Бизнес Банки заплатят по «взломанным» счетам

Банки заплатят по «взломанным» счетам

Банки будут обязаны компенсировать своим клиентам пропавшие со счетов денежные средства, если не сумеют доказать, что несанкционированная операция произошла по вине самого клиента. Соответствующие поправки...

Банки будут обязаны компенсировать своим клиентам пропавшие со счетов денежные средства, если не сумеют доказать, что несанкционированная операция произошла по вине самого клиента. Соответствующие поправки в Гражданский кодекс России должны вступить в силу с 1 сентября 2012 года. Принципиальное отличие от действующего порядка компенсации заключается в том, что клиенту не придется самостоятельно доказывать свою невиновность.

Проект поправок в Гражданский кодекс (ГК) обязывает банки компенсировать ущерб клиенту, со счета которого были незаконно сняты деньги. Как говорится в законопроекте, кредитная организация несет ответственность перед клиентом за списание денежных средств со счета неуполномоченным лицом в размере списанной суммы и процентов, установленных пунктом 1 статьи 852 ГК, и в том случае, когда банк не смог установить, что распоряжение выдано неуполномоченным лицом.

Это означает, что разбираться с неправомерной транзакцией, даже в случае, если был введен верный пин-код, предстоит банку. Клиенту не придется доказывать, что даже соблюдая все разумные меры предосторожности, он стал жертвой мошенников. Отметим, что речь не идет о такой ситуации, когда, потеряв пин-код, пострадавший вовремя не обратился в банк и не заблокировал карту. В этом случае вина лежит на клиенте и компенсировать ему ущерб банк не должен.

В законопроекте также прописывается возможность открытия счета с использованием электронных денег, что повышает степень защищенности этой формы платежа. Кроме того, банкам вменяется в обязанность информировать клиентов обо всех операциях, совершенных с использованием электронного средства платежа.

«Ответственность банка за неправомерное списание денежных средств есть и сейчас. В силу ст. 856 Гражданского кодекса России в случаях необоснованного списания банком денежных средств со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и размере, предусмотренных статьей 395 ГК РФ. Изменения всего лишь переносят бремя доказывания факта неправомерного снятия денежных средств: с клиента, который не имеет ни знаний, ни возможности для доказывания того, что не снимал денежные средства лично и не давал пароли кому-либо, на банк – профессиональную организацию, обладающую техническими специалистами, – объясняет старший партнер группы правовых компаний «Интеллект-С» Роман Речкин. – Это изменение, безусловно, разумно и обоснованно».

По словам юриста, на практике банк просто отвечает, что факта взлома системы и неправомерного доступа не было, то есть, был введен корректный пароль, а значит, либо клиент сам снял деньги, либо дал пароль кому-то. В итоге ущерб компенсируется только в рамках возбужденного уголовного дела, если будет доказано, что деньги снял мошенник.

«Не думаю, что инициатива обязать банки компенсировать средства, списанные со счета клиента без его ведома, будет популярной законодательной мерой», – считает региональный директор операционного офиса Промсвязьбанка в Челябинске Андрей Рочев. – Клиент несет персональную ответственность за пользование пластиком и обязан соблюдать банальные правила безопасности. И крайне несправедливо делегировать ответственность за соблюдение клиентом данных норм безопасности банкам. Все-таки у финансовых организаций нет возможности контролировать, по сути, частную жизнь клиента: мы не знаем, какие банкоматы клиент использует для снятия наличных, кому доверяет свою пластиковую карту. Бывают ситуации, когда клиенты демонстрируют крайне несерьезное отношение к собственным деньгам: записывают пин-код на самой карте и, утратив ее, не заботятся о блокировке – все это культивирует мошенничество».

По мнению финансиста, перекладывание ответственности позволит держателям пластика и впредь уделять не слишком большое внимание правилам безопасности. В то же время у каждого клиента есть возможность избежать мошеннических действий со счетом, застраховав свою карту.

Действительно, услуга по страхованию карт сейчас весьма востребована, говорит директор по розничному бизнесу операционного офиса «Челябинский» Альфа-банка Наталья Воронкова. «Еще несколько лет назад такая услуга была мало востребована, но именно в связи с тем, что участились случаи мошенничества с использованием интернет-банка, многие выбирают такой способ защиты своих средств, – рассказывает Наталья Воронкова. – Сейчас около 30% наших клиентов пользуются такой услугой». По ее словам, пока неясно, какой именно механизм будет использоваться для компенсации «уведенных» со счета денег, однако, если это будет делаться достаточно оперативно, то потребность в страховании пластика отпадет.

Читайте также

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления