Бизнес Банки недовольны защитой прав потребителей

Банки недовольны защитой прав потребителей

На днях Ассоциация региональных банков обратилась в Верховный суд с просьбой пересмотреть указание включать кредитование в сферу действия закона о защите прав потребителей. Тем самым представители банковского сообщества пытаются оградить себя от претензий

Фото с сайта www.kp.ru

На днях Ассоциация региональных банков обратилась в Верховный суд с просьбой пересмотреть указание включать кредитование в сферу действия закона о защите прав потребителей. Тем самым представители банковского сообщества пытаются оградить себя от претензий службы Роспотребнадзора. В августе управление надзорного ведомства по Свердловской области по итогам проверки деятельности Home Credit and Finance Bank, занимающегося розничным кредитованием, выиграло судебное разбирательство, обвинив банк в взимании незаконных платежей, комиссий и штрафных санкций. По словам старшего вице-президента Ассоциации региональных банков Ольги Масленниковой, причиной, побудившей обратиться в Верховный суд, стало не столько несправедливое решение суда в отношении Home Credit and Finance Bank, сколько возможность ведомства и в дальнейшем инициировать подобные судебные разбирательства.

В августе федеральный арбитражный суд Уральского округа подтвердил легитимность претензий управления Роспотребнадзора в Свердловской области к Home Credit and Finance Bank, связанных с нарушением закона «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса РФ. Cуд установил, что ряд пунктов в потребительских кредитных договорах банка, занимающего заметные позиции в сегменте потребительского кредитования, противоречат российскому законодательству: как показала проверка Роспотребнадзора, банк предоставлял ссуду на потребительские нужды только при оплате «дополнительных услуг» – открытия и ведения банковского счета. При этом сопутствующие получению займа расходы зачастую превышали сумму процентов за пользование кредитом. Кроме того, в договорах банк прописал собственное право на взыскание с заемщика штрафа в случае возникновения просроченной задолженности. Роспотребнадзор счел условия получения кредита нарушающими права граждан, а федеральный арбитражный суд Уральского округа за выявленные нарушения принял решение привлечь банк к административной ответственности.

Судебное разбирательство вызвало недоумение и беспокойство в банковском сообществе, так как ранее ведомство не занималось проверкой деятельности финансовых организаций. Традиционно контроль за деятельностью банков осуществляют Банк России и Федеральная антимонопольная служба. Участники рынка сочли, что претензии Роспотребнадзора необоснованны, так как ведомство неверно трактует «Закон о защите прав потребителей» и Гражданский кодекс РФ и тем самым, по словам заместителя председателя Уральского банковского союза Евгения Болотина, «подрывает устои банковского дела».

«На территории Челябинской области проверок соответствия деятельности финансовых учреждений российскому законодательству Роспотребнадзор не осуществлял, – сообщает пресс-секретарь территориального управления Роспотребнадзора по Челябинской области Светлана Ожеред. – Чтобы управление Роспотребнадзора выступило с инициативой подобной проверки, необходимо распоряжение руководителей ведомства или обращения граждан».

Возмущенные условиями кредитного договора потребители Челябинской области защитника интересов видят не в Роспотребнадзоре, а в Главном управлении Банка России по Челябинской области и в Управлении Федеральной антимонопольной службы. По словам руководителя Главного управления Банка России по Челябинской области Веры Чирковой, поток жалоб граждан на туманные и словно намеренно запутанные тексты банковских кредитных договоров не иссякает. Однако и у банков есть основания быть недовольными поведением заемщиков.

«Банки вынуждены перекладывать часть кредитных рисков на добросовестных заемщиков, потому что на сегодняшний день у них нет эффективных инструментов для быстрой и точной оценки реальной платежеспособности клиента, – говорит Вера Чиркова. – Бюро кредитных историй создано недавно, на формирование достаточно полной базы данных о пользователях банковских кредитов потребуется время, хотя сведения о наиболее «активных» заемщиках, успевших оформить кредиты в 10-12 банках одновременно, там уже есть».

По мнению первого заместителя председателя правления Челябинвестбанка Сергея Бурцева, несложившаяся культура потребления представляет большую опасность для российских банков, подвизавшихся на ниве розничного экспресс-кредитования.

«С развитием товарного и денежного кредитования населения у многих людей пропало чувство реальности, они разучились жить по средствам, планируя расходы в соответствии с доходами, – говорит Сергей Бурцев. – Около 5% населения вынуждены тратить на платежи по кредитам практически весь свой ежемесячный заработок. Конечно, это негативно сказывается на уровне просрочки по выданным ссудам. Сегодня показатель просрочки в финансовых учреждениях Челябинской области составляет 1,8%, в российской банковской сфере – 2,6% от объема выданных ссуд. О критичности положения с возвратом кредитом можно говорить, когда уровень просрочки поднимется до 8%».

Причин для особенного беспокойства у российских банкиров, казалось бы, пока быть не должно. Но и поводов для оптимизма немного. Ясно одно: потребительское кредитование в нашей стране бурно развивалось в условиях практически полного отсутствия адекватной, отвечающей требованиям современной действительности законодательной базы. Министерство финансов подготовило новую редакцию законопроекта «О потребительском кредите», в которой говорится, что кредитное учреждение обязано информировать потенциального заемщика обо всех расходах по потребительской ссуде. Если выяснится, что потребитель должен нести дополнительные расходы, о которых ему не было сообщено при заключении договора, кредитору придется уменьшить долг на эту сумму. В случае досрочного погашения потребительского кредита заемщик не должен выплачивать штрафов, кроме того, в течение семи дней с момента заключения кредитного договора он может отказаться от предоставленного кредита без объяснения причин и без уплаты процентов за пользование ссудой. Заемщик, временно утративший единственный источник дохода, вправе рассчитывать на отсрочку по кредиту. В ближайшее время документ поступит на рассмотрение правительства. Хотя при наилучшем раскладе законопроект должен был появиться еще три года назад.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления