Бизнес Брокерам запрет ФСФР не писан

Брокерам запрет ФСФР не писан

Федеральная служба по финансовым рынкам уличила три брокерские компании в грубейшем нарушении ограничений на совершение необеспеченных продаж ценных бумаг. В самих компаниях сложившуюся ситуацию объяснили внезапно...

" width=

Федеральная служба по финансовым рынкам уличила три брокерские компании в грубейшем нарушении ограничений на совершение необеспеченных продаж ценных бумаг. В самих компаниях сложившуюся ситуацию объяснили внезапно возникшими сложностями с программным обеспечением.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) провела камеральную проверку соблюдения брокерами требований регулятора, касающихся «шортов» (коротких продаж). По ее результатам было выявлено, что три компании – «Церих Кэпитал Менеджмент», «Уралсиб Кэпитал – Финансовые услуги» и «Алор +» – продолжали совершать необеспеченные сделки, когда котировки ценных бумаг падали более чем на 3% от уровня закрытия предыдущего дня. Таким образом, клиенты компаний могли брать у брокера бумаги в долг, а затем играть на понижение их цены. В компаниях ошибки признают, однако объясняют их возникшими сложностями с программным обеспечением.

Как отметили в компании «Церих Кэпитал Менеджмент», в первый день снятия запрета произошла техническая ошибка – система не сработала и давала возможность «шортить», когда котировки снижались более чем на 3% от закрытия предыдущего дня. Уже на следующий день ошибка была устранена. В «Уралсиб Кэпитал – Финансовые услуги» пояснили, что причиной возникших нарушений стало несовершенство функционала в используемом программном обеспечении. В частности, с нарушениями прошли три сделки, одна из них на 3,11% ниже цены предыдущего закрытия при разрешенных 3%.

В «Алор +» нарушение также называют «чисто техническим».

Шорт (с англ. Short) – продажа без покрытия, короткая позиция, игра на понижение. Это продажа ценных бумаг, товаров или валюты, которыми торговец на момент продажи не владеет. Продажа без покрытия является одним из видов спекуляций. То есть вы продаете акции, как будто они у вас есть. В результате у вас получается отрицательное количество акций. Потом вы их откупаете назад – баланс становится нулевым, акции автоматически возвращаются брокеру. Одну акцию взяли в кредит – одну акцию и вернули вне зависимости от цены на нее. Шортить можно не все акции, а только те, которые брокер может предоставить в рамках маржинального кредитования, которое позволяет заключать торговые сделки на суммы в несколько раз больше реального капитала торговца. Обычно это несколько наиболее надежных и ликвидных акций. В ходе такой сделки торговец надеется, что цена упадет и он сможет дешевле выкупить ранее проданный товар. Этот механизм обеспечивает возможность получать прибыль при снижении цен.

Регулятор уже направил в компании соответствующие предписания.

Инвестиционный консультант ИК «ФИНАМ» Андрей Сапунов отмечает, что доля этих компаний в суммарном обороте торгов не столь велика (в сумме – около 15%), а короткими позициями, особенно в первые дни после отмены запрета, пользовались всего несколько процентов клиентов, поэтому даже в результате нарушения имеющихся ограничений давление на рынок было минимальным.

«Не исключено, что в компаниях могли возникнуть сложности с формализацией нормативных актов, – полагает управляющий директор ретейлового инвестиционного бизнеса инвестиционного банка «Открытие» Евгений Данкевич. – Эта проблема известна, ведь не всегда то, что написано в постановлении, можно запрограммировать в виде алгоритма». Тут, по его словам, все зависит от желания компаний.

Эксперт отмечает, что с учетом существующей системы торгов короткие продажи не могут оказать негативного влияния на рынок кроме увеличения его волатильности.

Напомним, запрещающие правила ФСФР ввела с 15 июня. Несколько ранее действовал полный запрет на совершение коротких продаж. Причину введения подобных ограничений игроки рынка связывают с тем, что в сентябре прошлого года в разгар кризиса участники рынка брали бумаги в долг, продавали контрагентам, а затем приобретали их по более низким ценам и возвращали кредиторам. Такая схема отчасти и стала причиной обвала российского фондового рынка.

Биржевой трейдер Алексей Всемирнов не считает затею ФСФР о введении запретов на короткие продажи «мудрой». «Пусть она и копирует «западные стандарты», которые сами по себе также часто несовершенны, но не стоит к ним относиться как к священной корове, – заявляет он. – Рынок падает не за счет открытия коротких позиций, а из-за продажи ранее купленных длинных позиций. Поэтому все попытки повлиять на эти процессы путем запрета или заметного ограничения коротких позиций бьют мимо цели». По его словам, ограничение на совершение коротких позиций по факту приводит к увеличению риска многих инвестиционных операций, например, в арбитражных или опционных стратегиях. «В итоге получается как в известной крылатой фразе: хотели как лучше, получилось как всегда», – резюмирует Алексей Всемирнов.

Между тем несколько ранее, в марте текущего года, ведомство выдвинуло ряд претензий к инвестиционной компании «Финам». На тот момент ФСФР выяснила, что компания продавала бумаги, которых не было в наличии, указывая ложные сведения в финансовой отчетности. За допущенные нарушения ФСФР аннулировала профессиональные квалификационные аттестаты, выданные генеральному директору компании «Финам» Виктору Ремше и контролеру Светлане Березиной. В июне санкции были применены к «Брокеркредитсервису», глава компании также был лишен квалификационного аттестата.

«ФСФР имеет полное право отобрать лицензию у компании-нарушителя, однако регулятор предпочитает пока ограничиваться мягким наказанием», – уверяет председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев.

По мнению Евгения Данкевича, отбирать лицензию у брокерских компаний можно только за причинение серьезного вреда клиентам, а за нарушения формального плана нужно именно выносить предписания, штрафовать, наказывать должностных лиц. «В этом плане регулятор поступает разумно, – уверяет он. – Необходимо совершенствовать регулирование таким образом, чтобы не было ситуаций, когда брокеры делали хорошо клиенту и в тоже время нарушали законодательство».

Однако, по словам Алексея Всемирнова, брокеры будут исполнять нормативы ФСФР по мере своих объективных возможностей. «Никто из них не посмеет перечить регулятору, так как это чревато потерей бизнеса, – отмечает он. – Не исключено, что компании при желании смогут найти и обходные пути».

Между тем сегодня брокерские компании стараются максимально тщательно следовать нормативам ФСФР. Случаев, когда кто-то целенаправленно совершает нарушения, на рынке очень немного. Чаще всего речь идет о тех или иных технических сбоях, которые брокеры также стремятся оперативно устранять. А вот более жесткие меры со стороны регулятора, особенно по отношению к крупным компаниям, могли бы привести к панике среди частных инвесторов, сокращению их общего количества, массовым распродажам бумаг. По словам Андрея Сапунова, ФСФР понимает это, занимая взвешенную позицию.

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления