RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

3 м/c,

ю-в.

749мм 51%
Подробнее
3 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Бизнес Челябинцы подписывают договоры не читая

Челябинцы подписывают договоры не читая

До сих пор далеко не все россияне внимательно читают условия кредитного договора перед его подписанием. Статистика говорит о том, что, получив от банка одобрение на выдачу ссуды, многие детально не задумываются об условиях ее обслуживания и погашения...

До сих пор далеко не все россияне внимательно читают условия кредитного договора перед его подписанием. Статистика говорит о том, что, получив от банка одобрение на выдачу ссуды, многие детально не задумываются об условиях ее обслуживания и погашения. И спустя время некоторые жалеют об этом.

Договоры с банками читают только половина заемщиков. К такому выводу пришли эксперты Всероссийского центра изучения общественно мнения (ВЦИОМ), проведя соответствующий опрос среди россиян. Всего было опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах России. В ходе проведения исследования выяснилось, что всего 54,4% респондентов внимательно читают договор при покупке финансовой услуги. Они проясняют все непонятные моменты и лишь после этого подписывают договор. Около 28,9% респондентов договор читают, однако соглашаются его подписать даже в том случае, если у них остались какие-либо дополнительные вопросы. Совсем не читают договор перед подписанием около 11,5% респондентов, 5% затруднились ответить на поставленный вопрос.

И это несмотря на то, что на сегодняшний день именно договорами во всей полноте регулируются отношения клиентов с банками, да и многие пункты, включаемые кредитными организациями в договоры, признаны президиумом Высшего арбитражного суда незаконными.

По мнению игроков рынка, максимум прибыли банкам приносят экспресс-кредиты, кредитные карты и автокредиты, поскольку такие займы, как правило, оформляются быстро и у заемщика нет времени вчитываться в условия договора. К тому же многие считают, что раз в банке разработан типовой договор, который подписывают все заемщики, то и необходимости в его детальном изучении нет.

Видя такое отношение заемщиков, банки не торопятся менять условия кредитных договоров и исключать пункты договора, заведомо невыгодные заемщикам.

«Банки, как правило, включают в договоры условия, заведомо невыгодные для заемщика, такие как разбирательства в суде по месту регистрации банка, возможность одностороннего повышения ставок, начисление несоразмерных штрафов, – говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – При этом такие условия прописываются неявно, мелким шрифтом или сложными для понимания потребителя формулировками».

Помимо этого в период кризиса кредитные организации, которые в своих договорах с клиентами предусмотрели возможность изменения тарифов, стали повышать комиссионные за обналичивание денег через «чужие» банкоматы. А ряд банков решился на введение комиссии и для собственной сети. После этого Госдума выступила с предложением для банков – указывать размер комиссии на чеках банкоматов.

«Для клиентов банков это принципиальный вопрос – они должны знать, какая комиссия с них взимается банком-эквайрером при совершении операции», – говорит заместитель начальника управления банковских карт и комиссионного бизнеса Бинбанка Светлана Миколенко. По ее словам, тарифы являются частью договора, и кредитно-финансовые организации должны тем или иным образом информировать клиентов о них.

Член правления по взаимодействию с банками и финансовыми институтами, председатель исполнительного комитета ЧРО Союза заемщиков и вкладчиков России Олег Московский говорит, что южноуральцы имеют немало претензий к деятельности банков. «Основная часть жалоб, поступившая к нам в 2009 году, касалась Балтийского банка, ЛОКО-банка, «Агроимпульса», «Русского стандарта», «Хоум Кредит» банка и «ДжиИ Мани Банка», – отмечает он. – Причем главным образом недовольство вызывали кредитные организации, в одностороннем порядке меняющие условия договоров, а также налагающие высокие штрафы в случае образования просроченной задолженности». По его словам, многие заемщики невнимательно читают кредитные договоры и в дальнейшем, если у них возникают трудности в отношениях с банками, просто вынуждены заново изучать то, на что подписались ранее.

Между тем Роспотребнадзор не перестает бороться с баками за права потребителей. За последний год в суде неоднократно разбирались вопросы о включении в договоры возможности одностороннего повышения банком ставок по кредитам, рассматривались споры, касающиеся законности взимания банками высоких штрафов за просрочку платежа. Несколько лет назад кредитные организации обязали раскрывать эффективную процентную ставку по кредиту до момента заключения договора с заемщиком. Все эти меры должны способствовать повышению финансовой грамотности заемщиков. Прописную истину уже должны запомнить все: читайте договор, не устраивают условия – идите в другой банк.

Между тем пока заемщики сами не будут до конца осознавать, на что идут, соглашаясь взять кредит, количество всевозможных споров и судебных разбирательств будет расти.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления