Бизнес «Кредитные» автомобили незаконно попали на авторынки

«Кредитные» автомобили незаконно попали на авторынки

На российских авторынках появилось от 12 тыс. до 20 тыс. кредитных автомобилей, которые перепродаются, несмотря на то, что находятся в залоге у банков. Эксперты называют подобные сделки мошенничеством: заемщики, столкнувшись с финансовыми трудностями...

На российских авторынках появилось от 12 тыс. до 20 тыс. кредитных автомобилей, которые перепродаются, несмотря на то, что находятся в залоге у банков. Эксперты называют подобные сделки мошенничеством: заемщики, столкнувшись с финансовыми трудностями, избавляются от машины, снимая с себя и ответственность за выплату автокредита. Между тем страдает в данном случае покупатель: ведь банк имеет полное право отобрать залоговый автомобиль.

На авторынках страны сейчас продаются порядка 12 тысяч залоговых автомобилей – и это довольно оптимистичная оценка. По пессимистичным прогнозам, число незаконно продаваемых автомобилей, приобретенных в кредит, почти вдвое больше – около 20 тысяч. Согласно оценкам аналитиков коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», с начала 2009 по 1 мая 2010 года российские банки выставили на продажу портфели «плохих» автокредитов объемом 500 млн долларов, что составляет порядка 40 тыс. кредитов. Причем по 30% из них залоги уже утрачены, следовательно, автомобиль был незаконно продан.

По оценкам специалистов Столичного коллекторского агентства, в каждом втором автокредите с просрочкой более двух лет реальна угроза утраты залога.

Недобросовестные заемщики, столкнувшись с финансовыми трудностями или по иным причинам, без согласия банков продают транспортное средство, находящееся в залоге. Раскусить мошенника сложно, так как ГИБДД не имеет общей с банками базы залоговых транспортных средств. Кредитные должники пользуются лазейкой, чтобы обмануть банки и продать залоговый автомобиль: обращаются за изготовлением дубликата ПТС под предлогом утери оригинала документа. Страдает в данном случае ни в чем не повинная сторона – покупатель автомобиля. Эксперты советуют потенциальным покупателям подержанного автомобиля в первую очередь обращать внимание на ПТС: если предоставляется дубликат, есть повод задуматься. Кроме того, подлинник ПТС постоянно требуют при заключении договора и страховые компании, а если предоставляется дубликат, могут отказать в страховке без объяснения причин.

«На моменте заключения договора мы можем принять дубликат ПТС, хотя чаще всего страхователи предоставляют оригинал ПТС или свидетельство о регистрации ТС, – рассказывает генеральный директор СК «Северная казна» Александр Меренков. – Если стоимость автомобиля свыше 1,5 млн рублей, мы обязательно требуем оригинал ПТС, так как данные договоры перестраховываются. По факту мы можем сверить данные только по ПТС, если в дубликате ПТС не прописано, что ТС залоговое, соответственно вся ответственность лежит на страхователе».

«Чаще всего страховщики требуют подлинник, чтобы исключить случаи мошенничества, – комментирует начальник управления агентских продаж филиала Уральская дирекция ОАО СК «РОСНО» Тамара Пастухова. – Если же клиент все-таки предоставляет дубликат, то в таком случае дубликат в обязательном порядке проверяет служба безопасности страховой компании. Если в период страхования выяснилось, что автомобиль кредитный, страховая компания вправе потребовать оплатить дополнительную страховую премию пропорционально степени увеличения риска. В случае отказа клиента договор расторгается».

Если все-таки вскрылось, что приобретенный автомобиль находится в залоге у банка, покупателю придется в суде доказывать свою неосведомленность, однако, как показывает практика, автомобиль все равно будет отобран в счет погашения долга.

«Если машина находится в залоге в банке, положения ст. 302 ГК РФ о добросовестном приобретателе в данном случае не распространяются. Банк, как залогодержатель, имеет полное преимущественное право на изъятие автомобиля, а покупатель – на взыскание уплаченной суммы с продавца. Однако, как показывает практика, это бесполезно, так как человек, «кинувший» банк, вряд ли что-то имеет за душой», – говорит управляющий партнер компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ольга Гольцева. По ее мнению, изменить ситуацию может только внесение изменений в законодательство, чтобы залоги машин и ипотечных квартир регистрировались.

Отчасти искоренить назревшую проблему банки решили собственными силами: сейчас создается общебанковский портал, где можно будет узнать, обременен автомобиль кредитом или нет. Всего в базе сейчас числится около 500 тыс. авто, по VIN-коду можно проверить автомобиль на наличие залоговых обязательств в банке. На данном этапе партнерами проекта являются десять крупных банков, среди которых «Ренессанс Кредит», Альфа-банк, «Нордеа Банк», «Русфинанс банк», «Кредит Европа Банк», ведутся переговоры и со Сбербанком.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления