Образование Школа мыслящего ребенка

Школа мыслящего ребенка

В разных странах, на разных исторических этапах возникали и развивались образовательные системы, в корне отличающиеся от традиционной школы. В России такой системой стала Школа диалога культур – школа, в которой познавательная активность ребенка, его природная любознательность, склонность к исследованию поддерживается и развивается в полной мере.

В такой школе дети активно участвуют в процессе получения знаний – ставят опыты, вместе читают литературные произведения и обсуждают их, задают вопросы и смело высказывают свои мнения. Учитель не передает детям сумму готовых знаний, но помогает детям самостоятельно добывать эти знания. Позиция учителя в Школе диалога культур – «Я не знаю, и ты не знаешь. Но я знаю, как узнать больше. Поэтому давай будем узнавать вместе». Иногда и сам учитель стремится по-сократовски заострить свое незнание и свое непонимание, сам видит загадку в изучаемом предмете.

Основная форма занятий в ШДК – диалог. С первого класса дети познают какой-либо предмет в диалоге друг с другом и с учителем. Так, в первом классе предлагаются точки удивления: загадка слова, загадка числа, загадка явлений природы. Парты в ШДК не исключаются, но, в зависимости от интересов дела, легко перестраиваются, принимая любую, нужную для работы конфигурацию – собираются вокруг интересующего объекта или принимают форму круглого стола, или разбиваются на микрогруппы.

Вот пример одного из уроков в первом классе. Учитель придумывает сказку: злой волшебник заколдовал мальчика, превратив его в дерево. И просит детей помощи в борьбе за заколдованного персонажа. И ребята сами ищут пути его спасения. Они решают написать доброму волшебнику письмо, но писать еще не умеют! Значит, нужно как-то иначе решить эту задачу – нарисовать, написать знаками письмо доброму волшебнику. Дети пишут, а потом получают ответ от доброго волшебника в том же стиле – в знаках, точках, стрелочках. И теперь им нужно всем вместе этот ответ прочитать, понять правильно. Ведь решается судьба мальчика – сказочного героя! Какая тут мыслительная работа ведется: дети расшифровывают рисунок, высказывают каждый свое мнение, учатся слушать другие точки зрения. А этим детям всего-то по семь лет!

В таких учебных диалогах ребята осваивают всю образовательную программу с первого по одиннадцатый класс. В диалоге они изучают язык и литературу, математику, физику, химию, биологию. В начальных классах все диалоги сопровождаются предметной деятельностью – дети лепят, рисуют, пишут. При изучении литературных произведений, при знакомстве с литературными жанрами дети пишут свои произведения и потом читают их в классе. Получается такая полифония мнений, точек зрения. И каждая точка зрения – и учителя, и ученика – имеет очень важное значение. Каждого ребенка выслушивают, соглашаются с ним или возражают, в течение урока дети нередко меняют свою позицию. Всегда приветствуется инициатива ребенка. Так, в одном из классов Школы диалога культур ученики седьмого класса нашли книжку, в которой были описаны опыты по физике. И они провели эти опыты в классе, продемонстрировав их перед учителем и другими учениками.

В результате к моменту окончания Школы диалога культур, в соответствии с замыслом, должен сформироваться человек Учащий-ся – личность, способная учиться в течение всей жизни. Личность, для которой характерны высокий уровень любознательности, умение решать задачи нестандартного характера, высокий уровень развития устной и письменной речи, культуры мышления и умственного труда, высокий уровень ответственности за свои слова и поступки.

Проводилось сравнительное психологическое исследование детей, которые учились в экспериментальном классе Школы диалога культур, и детей, учащихся по стандартной образовательной программе. Оказалось, что дети из ШДК предлагают наиболее конструктивные реакции, в сложной ситуации самостоятельно пытаются найти разумный выход. Если они осознают свою вину в чем-либо, то обвиняют только себя и проявляют при этом незаурядное мужество и ответственность.

Экспериментальные площадки Школы диалога культур появились в Челябинске в 1992 году благодаря работе Челябинского госуниверситета. Одна из них была создана на базе школы №69. Здесь работа велась целым педагогическим коллективом, сформировавшимся и объединившимся вокруг теории и практики ШДК. Было два выпуска детей, которые начали и завершили обучение в Школе диалога культур. Другим детям удалось доучиться только до пятого – шестого класса, поскольку экспериментальные классы были закрыты. К сожалению, несмотря на положительный опыт и перспективность Школы диалога культур, этот подход не получает широкого распространения и развития в системе образования. Со стороны государства этот проект не поддерживается.

Сегодня в Челябинском госуниверситете снова ведется работа по подготовке и открытию площадок ШДК. Но этот процесс во всех отношениях очень трудоемкий, требует огромных энергетических, временных затрат. «Перспектива развития новой школы является уделом энтузиастов, одиночек, – считает доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка филфака ЧелГУ Людмила Месеняшина. – Несмотря на то, что защищено много диссертаций, доказана перспективность этого подхода. Сейчас лаборатория межкультурных коммуникаций ЧелГУ объединяет усилия не только ученых нашего университета. Мы привлекаем не только сотрудников нашей кафедры, но и учителей школ, у которых есть опыт работы в ЩДК, мы пропагандируем идеи за пределами нашего вуза, мы печатаем статьи и в нашей стране, и на Украине. Есть практикующие педагоги и сейчас, которые, правда, работают в ШДК на факультативных курсах, потому что это носит неофициальный характер, но на факультативах это дает прекрасный результат. В ШДК нужен хороший академический уровень. Там нужны креативные педагоги, причем не просто креативные, а с крепкими, очень высокого уровня знаниями, с особым принципиальным мышлением. Школа диалога культур – это не технический прием, не методика и не технология. Это новая парадигма образования, значительно меняющая задачи учителя, и главное – его самопонимание».

Школа диалога культур зародилась в конце 80-х гг XX века. В основе ШДК – философская концепция Владимира Библера, им же написана образовательная программа. Отталкиваясь от нее, учителя готовили и проводили уроки-диалоги. В настоящее время площадки ШДК действуют на Украине, а также в некоторых городах России – в Красноярске, Екатеринбурге, Новосибирске и других.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления