RU74
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Челябинске

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

4 м/c,

южн.

750мм 47%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Бизнес Раскрыл пин-код – компенсации от банка не жди

Раскрыл пин-код – компенсации от банка не жди

Владельцы пластиковых карт, передавшие пин-код или саму карту другим людям, не должны предъявлять банку претензии в случае несанкционированного списания средств. С такой инициативой выступила Ассоциация региональных банков России. Финансисты уже отмечают рост махинаций со стороны недобросовестных клиентов и предрекают возможный всплеск мошенничества в дальнейшем. В ассоциации предлагают ужесточить наказание для недобросовестных держателей карт, пытающихся незаконными методами получить от банка возмещение.

С 1 января 2013 года в силу вступают нормы закона «О национальной платежной системе» (НПС), согласно которым в случае несанкционированного списания средств с пластиковых карт банки должны сначала вернуть деньги пострадавшим клиентам, и только потом – разбираться, кто виноват в их пропаже. Для защиты кредитных организаций от происков карточных мошенников президент АРБ Анатолий Аксаков предложил Банку России не возвращать клиентам списанные средства, если они передали пин-код или саму карту постороннему, и ужесточить ответственность за подобное легкомысленное поведение.

По словам Анатолия Аксакова, около 15% всех операций по несанкционированному снятию средств с картсчетов происходит по вине или инициативе самих владельцев карт. Он утверждает, что в последнее время количество подобных махинаций резко увеличилось.

«Предположим, группа людей едет отдыхать за границу – кто-то – в Испанию, кто-то – в Данию. Меняются карточками и по возвращении в Россию заявляют банкам о несанкционированном списании средств с «пластика», – цитируют «Известия» президента АРБ Анатолия Аксакова. – Требуют потраченные средства с банков. Приносят выписки с карточного счета, заграничный паспорт и ставят ультиматум в духе: «Средства нужно возвращать, я их не тратил, был вообще в другой стране».

В данном случае банкам приходится проводить собственное расследование, в результате дело может дойти и до суда. Однако в большинстве случае несанкционированные списания происходят из-за обычной невнимательности клиентов.«Это довольно распространенная ситуация, и зачастую она связана даже не с мошенническими намерениями, а с элементарной финансовой неграмотностью населения, – говорит директор департамента продаж и продуктов «РОСГОССТРАХ БАНКА» Вилен Ли. – Не думаю, что вступление закона в силу повлияет на эту ситуацию, поскольку клиенты банков, как правило, не в курсе изменений законодательства, а вот мошенники получат дополнительную возможность для преступный действий».

Опротестовать операцию по картсчету, подтвержденную пин-кодом, невозможно и, как правило, в процессе разбирательств клиент узнает, что картой воспользовались родственники или друзья. Узнав подробности, клиенты обычно отзывают обращения – в этом случае претензии с их стороны неправомерны. «Как правило, в договорах банков с клиентами есть положения, касающиеся ответственности держателя карты за безопасное ее хранение, а также за передачу другим людям карты и ПИН-кода к ней, – говорит директор департамента банковских карт СКБ-банка Татьяна Головач. – Таким образом, все операции с картой могут совершаться только ее владельцем. И если клиент говорит, что картой пользовался кто-то другой, это означает халатное отношение клиента к обязанностям, закрепленным в договоре с банком».

Анатолий Аксаков предлагает прописать в законе об НПС не только право банков не возвращать средства, которые были списаны с карт по вине их держателей, но и ужесточить наказание за подобное поведение. По мнению начальника отдела оперативного анализа департамента противодействия мошенничеству и андеррайтинга Банка Хоум Кредит Сергея Попова, ужесточение ответственности клиентов, безусловно, выгодно для банков и формирует для них дополнительную защиту. «Вместе с тем, важно «не перегнуть палку» и найти верный баланс, который бы устраивал как банки, так и клиентов – обычных людей, чьи интересы тоже могут оказаться под угрозой, – говорит Сергей Попов. – В любом случае, до или после возврата денежных средств, ответственность клиентов за мошеннический сговор остается в силе и преследуется по закону».

Некоторые участники рынка также считают вопрос о дополнительном ужесточении наказания клиентов преждевременный – новый закон о НПС уже определяет ответственность сторон при операциях с электронными средствами платежа, но не регулирует отношения сторон при наступлении такой ответственности. В частности, не устанавливает порядок и сроки возмещения, процесс сбора и представления доказательств. В первую очередь, считают финансисты, необходимо определить, как банки смогут доказывать вину клиента, а потом думать, как ужесточать ответственность за легкомысленные действия.

После вступления в силу закона об НПС банки, безусловно пересмотрят подход к отношениям с клиентами, отмечает Татьяна Головач. Скорее всего, клиентам будет предложен выбор между инструментами оповещения банка о потере или краже карты в обмен на расширение прав и мер реагирования со стороны кредитных организаций, если владельцы не захотят вовремя сообщить банкам важную информацию.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления