Мегаполис 13:50, 23:50, 01:50 (Зал №2)
Режиссер: Грег МакЛин
В ролях: Джон Джаррэтт, Кассандра Маграт, Энди МакФи, Кести Морасси и другие
Примерно месяца полтора назад мы отправились в кино в «Мегаполис». После «Уважаемые гости, благодарим, что выбрали наш кинотеатр», сказанного приятным голосом, погас свет и начались трейлеры предстоящих премьер. Сначала компания ехала на машине и застряла посреди леса, из-за деревьев которого кто-то априори кровожадный и маниакальный наблюдал за компанией. Под жутенькую музыку и нарезку кадров с окровавленными и испуганными героями голос за кадром объявил: «Вы думали, что знаете, что такое страх… Нет, вы не знаете, что такое страх…». Это была реклама фильма «У холмов есть глаза». Мы переглянулись и уже приготовились обменяться впечатлениями и решить, стоит ли идти на картину, как нас перебил второй трейлер. Веселая компания едет на машине по бескрайней австралийской степи, машина глохнет в каком-то загадочном месте… кто-то кровожадный и, по всей видимости, не очень дружелюбный наблюдает за героями из-за песчаного холма… Снова нарезка кадров, стук сердца в басовых колонках. И голос: «Вот теперь вы узнаете, что такое страх…» Это был фильм «Волчья яма».
Вы в недоумении? Мы были в неменьшем. Такое ощущение, что нам показали два трейлера одного фильма. Везде обещали неслабо попугать и открыть нам глаза на истинную природу первобытного страха. И за это мы должны еще заплатить! Волна праведного возмущения и общечеловеческого негодования поднялась в наших сердцах, и мы, презрев строгие шиканья и нервные покашливания соседей, вознесли руки к небу: «До каких пор, о великий Синематограф, американцы будут пичкать нас киношным фастфудом с однообразной начинкой между толстых калорийных булочек!!!»
Нет, давайте разберемся! Очень хочу понять, что заставляет одних снимать, а других – смотреть такую белиберду. Ужастики в Голливуде считаются хорошей ступенью для начинающих режиссеров, актеров, сценаристов, операторов – в общем, для всех, что-либо начинающих. Из этого жанра вырос теперь уже мэтр Родригес, теперь уже высокооплачиваемые Элайджа Вуд и Джош Харнетт и востребованный ныне мэтрами Жан-Кристоф Гранже.
И вот начинающий режиссер Грег МакЛин тоже идет по проторенной дорожке, надеясь, что пипл схавает. Парень и две девушки отправляются в путешествие по Австралии, чтобы найти гигантский кратер, образовавшийся в результате падения метеорита. Это место известно своими тайнами и мистическими историями. Естественно, машина глохнет, и искатели приключения становятся героями очередной истории, которую потом, лет через пять, темной-темной ночью у костра будут рассказывать своим подружкам прыщавые бойскауты.
И если к МакЛину как к режиссеру «Вольчей ямы» нет претензий – он-то снял фильм по классической схеме, – то к нему как к сценаристу претензий вагон. Жанр мистического стечения обстоятельств и попадания в них всяких пустоголовых дурачков можно эксплуатировать сколь угодно долго, пока эти самые дурачки не вымрут как вид. Но мы сейчас говорим о профессиональном росте, о шансе, который дан и который надо использовать на все сто. Написать классный сценарий, придумать новые развязки старых заманух, интересно повернуть сюжет в середине картины – вот это старт для начинающего сценариста. Увы, такого мы не видим, не хотят американцы прыгать выше головы, не хотят снискать себе мировую славу и почить на лаврах рядом со звездами, не хотят, чтобы их имя внушало душевный трепет. Хотят двухэтажный дом на Беверли Хилз, черный спортивный «порш» и виллу в Акапулько. Три-четыре среднебюджетных фильма с простеньких сюжетом и работающими схемами способны решить конструктивную проблему с виллой и дорогим авто.
А нам это все смотреть… Причем, фильм-то сам вроде неплохой. Затянутый только. Парадоксальный прежде всего тем, что обманывает надежды зрителей раз 50. Режиссер умело нагнетает обстановку, зритель заглатывает наживку, ждет-ждет… А ничего не происходит. Все. Следующий кадр. На таких обломах и на искусственном затягивании триллерового финала Грек МакЛин всю дорогу и играет. Вроде и не происходит ничего ужасного, с окровавленными тесаками за героями никто не носится, но смотришь, тем не менее, в напряжении.
Итог такой: МакЛин как режиссер, может быть, еще пробьется, мы еще услышим об этом парне и на красной оскаровской дорожке, возможно, увидим. Зато как сценарист он просто провалился. Как говорится, лучше делать одно дело, но хорошо, чем два, но плохо.