Долги за коммунальные услуги отразятся в кредитных историях россиян. У злостных неплательщиков могут возникнуть проблемы с получением кредитов – банки учтут информацию, предоставленную управляющими компаниями и ТСЖ, при рассмотрении кредитной заявки. Аккумулироваться сведения о долгах будут в бюро кредитных историй. Таким образом коммунальщики взамен получат еще один рычаг воздействия на должников.
С идеей распространить в России зарубежный опыт сотрудничества бюро кредитных историй (БКИ) с компаниями ЖКХ выступило Объединенное кредитное бюро, которое в апреле этого года создали Сбербанк, «Интерфакс» и международная компания Experian, пишут «Известия». Сейчас в ОКБ содержатся сведения о 32 млн заемщиков, однако оно не является лидером – у конкурирующих бюро база данных гораздо обширнее. Именно поэтому ОКБ решило пойти по западному пути и сделать кредитные истории более содержательными за счет сведений о долгах, предоставленных коммунальными службами.
Финансисты отмечают, что использование данных о задолженности граждан за услуги ЖКХ будет интересно банкам в качестве источника дополнительной информации о заемщике. Но прежде всего данное новшество подарит управляющим компаниям еще один рычаг воздействия на должников.
Свою оценку эффективности предложения дает директор розничного бизнеса ВУЗ-банка в городе Челябинске Денис Николенко.
«Факт наличия задолженности любого рода говорит о финансовой дисциплине потенциального заемщика, и данные сведения, безусловно, интересны банкам. Однако не стоит забывать, что суммы задолженностей могут варьироваться от несколько сотен рублей до десятков тысяч. Поэтому очень важно определиться с критическим размером долга, который стоит принимать в расчет, – говорит региональный директор операционного офиса Промсвязьбанка в Челябинске Андрей Рочев. – Информация о крупных долгах по оплате услуг ЖКХ уже сегодня доступна кредитным организациям и учитывается при одобрении кредита. Не думаю, что, например, правомерно причислять к категории недобросовестных заемщиков клиентов с задолженностью по оплате ЖКХ до одной тысячи рублей».
Опыт зарубежных БКИ говорит об обратном: собираются сведения о всех, даже самых мелких долгах граждан, включая оплату коммунальных услуг, сотового телефона, кабельного телевидения и Интернета. Интерес вызывает любая информация, отражающая платежеспособность и ответственность потенциальных заемщиков. Считается, что в сложных жизненных ситуациях человек в первую очередь задержит небольшие платежи, что может стать первым тревожным звонком для банка, намеренного выдать кредит.
«Должники познаются в малом, – считает начальник юридического отдела управляющей компании «Содружество» Андрей Воробьев. – В народе сложилось мнение, что долг в банке – это важный долг, за который в любом случае надо платить, при этом с оплатой квитанций по коммуналке можно и подождать. Конечно, кредитные организации применяют штрафные санкции, начисляют пени – и забывчивые заемщики быстро реагируют на подобные меры воздействия. Я не раз сталкивался с довольно обеспеченными людьми, которые месяцами не оплачивали услуги ЖКХ, оправдываясь тем, что у них нет на это времени или им неудобно каждый раз ходить в кассу. Долги приходилось взыскивать по суду – оказывается, принудительный способ оплаты для них удобнее. Думаю, что как раз те, кто не хочет иметь даже копеечные долги, и будут добросовестными заемщиками в банке».
Для оценки эффективности подобного сотрудничество важно понимать механизмы взаимодействия компаний ЖКХ и БКИ. На сегодняшний день передача сведений в БКИ регламентируется законом «О персональных данных», согласно которому личная информация может использоваться только с разрешения заемщика. Следовательно, заемщик должен дать согласие на передачу персональных данных не только в банке, но и в управляющей компании. Пока законодательного механизма для информационного обмена между коммунальщиками и БКИ не существует – вся информация о долгах населения предоставляется только по запросу правоохранительных органов, что, безусловно, отражается на полноте имеющихся в бюро данных.
«Процедура передачи и хранения кредитных историй существует относительно недавно, – объясняет Андрей Рочев. – Механизмы взаимодействия банков и БКИ еще не вполне отработаны, что приводит периодическому возникновению ошибок и запоздалому обновлению данных в кредитных историях заемщиков». Проверить достоверность информации можно бесплатно один раз в год (за деньги – неограниченное количество раз). Для этого заемщику нужно узнать, в каком или каких БКИ хранится его досье, направив запрос в Центральный каталог кредитных историй, а затем уже обратиться в конкретное бюро кредитных историй для получения информации.
Мы вышли на улицы города, чтобы узнать мнение челябинцев.