиза порадовала?
– Дважды выиграла в соревнованиях по тхэквондо. Лучшая ученица в исторической гимназии, одни пятерки. По-английски чешет только так, плавает...
– В актрисы не собирается?
– Смотрю, задатки есть. (Смеется.) Если начнет про кого-нибудь рассказывать и показывать – это угар.
– Чтобы чаще видеться, наверное, скайпом пользуетесь?
– А как же. Хотя я еще юный «хакер». Мне компьютер на 60 лет подарили, и вот пять лет я осваиваю Интернет. Без особой опаски, но и по дури не сижу там. Известно, что русский человек любит влезть во что-то, так уж с головой. Я пользуюсь компьютером в силу необходимости. Мне сын сейчас новый телефон подарил, где можно пользоваться Интернетом, осваиваю и это.
– У вас много друзей. Скажите, дружба – великий труд?
– И обоюдный. Дружба требует влечения, памяти. Если с другом несколько дней не разговаривал – это уже не дружба. Поэтому есть друзья и есть просто знакомые.
– Где будете встречать Новый год?
– Всегда только дома. В новогоднюю ночь никогда не работал, даже когда дедморозил. Эта ночь – для семейного праздника.